Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов
, а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.
Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneP4zKag9TA
Как бы ни пытались наши соотечественники искать новые рынки сбыта своей продукции, всё чаще мы слышим о том, что львиная доля экспорта практически любого сегмента российского ЛПК приходится на Китай. Интерес наших партнёров-азиатов год от года не только не угасает, но и распространяется на отрасли, которые, казалось бы, раньше не привлекали компании из Поднебесной.
В попытке удержать внимание китайских бизнесменов и не потерять деловые связи наши предприниматели порой идут даже на невыгодные условия. Что сейчас происходит на китайском рынке и как это влияет на экспорт российских пиломатериалов?
Постоянно говоря о поисках новых рынков сбыта, лесопромышленники страны всё равно живут с оглядкой на партнёров из Поднебесной. Что неудивительно, ведь в этом году крупнейшим зарубежным рынком для российских пиломатериалов по-прежнему остаётся Китай. По данным «Транслеса», именно туда было отгружено 76%, или 5,3 млн тонн, продукции за период с января по сентябрь 2024 года. Хотя это ниже уровня прошлого года на 11%.
По данным таможенной службы Китая, за девять месяцев 2024 года импорт леса и пиломатериалов, в сравнении с 2019 годом, упал на 34%. Эксперты связывают тенденцию к снижению с затянувшимся кризисом недвижимости в Поднебесной.
«Два основных сегмента, которые определяют спрос на пиломатериалы в Китае, — это стройка и мебель. Как многим известно, жилищный пузырь в этой стране стал самым большим, который когда-либо формировался в мире. И на пике своего развития жильё достигало третьего места в общем объёме ВВП страны.
Мы понимаем, что оно финансировалось за счёт заёмных средств, потому что реально располагаемые доходы Китая низки. И неудивительно, что после такого стремительного роста пошло снижение», — говорит старший аналитик информационно-аналитического агентства WhatWood Марина Зотова, обращая внимание на свежую статистику.
За 7 месяцев 2024 года инвестиции в недвижимость упали на 10% и в общем денежном объёме составили 850 трлн долларов, причём из них на долю жилищного строительства пришлось 648 трлн долларов. В этом сегменте также отмечается снижение, которое составило 17% относительно аналогичного периода прошлого года.
«Текущий запас непроданных квартир в Китае побил очередной рекорд за последние 25 месяцев. По оценкам Статбюро Китая, этого объёма достаточно, чтобы поселить 3 миллиарда человек. Хотя это допущение было раскритиковано другими экспертами и считается слишком завышенным: кто-то придерживается оценки в 1-1,5 миллиарда», — говорит г-же Зотова.
На рынок недвижимости оказывает влияние и то, что в стране стареет и сокращается население. По прогнозу ООН, до 2100 года оно снизится с 771 до 631 миллиона человек. Количество заключённых браков, которое падает год от года, тоже вносит свой вклад, как и политика одного ребенка, которая в Китае очень активно реализовывалась до 2015 года.
«Отношениям с Китаем присущи определённые глобальные вызовы. Важно понимать, что эта страна не становится спасательным кругом, если рассматривать его стратегические перспективы. Строительный кризис затянулся в Китае с 2021 года, всем хотелось верить в то, что это ненадолго. Но сейчас есть ощущение, что, несмотря на поддержку государства, которая, естественно, осуществляется, такая ситуация сохранится ещё на 2-3 года.
Всё это влияет на потребление бумаги, фанеры, древесины, и мы ожидаем дальнейшее падение на 3-4% по данным продуктам в Китае», — даёт прогноз эксперт в области маркетинга ООО «Зета Консалтинг» Никита Николаев.
Низкий спрос на древесину, по оценкам экспертов, приводит к усилению конкуренции между странами-поставщиками, особенно за рынок Китая. Здесь нашими основными конкурентами становятся Новая Зеландия, США, Канада, Германия, Финляндия, Швеция.
Марина Зотова отмечает ещё один важный параметр, который оказывает влияние на рынок, — это запасы пиломатериалов и пиловочника.
«Запасы пиломатериалов в порте Тайцан и его окрестностях снизились на 8%, это происходит почти 5 месяцев подряд. На начало сентября фиксировалась цифра 1 млн 150 тыс. пиломатериалов. В течение августа, поскольку запасы снижались, выросли и ежедневные продажи пиломатериалов. Если в начале месяца в день продавали по 16 тыс. м3, то в конце дошли до 21-22 тыс. м3. Запасы хвойного пиловочника в основных портах Китая августе приросли на 4-6 % за счёт поставок из Северной Америки и Европы», — говорит эксперт.
Но в то же время Китай импортирует из этих регионов минимальное количество пиловочника, отмечает директор по маркетингу и внешним коммуникациям «Илим Тимбер» Святослав Бычков. Причина тому — высокая стоимость на материал в западных странах. Таким образом, среди регионов-поставщиков, которые традиционно присутствуют на китайском рынке, Россия продолжает лидировать.
«Качество плантационной хвойной древесины в Китае не позволяет производить значимые объёмы пиловочника. Россия является безальтернативным поставщиком хвойных пиломатериалов на рынок Китая, таким и останется в среднесрочной перспективе. Доля в экспорте из РФ более 70%, а Китай по-прежнему остаётся стратегическим рынком для экспортёров из нашей страны», — заключает г-н Бычков.
Понимая нашу зависимость от спроса со стороны китайцев, в том числе из-за так называемого кризиса, азиатские бизнесмены прессуют наш рынок своими ценами, считает коммерческий директор филиала ООО «Рускон» в Санкт-Петербурге Виктор Сотников.
«Попытки российских экспортёров повысить цену не находят ответа. Мы наблюдаем, скажем так, сберегательную модель потребителя. Зачем мне покупать сейчас, если через месяц будет дешевле? Идёт некоторый прессинг на стоимости, что влияет и на объёмы продаж продукции ЛПК», — говорит он.
В марте-апреле ценовая коньюнктура на китайском рынке сильно изменилась, отмечает
Марина Зотова.
«Впервые за полгода постоянного повышения цены скорректировались вниз. Грусть и печаль почувствовали российские экспортёры, потому что почти полгода до этого цены стабильно шли вверх, и повышение тренда было очевидным. Среднее снижение составило 100-150 юаней за м3. В мае-июне цены стагнировали, а в июле российские поставщики снова получили снижение.
В августе ситуация улучшилась, и экспортёры даже получили небольшое повышение. Аналитики WhatWood не исключают, что на 4 квартал цены стабилизируются, добавив к показателям июля 25-45 юаней за м3», — поясняет она.
Глава лесопромышленного холдинга Segezha Group Михаил Шамолин в конце августа 2024 года заявил, что лесопереработчики на Северо-Западе России столкнулись с резким падением цены поставок в КНР. Если в начале 2023 года покупатели приобретали подобную продукцию примерно за 120 долларов за кубометр, то к осени 2024 г. стоимость поставок снизилась до 20 долларов, а в некоторых случаях — до 4.
У WhatWood другие данные, согласно которым российская ель приросла в конце августа на 7% к июлю, до 235-240 долларов за куб.
«Мы считаем, что ситуация в ближайшие два месяца будет развиваться в позитивном ключе. А в декабре, как исторически сложилось, цена на китайском рынке повышается. Конечно, факторов много, но будем рассчитывать, что зимой китайский рынок нас порадует, возможно, ещё 10-15 юаней в цене получим», — выражает оптимизм г-жа Зотова.
А пока наши производители выжидают позитивных перемен на восточном направлении, Виктор Сотников считает, что нужно диверсифицировать поставки пиломатериалов.
«Если мы будем иметь других торговых партнёров в качестве потребителей продукции российских лесопромышленных комплексов, как было раньше, в лице Европы или, скажем, Северной Америки, то мы сможем иметь более сильную позицию в переговорах с Китаем и не снижать цены, как хотят китайцы», — говорит г-н Сотников и предлагает обратить внимание, например, на Иран.
«Иран сейчас наращивает импорт продукции по западной ветке „Север — Юг”. За весь 2023 год страна импортировала примерно 450 контейнеров, а за 7 месяцев этого года уже 636. То есть мы видим, как новые рынки постепенно увеличиваются в нашем портфеле. То же самое можно сказать про Ирак: число контейнеров в этом году увеличилось до 184.
Понятно, что в абсолютных величинах это крохи, но тем не менее есть куда ещё развиваться и расти. Так, через Новороссийск есть выход в Египет, Турцию, Израиль, Саудовскую Аравию», — отмечает г-н Сотников.
Перспективные рынки — это привлекательная, но всё же призрачная возможность. Тем более что доход от экспорта в некоторые страны едва ли покрывает затраты на логистику. Китай по-прежнему остаётся для большинства едва ли не единственным вариантом торговли, несмотря на то, что такое сотрудничество сопряжено с рядом вызовов.
«О логистике и платежах в последнее время сказано много слов. История с переориентацией в Китай по части цены становится не очень выгодной, особенно учитывая, что общие рыночные цены в КНР также сокращаются. К тому же тормозит сотрудничество осуществление платежей. Последние полгода все только об этом и говорят. Платежи зависают, по разным данным, от трёх месяцев до полугода могут проходить.
Банки настолько боятся вторичных санкций, что стараются как можно меньше взаимодействовать не просто с контрагентами из России, а с контрагентами, у которых есть хотя минимальный российский след, к примеру, наименование на кириллице. Да, есть разные схемы, но все они работают очень недолго, приходится каждый раз вертеться, крутиться, искать новые варианты. Так или иначе эта проблема решается, но порой эти альтернативы становятся дороже», — поясняет г-н Николаев.
Потеря европейских рынков и слабое развитие внутреннего потребления древесных гранул сделали Китай возможной страной для сбыта этой продукции. Но азиаты не спешили соглашаться на это, ссылаясь на законодательство своей страны, приравнивающее пеллеты к отходам. В то же время они давали понять, что законом можно поступиться, если Россия снимет эмбарго на вывоз необработанной древесины — «кругляка». В этом случае китайцы были бы готовы закупать наше топливо.
Заинтересованные лица долго спорили, оценивали риски, но наконец обе стороны сдались. В начале ноября новость о том, что ООО «Лузалес-Тихвин» заключила контракт с китайскими партнёрами на поставку пеллет, облетела всех, кто интересуется этой темой. В связи со строительством новых производственных мощностей сталеплавильных заводов 16-го бюро Китайской железной дороги и увеличением числа жителей города Тяньцзинь правительство региона приняло решение о переводе своих котельных на более экологичные топливные гранулы взамен каменного угля.
Так, российская компания стала экспортёром и получила разрешительную лицензию на ввоз пеллет. В компании возлагают на сделку большие надежды, ведь это поможет загрузить мощность пеллетного производства фабрики на 100%, увеличить прибыль компании и полностью утилизировать опилки, образующиеся в процессе лесопиления. Пока этот случай единичный и судить о дальнейшем сотрудничестве стран в этом направлении невозможно, но, как говорится, первая ласточка полетела, ждём следующих.
Ещё одно направление, на которое наши азиатские соседи направили свой пристальный взгляд, — продукция российского целлюлозно-бумажного производства. Этот год стал богатым на посещение российских ЦБК китайскими делегациями. В предыдущих выпусках мы писали о целом туре для китайских бизнесменов по предприятиям нашей страны.
Ознакомительный тур для крупных и средних переработчиков древесины, целлюлозы и лесоматериалов, а также для трейдеров, заинтересованных в продукции ЛПК из России, был организован командой системы добровольной лесной сертификации «Лесной эталон». Такое сотрудничество означает, что страна, которая раньше мало интересовалась ответственным лесопользованием и сертификацией лесной продукции, теперь развернулась в эту сторону.
Российские производители бумаги, картона, упаковки неоднократно высказывали свою заинтересованность в рынке Китая. Наконец эти связи начали налаживаться и укрепляться. Так, в конце лета одна из крупнейших целлюлозно-бумажных компаний страны «Илим» сообщила о намерении нарастить поставки своей продукции в Поднебесную уже в этом году. В планах предприятия — увеличение объёма поставок до 2,4 млн т.
«Китай, как и прежде, останется главным внешним партнёром российской целлюлозно-бумажной промышленности. Основным драйвером роста поставок в Китай становится новый целлюлозно-картонный комбинат в Усть-Илимске, который был запущен в прошлом году и постепенно наращивает свою производственную мощность», — рассказал старший вице-президент по продажам, управлению цепочкой поставок и упаковочному бизнесу группы Алексей Черняев.
Большую заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве демонстрирует Архангельская область, куда в середине августа прибыла обширная делегация, возглавляемая советником посла КНР в России Гао Шисянем и председателем Союза китайских предпринимателей в России Чжоу Лицюнь. Поводом стала встреча первого судна, доставившего грузы в порт Архангельск по новому логистическому маршруту «Арктический экспресс — 1».
Не обошлось и без посещения крупнейших предприятий региона, в числе которых Архангельский ЦБК. Азиатов интересовала вся технологическая цепочка по выпуску картона, начиная от древесно-подготовительного цеха и заканчивая картоноделательными машинами. Руководители китайских компаний активно интересовались объёмами перерабатываемой древесины и выпускаемой продукции, а также организацией технологического процесса.
«Продукция целлюлозно-бумажной промышленности весьма востребована на китайском рынке, поэтому представители делегации заинтересованы в укреплении и расширении деловых связей с Архангельским ЦБК, увеличении объёмов экспорта продукции комбината в Китай», — отметила во время посещения Чжоу Лицюнь.
Однако часть отечественных производственных площадок целлюлозно-бумажной промышленности географически удалена от границы с Китаем, что несколько затрудняет логистику, но не ослабляет желания наладить деловые связи.
Глава комитета Архангельского заксобрания Александр Дятлов считает, что экспортёры в России в первую очередь сталкиваются с лимитированными возможностями по отгрузке продукции в срок и по разумным ставкам.
Себестоимость продукции и тарифы на перевозку растут, а это негативно влияет на рентабельность, и предприятиям ЛПК выделяется недостаточно грузовых составов, говорит он.
Решить эту проблему в регионе призваны проект строительства глубоководного порта и развитие перевозок по Северному морскому пути.
«Железная дорога, в частности Восточный полигон, сегодня перегружена, поэтому организация круглогодичной навигации по СМП позволит снизить себестоимость доставки, чтобы она была сопоставима с перевозкой сухопутным транспортом. Первое судно из Китая, пришедшее по новому логистическому маршруту „Арктический экспресс — 1”, мы как раз встретили вместе с нашими гостями. Следом за ним идут ещё четыре», — отметил представитель губернатора Архангельской области по развитию Арктики Дмитрий Юрков.
Сложная ситуация с перевозками железнодорожным транспортом в уходящем году изрядно потрепала нервы обеим сторонам. Представитель РАО «Бумпром» отметил, что, на его взгляд, для РЖД продукция целлюлозников и лесопромышленников не является приоритетной, хотя они готовы отгружать большие объёмы, чем уходят сейчас.
Любопытно и то, что партнёры из КНР не только покупают российскую целлюлозно-бумажную продукцию, но и ввозят свою бумагу и картон. Так, в течение двух лет импорт высокосортных бумаг и картонов из Китая вырос с 484 млн долларов в 2021 году до 1,2 млрд долларов в 2023 г.
Президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес» Ольга Калюжная рассказала порталу «РИАМО», что КНР и прежде находилась в списке ключевых торговых партнёров России далеко не на последнем месте, однако с введением известных ограничений китайцы оперативно нарастили своё влияние и поспешили занять освободившиеся ниши, которые прежде принадлежали европейским производителям.
И, пока эксперты констатируют болезненную привязанность целой отрасли к одному внешнему рынку, лесопромышленники продолжают цепляться за него во что бы то ни стало, оправдывая свои действия отсутствием выбора из-за санкционного давления.
Текст: Марина Каталакиди
Отношения России и Китая: сохранить нельзя расстаться
Как бы ни пытались наши соотечественники искать новые рынки сбыта своей продукции, всё чаще мы слышим о том, что львиная доля экспорта практически любого сегмента российского ЛПК приходится на Китай. Интерес наших партнёров-азиатов год от года не...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.