Проблемы сортировки древесины решаемы | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Проблемы сортировки решаемы

Проблемы сортировки древесины решаемы

В современных условиях производства простои и ошибки обходятся очень дорого. Производители пиломатериалов сталкиваются сначала с проблемой оптимизации пиления, а затем — сортировки. Поэтому многие бизнесмены делают упор на автоматизацию всех процессов. Времена полностью ручного труда канули в Лету, в фокусе внимания — точность и скорость, добиться которых можно только на качественном оборудовании.

Не без проблем

«Линии сортировки досок выполняют одновременно несколько задач: непосредственно процесса сортировки, оптимизации досок, сборки пакетов (сушильных или готовых) и упаковки готовых пиломатериалов. От качества всего процесса зависит и цена продукции: рассортированный пиломатериал стоит дороже, чем в смеси.

Без сортировочных линий невозможна работа современных линий пиления. Иногда количество распиливаемых досок доходит до 90 штук в минуту, и рассортировать их по сечениям, а после собрать в сушильные штабеля можно только механизированным способом», — поясняет генеральный директор ООО «Вуд-Энджин» Алексей Ананьев.

До конца 1990-х годов операторы выполняли сортировку только визуально. Один человек может оценить до 40 досок в минуту, номинал 30 досок. На линиях с производительностью 60 досок в минуту работали одновременно два оператора, на 90 досок — три. При этом на каждого сотрудника подавали только «его» доску, другие он не видел.

Толщину, ширину и длину материала определяли датчики. Естественно, такой процесс отставал в скорости и точности по сравнению с сегодняшними мерками. Существуют пределы объёма материала, который можно отсортировать вручную. Люди устают, не справляются с возрастающими количеством работы и могут совершать ошибки по определению сортности. Это влечёт рекламации и, соответственно, убытки.

Никому и в голову не придёт спорить с тем, что оптимизация процесса сортировки позволяет не только снизить себестоимость продукции за счёт автоматизации и ускорения, но и исключить человеческий фактор, уменьшить брак, повысить точность оценки материала.

Даже несмотря на то, что сейчас все линии автоматизированы, проблемы в процессе сортировки древесины наблюдаются регулярно. По словам Алексея Ананьева, большинство их них можно решить.

«Основная проблема на сортировочных линиях — это низкая сменная производительность, которая напрямую зависит от состава и качества используемого технологического оборудования. Здесь проблему решают заменой или добавлением агрегатов и элементов. Сейчас большинство производств эксплуатируют устаревшие устройства подачи, которые не способны быстро и точно выдавать доски поштучно.

Оператору приходится останавливать линию и поправлять доски вручную, что заметно снижает сменную производительность. А проблему решить просто — нужно заменить данное устройство на более эффективные аналоги», — делится мнением г-н Ананьев.

Ещё одной распространённой проблемой он называет завалы досок на горках-элеваторах. Их разбирает человек и тратит на это много времени. Дополнить линию в таком случае можно ступенчатым разобщителем, который разделяет кучу досок на небольшие пачки, удобные для подачи горкой-элеватором.

Практически любую трудность сейчас можно решить благодаря разработанным технологиям. Что же касается разных проблем пакетоформирования, то универсального рецепта нет, говорят эксперты, для каждого случая требуется разработка индивидуального решения или при необходимости замена участка целиком.

Проблемы сортировки решаемы

Производства сегодня

Эксперты признают печальную действительность: западное сортировочное оборудование эффективнее, оно работает на скоростях до 200 досок в минуту (более 3 штук в секунду), больше такой производительности не может показать никто. Несмотря на желание Китая производить и поставлять в нашу страну различную технику, линии сортировки пиломатериала там делать ещё не научились.

«Все линии сортировки пиломатериала собирают по единой, отработанной ещё в прошлом веке схеме. Естественно, преобладают импортные линии, основные производители — шведские, финские и немецкие компании, которые ещё с 1960-х годов начали разработки и изготовление оборудования для сортировок досок. Большая часть работающих в России линий — бывшие в употреблении, отработавшие к моменту демонтажа и перевозки в Россию по 15-20 лет», — делится наблюдениями г-н Ананьев.

Б/у оборудование, конечно, дешевле, но продолжать работу на нём — значит находиться в ситуации неопределённости и даже риска.

Как мы уже не раз упоминали на страницах нашего издания, многие предприятия не спешат обновлять цеха и закупать новую технику, но причина кроется не упрямстве бизнесменов, а в их ограниченных возможностях.

«Необходимость модернизации и замены сортировочного оборудования на действующих предприятиях сегодня достаточно большая, но падение спроса на пиломатериалы на основных рынках отодвигает эти задачи либо до подъёма на рынках, либо до критического разрушения оборудования», — считает г-н Ананьев.

По мнению коммерческого директора ООО «Интехком» Ярослава Романкина, клиенты не спешат инвестировать средства в повышение скорости и надёжности оборудования. Многие ожидают положительных изменений на рынке и восстановления прежнего спроса на продукцию.

«В непростых текущих условиях именно цена играет ключевую роль. Если холдинг может приобрести оборудование со сроком окупаемости 30 лет, то для производства средних размеров с переработкой 50–200 тыс. кубов по готовому пиломатериалу такие сроки просто нереальны. Для них приемлема перспектива двух-пяти лет, не более», — заключает г-н Романкин.

Проблемы сортировки решаемы

Решения есть

Ощущая потребность рынка в собственном качественном и доступном оборудовании, российские производители начали изготавливать свои сортировочные линии для пиломатериала.

«Сегодня две компании могут продемонстрировать линии собственного производства в работе, это Wood-Engine из Санкт-Петербурга и „ИнТехКом” из Вологды. Мы предлагаем линии со скоростью работы до 100–110 досок в минуту, что отвечает требованиям современного лесопиления», — говорит г-н Ананьев.

В свою очередь, Ярослав Романкин отмечает, что многолетний опыт позволил компании создать оборудование, не уступающее европейскому в металлоёмкости, автоматизации и скорости сортировки пиломатериалов. При этом оно в несколько раз дешевле зарубежных аналогов.
И, хотя в России производить сортировочные линии для пиломатериала начали не так давно, десятки реализованных проектов подтверждают, что при грамотном подходе к модернизации сортировочных линий производительность вырастает в разы.

Г-н Ананьев считает, что повысить эффективность можно за счёт добавления и замены элементов оборудования, расшивающих узкие места в технологии, а также замены устаревшей автоматики на новую.

«Для качественной рассортировки требуется достаточное количество накопительных карманов. Теоретическим расчётом и опытным путём доказано, что для сырой сортировки требуется минимум 16, а для сухой — минимум 24 кармана. Чем их больше, тем лучше. На новых строящихся в Скандинавии заводах сырые линии сортировки имеют обычно 40-50 карманов, сухие — 50-60 карманов. Без должного количества карманов невозможно рассортировать напиленный пиломатериал», — поясняет г-н Ананьев.

Г-н Романкин приводит в пример успешный запуск комбинированной линии сортировки пиломатериалов на 40 карманов в Алапаевске. Проект реализуют по заказу компании «ЛесТех», одного из крупнейших в Свердловской области заготовителей и переработчиков древесины.

«Преимуществом российских производителей является возможность обслуживания и ремонта действующих сортировочных линий. Элементы, которые изнашиваются чаще всего, — это стандартные промышленные изделия. Например, цепи, подшипники, валы доступны всегда, их не нужно заказывать или ехать за ними в другую страну.

На каждом заводе есть достаточно квалифицированные механики, электрики, гидравлики, которые контролируют работу линий и поддерживают оборудование в рабочем состоянии», — отмечает г-н Ананьев и предлагает альтернативу устаревшим способам для определения характеристик досок.

«Современное решение — это сканеры, которые работают быстрее и качественнее человека, они не ошибаются, не устают и работают на больших скоростях. Есть сложности с определением некоторых дефектов, как, например, червоточины или некоторые виды гнили, но это не критично.

Ограничением широкого распространения сканеров является их высокая цена. И операторы, и оборудование требуют постоянного обучения, но это является условием повышения качества сортировки», — считает Алексей Ананьев.

«Мы делаем упор на автоматику. Конкуренция в этом направлении сейчас очень высока, но разворачивается она не в оснастке (во всех проектах используется одинаковое оборудование европейского и азиатского производства), а в программном обеспечении. Ведём разработку собственного софта — этим занимается команда программистов. У нас есть 1D-, 2D-, 3D-сканеры. Также производим техзрение, позволяющее осуществлять автоматическую оценку качества пиломатериалов по сортам», — расказывает Ярослав Романкин.

При выборе линий сортировки г-н Ананьев рекомендует опираться на характеристики производительности и надёжности.

«Производительность или скорость работы линии определяет эксплуатационные нагрузки на механизмы и узлы линии. Линии с большой производительностью должны иметь сильный конструктив и большую металлоёмкость, а также мощные приводы, цепи, высокопроизводительную гидравлику и пневматику. Экономия на конструктиве линии при высоких нагрузках приведёт к частым поломкам, ремонтам и простоям», — заключает Алексей Ананьев.


Текст: Марина Каталакиди

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №3 2024

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

ru.freepik.com
Круглый лес: везти или не везти в Китай? 2022 год стал поворотным моментом для всей российской...
Читать онлайн
Новости
Лесные дороги. Чья ответственность?

Строительство, ремонт и обслуживание лесных дорог. Чья ответственность?

Дороги всегда были бедой нашей страны, а те, по которым с делян вывозят сортимент, — ещё более сложная тема. В российских лесах проложено больше 1,8 млн км дорог, а кто за них несёт ответственность, не всегда понятно. Бесхозных быть не должно, но...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.