Фанерные комбинаты «Свеза»: от первой дощечки до мирового признания | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть
Свеза: От первой дощечки до мирового признания

Фанерные комбинаты «Свеза»: от первой дощечки до мирового признания

В составе компании «Свеза» семь фанерных комбинатов, расположенных в разных частях страны. У каждого своя история становления, но общие традиции и амбициозные планы. В 2020 году два комбината «Свезы» отмечают памятные даты: 105 лет исполняется заводу в Костромской области и 110 — предприятию в Санкт-Петербурге.

Для Костромской области всегда была важна лесная промышленность, которая к концу XIX века ограничивалась лесоразработками и сплавом леса по реке Унже. Лесные массивы, удалённые от реки и её судоходных притоков, долгое время оставались нетронутыми. Ситуация изменилась после открытия железной дороги Вологда — Вятка в ноябре 1906 года.

Лесопилка

Вблизи железнодорожной линии начали переработку древесины на месте: отечественные и иностранные предприниматели активно скупали лесные имения и строили небольшие лесопильные заводы.

Завод князя долгорукова

Крупнейшее в этом районе лесопильно-деревообрабатывающее производство создал один из самых известных людей России, видный политический деятель — князь Павел Дмитриевич Долгоруков.

Князь Павел Дмитриевич Долгоруков
Князь Павел Дмитриевич Долгоруков

Ему приглянулось одно из красивейших мест правобережья Унжи — Рычковский Борок. В феврале 1912 года были оформлены документы на покупку участка земли у рычковских крестьян, а уже в конце 1913 года завод выпустил первую продукцию — дюймовый и двухдюймовый тёс. К концу января предприятие набрало проектную мощность, став крупнейшим заводом Кологривского уезда с самой передовой технологией производства.

21 января 1915 года на заводе князя Долгорукова открыли новый цех по производству фанерной дощечки. Эта дата и стала официальным днём рождения Мантуровского фанерного комбината.

Магнитный козловой кран

В то время он представлял собой небольшое деревянное одноэтажное здание, похожее на большой шатёр, а оборудование завода состояло из двух лущильных станков, трёх гидравлических прессов для клейки фанеры и двух станков для обрезки фанеры на определённые форматы.

Помимо основного производственного здания имелись небольшая механическая мастерская и склад готовой продукции. Мощность завода была небольшой — 5 000 м3 фанеры в год. При работе в одну смену было занято 60 человек, в две смены — 100.

Правила внутреннего распорядка на заводе Долгорукова были довольно строгими и предусматривали целую систему штрафов за нарушение порядка. Например, за производство недоброкачественных изделий или порчу машин с рабочего взыскивали до 1 рубля, за опоздание на работу — от 10 до 50 копеек, за приход на работу в нетрезвом виде — от 25 до 50 копеек.

Первый российский экспортёр фанеры

После революции 1917 года завод преобразовали в государственное предприятие — Фанерный завод N0 9 (до сих пор микрорайон вблизи него называют коротко — «девятый»). Капитальный ремонт и обновление оборудования позволили увеличить выработку фанеры, и к 1928 году она превысила 10 м3. Число рабочих с переходом на три смены достигло 850 человек.

Коллектив МФК 9, 1928 г.
Коллектив МФК 9, 1928 г.

С 1924 года завод начал поставки фанеры за рубеж, а в июле 1934 года доля экспортной продукции составляла уже более 40%. Тогда же на заводе наладили выпуск заводской газеты — многотиражки «Мантуровский рабочий» и стенных газет. Во второй половине 1930-х годов на предприятии проводилась реконструкция, основной задачей которой стала замена деревянного корпуса на кирпичный.

Главная проходная, 1967 г.
Главная проходная, 1967 г.

В годы Великой Отечественной войны основным продуктом комбината стала авиационная фанера. Около 800 работников ушли на фронт, более 500 из них были представлены к наградам. В отсутствие мужских рук за тяжёлую физическую работу взялись женщины и старшеклассники мантуровских школ. Тем не менее завышенные планы, обусловленные военным временем, выполнялись полностью, а зачастую превышали запланированные объёмы в 2–3 раза.

Помимо авиафанеры на комбинате выпускали специзделия: артиллерийские лыжи, корпуса для противотанковых мин, обувные подошвы. Среди всех мантуровских предприятий труд фанерщиков в годы войны получил наиболее высокую оценку правительства: трижды коллектив завода завоёвывал переходящее Знамя Комитета Обороны, а его директор Иван Михайлович Михайлов в 1942 году награждён орденом «Знак Почёта».

После войны на территории предприятия появились новые цеха, ввели в эксплуатацию ТЭС. Мощность по выпуску фанеры в 1969 году превысила 60 000 м3.

Сортирование кругляка берёзы

На протяжении всей своей истории Мантуровский комбинат играл важную роль в жизни города — при его поддержке были построены десятки многоквартирных жилых домов, дом культуры, школа, детские сады, профилакторий, пионерский лагерь.

Три поколения верности заводу

Верный показатель стабильности предприятия — формирование трудовых династий, в которых опыт и профессиональные навыки передаются из поколения в поколение. На Мантуровском комбинате таких династий несколько. Одна из старейших — семья Захватовых. Её общий трудовой стаж на заводе превысил сто лет, сегодня на производстве заняты внуки первых работников комбината.

Окорка древесины

Основатель династии Вениамин Иванович Топоров родился в 1929 году. В возрасте 30 лет он устроился на биржу сырья — один из самых тяжёлых участков фанерного комбината. Вениамин Иванович трудился раскряжёвщиком древесины, затем стал бригадиром. Бригада, в которой он работал, дважды завоёвывала переходящий Красный вымпел соцсоревнования. Топорова называли «мастером — золотые руки», неоднократно награждали почётными грамотами и премиями, присвоили звание «Ударник коммунистического труда».

Производственный цех "Свеза"

По стопам Вениамина Ивановича на биржу сырья пришёл его зять Владимир Захватов. Он проработал на комбинате более 20 лет, пройдя путь от выгрузчика древесины до сменного мастера. Трудолюбие, профессионализм и доброжелательные взаимоотношения в коллективе всегда отличали бригаду Захватова. Своим примером он воспитал любовь и доверие к предприятию в собственных детях. Старший сын Владимира, Александр Захватов, более 15 лет отработал газоэлектросварщиком, а его жена Светлана трудится в клеевом цехе.

Отторцовка древесины

По примеру своего деда, отца и старшего брата Андрей Захватов пришёл на комбинат в 1999 году. Он выбрал для себя всё тот же нелёгкий труд раскряжёвщика, или окорщика, на бирже сырья. Его супруга Анастасия Захватова отработала на предприятии около семи лет, до рождения сына Максима. Правнук Вениамина Топорова пока не определился с профессией, и не исключено, что он продолжит трудовую династию.

Возрождение комбината

В годы перестройки Мантуровский фанерный комбинат остался единственным в городе крупным предприятием, работающим стабильно. Он вошёл в список 60 лучших заводов страны и стал победителем всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия».

Строительство обрезного цеха, 1934 г.
Строительство обрезного цеха, 1934 г.

В апреле 2009 года в результате сильного пожара сгорели основные цеха комбината. Скептики считали, что на фоне кризиса вряд ли удастся восстановить крупное промышленное производство в финансово неблагополучном районе области. Однако руководство компании «Свеза», ставшей к тому моменту собственником предприятия, при поддержке региональных властей приняло решение не только восстановить его, но и вывести на качественно новый уровень. Менее чем через год Мантуровский фанерный комбинат отметил своё второе рождение — 9 апреля 2010 года состоялся торжественный запуск производства.

Прошение инженера-технолога В. Л. Хорвата об открытии фанерной фабрики, 1909 г.
Прошение инженера-технолога В. Л. Хорвата об открытии фанерной фабрики, 1909 г.

Сегодня «Свеза» в Мантурове — единственное крупное предприятие, на котором работает 600 человек. Мантуровская фанера известна во многих уголках России. Продукцию покупают потребители в Америке, Италии, Египте, Англии, Дании, Чехии, Словакии, Испании, Нидерландах.

Ежегодно комбинат производит почти 130 000 м3 фанеры для разных отраслей. Например, SVEZA Laser разработана специально для производителей вырубных штампов. Для изготовления мебели и напольных покрытий используют специальные продукты — SVEZA Drawer и SVEZA Parquet. Детскую мебель и игрушки делают из берёзовой фанеры SVEZA Toy, которая соответствует международным требованиям по безопасности. Фанеру Blomberger применяют для внутренней отделки автомобилей «Мерседес», а линейка «Фибо» — основной материал при изготовлении декоративных панелей, покрытых плёнкой HPL.

«Большие ожидания связаны с грядущей сертификацией на производство фанеры Sveza GAZ. В мире работает только пять комбинатов, сертифицированных на производство фанеры для СПГ-танкеров. И мы приложим все усилия для того, чтобы стать шестым», — отметил директор комбината «Свеза» в Мантурове Олег Надеждин.

Усть-ижорский фанерный завод

Комбинат «Свеза» в Санкт-Петербурге — один из старейших в России, в этом году ему исполнится 110 лет. Его история началась с прошения, которое инженер-технолог Владимир Леонидович Хорват направил на имя губернатора Санкт-Петербурга Александра Зиновьева. Бывший статский советник просил «разрешить устройство деревообделочного завода близ села Усть-Ижоры». Он хотел построить предприятие там, где сходились сразу два пути транспортировки, — на берегу реки Малой Ижоры, неподалёку от железнодорожной станции Понтонная.

Общий вид УИФЗ, 1968 г.
Общий вид УИФЗ, 1968 г.

Прочитав обращение Хорвата, уже на следующий день губернатор написал министру торговли и промышленности Василию Тимирязеву: «…ввиду ясности плана я признал возможным, не назначая Комиссии для предварительного осмотра места под постройку упомянутого завода… разрешить учреждение такового».

Данные о количестве произведённой фанеры

В конце декабря 1910 года Владимир Леонидович основал предприятие, которое называлось «Фанерный завод Хорвата». Все станки на производстве были импортными: три лущильных, четыре сушильных, токарный, сверлильный, шлифовально-фанерный. Также имелись три котла для распаривания древесины, два клеевых пресса, круглые и ленточные пилы. Проект энергоснабжения фабрики разработали специалисты питерского машиностроительного завода. Годовой объём выпуска фанеры на предприятии, в штате которого тогда трудились всего 15 человек, составлял 90 м3.

В годы индустриалиализации

В 1918 году комбинат национализировали и переименовали в Усть Ижорский фанерный завод. Рабочие осваивали производство новых видов продукции. Например, завод одним из первых наладил выпуск авиационной фанеры. В советский период его несколько раз модернизировали — перестраивали производственные подразделения, вводили в строй новое оборудование, осваивали новые технологии и виды продукции, необходимые развивавшейся экономике страны. В 1935 году комбинат вошёл в число крупнейших производителей фанеры Советского Союза.

СУИ, 1990-е гг.

В годы Великой Отечественной войны полуразрушенный завод продолжал работать, выпуская не только фанеру, но и другую необходимую для фронта продукцию: лыжи, санитарные носилки, корпуса противопехотных мин, снаряжение для обозов. На комбинате создавали макеты боевого самолёта И-16, прозванного «Ишачком», в натуральную величину их устанавливали на ложные аэродромы для дезориентации противника.

В послевоенные годы комбинат активно развивался и стал крупным высокотехнологичным производством. Помимо фанеры, здесь выпускали дорожные чемоданы, дипломаты, футляры для телевизоров. В 1949 году первую партию продукции отправили на экспорт. А к 1951 году, после коренной модернизации, завод достиг довоенного уровня производства. Разрабатывали и новые виды продукции — например, в 1957 году заработало производство древесно-стружечной плиты.

Выход на новый уровень

В 1997 году Усть-Ижорский фанерный комбинат первым вошёл в состав компании «Свеза». Спустя три года предприятие наградили «Знаком общественного признания», а название комбината занесли в «Золотую книгу Санкт-Петербурга» и «Золотую книгу России». В 2007 и 2008 годах комбинат стал лауреатом и победителем премии Правительства Санкт-Петербурга за достижение в сфере экспорта продукции.

Первый лист ламинированной фанеры, 2005 г.

Сегодня в штате «Свезы» в Санкт-Петербурге более 600 сотрудников, в том числе несколько семейных династий. Объём производства только в 2019 году составил более 120 000 м3. На комбинате установлено современное оборудование компаний Raute (Финляндия), Hashimoto Denki Co., Ltd (Япония), Fezer S. A. (Бразилия), Plytec Oy (Финляндия), Schelling Anlagenbau GmbH (Австрия), Homag (Германия), Costa Levigatrici (Италия), Steinemann (Швейцария).

Спецпродукты и передовые идеи

В прошлом году на комбинате реализовали ряд инвестиционных проектов. В результате в производство запустили специализированные продукты — прочную UV-лакированную фанеру SVEZA Hexa с противоскользящим покрытием и тиснением «гекса». Также работает участок CNC для изготовления фигурных деталей любой сложности из фанерных плит. Новое оборудование для опиловки Shelling позволяет раскраивать фанеру (как белую, так и ламинированную) на любые форматы.

Кроме того, открыт Центр технологического развития для поиска и внедрения передовых идей, направленных на повышение эффективности, запуск новых продуктов и снижение затрат предприятия. Команду Центра составляют эксперты в сфере технологии производства, автоматизации, IT-решений, а также бизнес-аналитики. В 2020 году в модернизацию завода инвестируют почти 3 млрд рублей.


По материалам Мантуровского краеведческого музея

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №2 2020

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Woodex-2021 Главные события выставки Woodex-2021: обзор выставочной...
Перейти к проекту →
Новости
Гидромеханические бульдозеры Shantui

Гидромеханические бульдозеры Shantui: качество, подтверждённое временем

Гидромеханические бульдозеры Shantui — машины, которые прошли проверку временем. Разработкой и производством данного вида...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.