Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов, а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.
Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneLuWRntvy6
Сентябрь для нашей редакции — традиционное время выставок и личных встреч с партнёрами проекта «Лесной комплекс», время интересных диалогов, неспешных бесед и острых дискуссий, которые помогают глубже погружаться в проблематику отрасли. Олег Шаров, генеральный директор ООО «НПО Светлобор», не раз выступал на страницах нашего журнала как эксперт в теме древесной биоэнергетики. Не могли мы обойти её стороной и на площадке ExpoDrev-21 в Красноярске, учитывая актуальность этого вопроса для нашего региона.
Ещё в начале года в министерстве лесного хозяйства Красноярского края обсуждали планы по замене действующих муниципальных котельных на новые теплоисточники с возможностью работы на биотопливе. На первом этапе, в течение 2021 года, планировалось заменить 45 объектов, работающих на электричестве, на втором — малоэффективные угольные котельные. Положительных результатов это должно принести немало: улучшение состояния окружающей среды, уменьшение количества отходов лесопиления, экономический эффект.
Но эта программа — результат работы государственных структур, которые взяли курс на развитие альтернативной энергетики. А что делать с частным сектором? Низкие цены на газ и уголь отнюдь не стимулируют рядовых потребителей к переходу на пеллеты. Хотя главная проблема, по мнению Олега Шарова, в недостатке внимания к этому виду топлива и косности мышления потенциальных потребителей.
— Тепло от пеллет обходится в четыре раза дешевле, чем от солярки или электричества, и в два раза дешевле, чем от сжиженного газа. Что касается угля, то по стоимости он дешевле, чем пеллеты, но имеет ряд недостатков. Например, его зольность намного выше, чем у пеллет. А КПД котлов на угле, напротив, ниже — всего 80%, тогда как у пеллетных — до 92%.
Но потребители мало знают об этом виде топлива. Вернее, почти все о нём слышали, но мало кто понимает, что пеллеты — это стандартизированное топливо. Если провести аналогию с автотранспортом: есть 95-й бензин, а есть солярка, и все мы понимаем, какими характеристиками обладает каждое из этих видов топлива и для какого автомобиля предназначено.
С пеллетами такого понимания у потребителей нет. Очень часто мы видим, как их сжигают в твердотопливных котлах. Это, конечно, возможно технически, но малоэффективно: в таких котлах другой температурный режим, и при сгорании на стенках оседают сажа, деготь. В результате у людей создаётся впечатление, что топить пеллетами неудобно. Но весь вопрос в том, что делать это нужно грамотно, используя правильное оборудование.
— По-вашему, это главная причина того, почему 95% произведённых в России топливных гранул уходит на экспорт, а внутренний рынок практически не развивается?
— Определённо это одна из причин. Есть и другие, например, связанные с логистикой и хранением пеллет. Это дешёвое топливо, конкурировать с ним по цене может только трубопроводный газ. Но пеллет нужно много, и в отличие от того же газа их необходимо доставлять и хранить. Получается, что владелец пеллетного котла берёт на себя функции грузчика: разгружает, перетаскивает, закидывает в котёл. А ведь часто это уже немолодые люди, которым лишняя физическая нагрузка ни к чему. Такое оборудование должно быть простым и удобным в эксплуатации, тогда оно будет востребовано.
Сегодня пеллетные котлы устанавливают в основном владельцы коттеджей, многие жители Подмосковья перешли на отопление твёрдым древесным биотопливом. Как правило, это люди с техническим образованием, которые понимают, как устроено и работает это оборудование. Вторая категория потребителей — коммерсанты, которым необходимо отапливать складские или промышленные помещения площадью до 2 тыс. м2 в тех районах, куда невозможно подвести газ.
— А что насчёт производителей пеллетной продукции, они готовы работать на внутренний рынок?
— Тут тоже интересная ситуация. Мы регулярно принимаем участие в отраслевых мероприятиях: семинарах, конференциях, — где представлены участники пеллетного рынка. И они очень часто жалуются на низкие цены в портах. По последним данным, которые я слышал, — 7500 рублей за тонну. Если учитывать, что себестоимость пеллет по сырьевой составляющей не более 3500 рублей, то получается стопроцентная наценка, очень хороший показатель.
А в конце сезона, например, в Москве их можно будет продавать по 9-10 тыс. за тонну. Достаточно найти склад и просто реализовывать свой продукт на внутреннем рынке по хорошей цене. Но нет, это слишком сложно. Почему? Всё та же косность мышления, которой отличаются нынешние производители. Но со временем, думаю, на рынок придут те, кому сделать это будет не сложно.
Уверен, со временем мы придём к общероссийскому рынку пеллет. У нас очень большой потенциал для развития этого направления. Особенно если при росте масштабов потребления внутри страны производители будут более лояльны по цене, тогда рынок может стать громадным. И, конечно, надо помнить о том, что с введением запрета на экспорт необработанной древесины объёмы отходов деревообработки возрастут в несколько раз. Их нужно будет перерабатывать, и производство пеллет видится мне лучшим вариантом применения этого сырья.
Тем не менее, я считаю, что будущее за пеллетами не только из древесины. В европейской части страны самое дешёвое топливо — это пеллеты из лузги. По техническим характеристикам они примерно такие же, как древесные. Может, чуть хуже, но и цена на них в 2-3 раза ниже. Отапливаться пеллетами из лузги дешевле, чем трубопроводным газом. Думаю, за счёт этой конкуренции стоимость древесных пеллет постепенно будет снижаться.
— А что по части технологии их сжигания — есть ещё куда расти, или сегодня производители пеллетных котлов достигли потолка по части развития технического потенциала?
— Возможности для оптимизации есть всегда, но это будут уже не глобальные изменения, а точечные. Когда мы разрабатывали своё оборудование, то изучили все западные аналоги. Первыми в этом деле считаются австрийцы. Мы ездили на международные выставки, знакомились с новейшими образцами. И пришли к выводу, что основное развитие в этом направлении не то чтобы завершилось, но пришло к логическому итогу, и каких-то революционных открытий ждать уже не стоит.
Концепция у большинства производителей единая, есть общее представление о том, как должно быть построено правильное производство. Некоторые ещё экспериментирует с конструкцией, но на 80%, а может быть, и на все 90% образ эффективной котельной на пеллетах уже сформирован. Дальше нам остаётся решать точечные вопросы и продвигать идею о доступности альтернативной энергетики в массы.
Беседовала Мария Кармакова
Усиление ответственности за нарушение оборота древесины: препятствия на пути к прозрачности
О том, что власти начнут штрафовать лесопромышленников за нарушение правил оборота древесины, мы писали ещё в марте текущего года. Впервые о нём заговорили в ноябре 2023-го, а весной документ приняли в первом чтении. Спустя ещё несколько месяцев...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.