Надежда на малых? | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Мебельная промышленность Сибирского ФО

Надежда на малых?

«Лицо» мебельного рынка Сибири сегодня создает малый бизнес. Небольшие предприятия и ИП сегодня производят более 80% мебели в регионе. Как повлияет на ситуацию экономический кризис?

В 2014 году, по данным статистики, мебельная промышленность Сибирского ФО сработала со знаком минус. Предприятия выпустили на 14% меньше мебели, чем в 2013-ом (в рублевом исчислении в текущих ценах).

Наибольшие потери понесли Красноярский край — минус 35,8% и Новосибирская область — минус 22%. В Омской, Иркутской и Томской областях в первом полугодии отмечался рост: от 3,3% до 16%. Всего в 2104 году в СФО мебели произвели на сумму в 9 189,3 млн руб., без НДС.

Сегодня жители сибирских областей и краев покупают в два раза меньше мебели в расчете на душу населения, чем в целом по России. Эксперты связывают это со сравнительно невысокими темпами роста продаж жилых домов: новые квартиры хочется обставить по-новому — и люди отправляются в магазин за новой мебелью. А поскольку спрос на рынке недвижимости упал, потребность в новой мебели тоже уменьшилась.

Лидеры рынка

Самый активный производитель мебели в СФО — Красноярский край: здесь в предшествующие годы выпускалось около трети сибирской мебели. Омская и Новосибирская области занимали каждая почти по 20%. Алтайский край — около 13%. Иркутская и Кемеровская области — примерно по 10%. В общероссийском объеме производства Сибирь на протяжении последних лет держит около 7%. Основные интересы сибирских мебельщиков сосредоточены в сегменте бытовой продукции. На ее долю приходится примерно три четверти изделий. 30% составляет корпусная мебель. В этой сфере традиционно лидирует Красноярский край: в 2013 году здесь выпускалась почти треть всей корпусной мебели СФО. Вторую ступеньку делили Иркутская и Омская области — примерно по 21%. Офисная мебель в Сибири производится в основном из дерева (около 70%), остальное — из металла. Главные поставщики — Томская область, Красноярский край и Омская область.

Главный игрок

Диваны, кровати, шкафы и мебель для кухни сибиряки в основном покупают у небольших производителей. Предприятия малого бизнеса в Сибири составляют большую часть мебельного сегмента. По данным федеральной службы статистики, в 2012-ом на территории СФО таковых зарегистрировано 222. Крупных и средних компаний — 34. Плюс индивидуальные предприниматели, которые в этой статистике не учитываются. Их в 2013 году насчитывалось более 2520. В Омской области, например, в 2013 году 96% мебельного бизнеса приходилось именно на малые компании и ИП. В Красноярском крае — более 87%. В Алтайском крае — 71%. В Новосибирской области около 62% мебели изготавливалось в этом секторе.

В сегменте крупного и среднего бизнеса к числу основных игроков относят компании «Мекран» и «Командор» (г. Красноярск), кемеровскую «Нова-мебель», «Витра» (г. Томск), Бийскую мебельную фабрику (ТМ «РАДОмебедь»), компанию «Родная мебель» (г. Кемерово); фабрику «Гранд» и компанию «Ахтамар» из Барнаула, мебельные фабрики «Сарма» и «Ивушка» (Иркутская область); компанию «Аванта» (г. Красноярск), Первую российскую фабрику стульев и компанию «Гролл» из Томска, фабрику мебели «Гранд Кволити» из Кургана.

Вопрос рентабельности

В 2013 году почти 84% произведенной на просторах Сибири мебели выпустили малые предприятиями и ИП. Причем небольшие производства тогда показывали более высокую рентабельность, чем их более крупные коллеги. В данных государственной службы статистики говорится, что, например, в Алтайском крае показатель рентабельности небольших компании и ИП составил в 2013 году 4,1%; средние предприятия несли убытки — в среднем 0,8%. Около 78% людей, занятых в сибирской мебельной промышленности, работало в малом бизнесе, остальные 22% — в среднем и крупном. Понятно, что сейчас ситуация изменилась, и после кризиса служба статистики покажет ужасающие цифры.

Синдром отмены

Образовавшийся на сибирском рынке (как и на российском в целом) дисбаланс в пользу небольших компаний и ИП специалисты связывают с тем, что несколько лет назад в стране была отменена обязательная сертификация мягкой мебели.

Если раньше к наполнению, тканям, каркасу, ко всем составляющим предъявлялись определенные требования, то сейчас каждый производитель сам решает, из чего и как ему делать мебель. Это открыло путь мощному потоку дешевых материалов и комплектующих сомнительного качества. В том числе — китайских. Нередко срок службы так называемой кустарной мебели равен ее гарантийному сроку. Единственной гарантией качества, говорят специалисты, сегодня по большому счету является репутация производителя и история его компании. Если предприятию удалось продержаться не менее десяти лет под одним брендом — качество его работы известно, и ему можно доверять.

Мебельное производство

Не конкуренты?

Как говорят представители крупных и средний компаний, с «частниками» они не конкурируют. «Гаражные производители», хотя и выпускают большие объемы, ориентируются, как правило, только на самый нижний ценовой сегмент. И могут демпинговать, поскольку нередко уводят часть своего бизнеса «в тень». Иногда вообще не регистрируют ИП или ООО, тем самым «освобождая» себя от уплаты налогов. Плюс обычно используют дешевые материалы низкого качества.

Предприятия крупного и среднего бизнеса работают в другом сегменте — в основном среднеценовом: более высоком и по цене, и по качеству. И не ставят перед собой задачу потеснить «частников» в эконом-классе. Хотя, по словам представителей предприятий, благодаря большим объемам производства у них есть возможность выпускать некоторые модели мягкой мебели среднего класса по более экономичным ценам. Есть и другое мнение. В одном из интервью начальник отдела продаж новосибирского представительства группы компаний «Эгида» Максим Семенов сказал, что «фабрики, которые делают качественную мебель, закрываются или сокращают свою деятельность, не выдерживая конкуренции с «серыми» производителями».

Мебельное производство

Ниже некуда

В 2015-ом, говорят эксперты, на мебельном рынке Сибири, как и в целом в России — затишье. Говоря языком экономической теории — спад, причина которого – снижение платежеспособности потребителя.

А вот цены на мебель, по прогнозам специалистов, наоборот, пойдут в гору. Снижать их просто некуда. Многие модели сейчас продаются по цене, очень близкой к себестоимости. Выживать производителям как-то надо.

Дефицитные профессионалы

При этом местным производителям приходится конкурировать как с зарубежными поставщиками, так и со своими соотечественниками из других регионов страны. Одна из причин, по которой региональные производители мебели проигрывают «варягам» — нехватка интересных дизайнерских решений. На местном рынке наблюдается острый дефицит профессиональных дизайнеров, готовых создавать новые формы. В результате сибирские мебельщики обычно подражают столичным коллегам, которые, в свою очередь, «копируют» идеи итальянских и других зарубежных дизайнеров. И когда в Сибири производители настаивают на европейском дизайне своей мебели, они, по сути, говорят почти чистую правду. Но часть решений все же создается здесь.

Грамотная стратегия

Преодолеть бурные штормовые воды экономического кризиса, по мнению экспертов, будет легче тем, «у кого лодка меньше и легче». То есть небольшим компаниям и ИП. Малому бизнесу проще сократить издержки и снизить цены. Но крупные предприятия тоже смогут использовать свои преимущества — в виде мощной производственной структуры и больших объемов производства. Сложнее всего, полагают специалисты, придется тем, кто посередине. А самые высокие шансы на выживание имеют компании и ИП с грамотной, максимально продуманной организацией труда, с оптимально рассчитанным штатом и выверенной маркетинговой стратегией.

Шансы на успех

На этом фоне, не исключают эксперты, возможна новая волна ухода части местных игроков с рынка. А также приход новых, в том числе — заморских: в первую очередь в нижнем и среднем ценовом сегменте. Так, шведская IKEA намерена построить один из своих новых гипермаркетов в Красноярске. В СМИ появилась информация о том, что вопрос практически решен.

Уже сегодня на сибирском рынке, по словам здешних производителей, значительную долю занимают федеральные корпорации «Цвет диванов» и «Много мебели». Они влияют на ситуацию, выдавливая местных мебельщиков. Главный аргумент — цена: они готовы давать колоссальные скидки за счет объемов производства и продаж. В этой ситуации, по мнению экспертов, можно ожидать увеличения темпов консолидации, когда более мелкие предприятия будут чаще входить в состав компаний более крупных игроков.

Если говорить о перспективе в целом, то у сибирских производителей мебели есть все шансы повысить свою конкурентоспособность на российском рынке. Благодаря географическому положению региона и большим запасам древесины, здесь можно развивать собственные производства материалов для изготовления мебели: мебельных фасадов, МДФ и ДСП с облицовкой из натурального шпона и других. Как следствие — выпускать более конкурентоспособную по цене конечную продукцию — мебель.

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №5 2015

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

«Магамакс» на выставке «Мебель-2023»: открытость и диалог с... Ещё не так давно фурнитура была узкопрофильным локальным...
Читать онлайн
Новости

«Экстру-Тех»: гарантия качества и обширный сервис

Современные потребители практически не ограничены в выборе расцветок и фактур дверных и оконных конструкций, отделочных профилей из ПВХ, МДФ или алюминия. Однотонные или с «древесным» рисунком, матовые или глянцевые, почти зеркальные — решения...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.