Made in China: стоит ли ждать китайскую технику в российском лесу? | Лесной комплекс
Алтайлестехмаш
Узнать больше Свернуть
Развернуть

ООО «Алтайлестехмаш» предлагает деревообрабатывающие станки по низкой цене.
Мини-заводы от 1 370 000 руб. производительностью от 50 до 250 м3 пиломатериала экспортного качества в смену.
Срок окупаемости от двух месяцев. Оборудование в наличии, минимальные сроки поставки. От станка до механизированной лесопильной линии под ключ.
Большой выбор вспомогательного и околостаночного оборудования.

Реклама. ООО "Алтайлестехмаш", ИНН 2224121990
erid: 4CQwVszH9pWwJxneWXa

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях

Made in China: стоит ли ждать китайскую технику в российском лесу?

Выставка Woodex 2023 наглядно продемонстрировала, что российский ЛПК испытывает нехватку лесозаготовительной техники собственного производства. Импорт необходимых машин тоже вызывает сложности: разумеется, от ставших за 25 лет привычными для отечественных лесозаготовителей харвестеров и форвардеров John Deere, Ponsse, Komatsu и Tigercat отказываться просто так отраслевики не собираются, но поддерживать их «в форме» с каждым годом санкций становится всё тяжелее.

Найти аналоги в Китае тоже оказалось непросто: в отличие от других сегментов, в Поднебесной абсолютно не развито производство харвестеров и форвардеров. Однако и оттуда в Россию везут некоторые образцы лесозаготовительных машин. Машиностроители предлагают переоборудованные гусеничные экскаваторы, однако уже есть слухи о возможном появлении на рынке полноценной китайской техники.

«Лесной комплекс» обратился к экспертам отрасли, чтобы узнать, стоит ли российским лесопромышленникам в поисках форвардера или харвестера обращаться к китайскому рынку и на что следует обращать внимание при выборе машины из Поднебесной? 

Кирилл Осипов, руководитель управления оценки имущества ГК «Альфа-Лизинг»

«Основными видами техники в лесозаготовке являются харвестер и форвардер. Ведущие производители в этом сегменте — страны Европы, Япония и США, но бренды этих стран официально покинули рынок РФ, тем самым создав дефицит как самих машин, так и запасных частей к ним. 

Существует два вида харвестеров: на пневмоколёсном ходу с независимой подвеской, так же как форвардеры (лесовозы), и на базе гусеничных экскаваторов. Первые более производительные благодаря своей уникальной конструкции. Такие машины ведущих марок ещё можно найти на рынке РФ, но, скорее всего, это будет либо параллельный импорт, либо б/у.

Производитель спецтехники „Амкодор“ предлагает колёсные харвестеры и форвардеры. Но у него представлен небольшой модельный ряд, а часть комплектующих — европейского производства, в том числе харвестерные головки и манипуляторы.

Для техники на базе гусеничных экскаваторов есть альтернатива от китайских производителей — это доукомплектованный гусеничный экскаватор, где установлены дополнительные защита кабины, ходовой части и линия гидравлики. Иногда в нём может быть предусмотрена гусеничная тележка с более высоким просветом — это специальная версия для более сложных условий эксплуатации. Альтернативы колёсным харвестерам и форвардерам на рынке РФ у китайских производителей пока нет.   

Если говорить о второй альтернативе в виде харвестеров на базе гусеничных экскаваторов, есть уже как минимум три китайских бренда, что хорошо себя зарекомендовали как производители спецтехники, в том числе экскаваторов 20–30 т, на базе которых, собственно, и делают экскаваторы-харвестеры. Их плюсы — это доступность для покупки, в том числе их стоимость, официальные поставки в РФ, меньше проблем с запасными частями.

При выборе машины необходимо в первую очередь обращать внимание на поставщика: он должен быть официальным дилером продаваемой техники. Затем обязательно стоит смотреть на склад запасных частей, ГСМ и сервисную службу. 

Наблюдая за интенсивностью роста доли техники китайского производства и её модельного ряда на рынке РФ, можно предположить, что перспектива на 2024 год — это рост числа китайских производителей ещё и на рынке лесозаготовительной техники».

Владислав Батовалкин, эксперт в отрасли ДСТ с 13-летним опытом работы, ранее сотрудник российской дистрибуции JCB Russia и Doosan Infracore

«На сегодняшний день у отечественных лесозаготовителей выбор техники для лесного комплекса не велик, точнее, его практически нет. Кроме экскаваторов китайских брендов, что впоследствии переделываются под работу с харвестерной головкой, официальных поставок John Deer, Ponsse, Komatsu и Tigercat нет — остаётся только параллельный импорт, который очень мал в этом сегменте. С конца 2022 года ПАО „КамАЗ“ представило харвестер и форвардер, но они пока не пошли в серию и находятся на стадии испытаний. Белорусские коллеги из „Амкодора“ производят модели харвестеров и форвардеров, но их выпуск небольшой, поэтому отечественным производителям есть куда стремиться.

В свою очередь, в КНР производство машин для лесозаготовки, таких как харвестеры и форвардеры, не развито. Фокуса на развитие производства этого типа машин у китайских производителей не было. После ухода западных брендов ниша, которую необходимо заполнить, осталась пуста. Яркий пример — это рынок сочленённых самосвалов, где китайские компании уже используют указанный фактор, начали развивать это направление: первые поставки уже есть. То же самое происходит и со специализированной техникой для лесозаготовки, по которой в Поднебесной уже ведутся разработки, и, думаю, в скором времени мы увидим первые опытные образцы, поставленные в РФ.

Пока в лесном комплексе китайские производители могут предложить только экскаватор, дооборудованный под работу с харвестерной головкой и оснащённый дополнительной защитой. Считаю, это и является его основным недостатком, так как всё же у экскаватора — другие задачи и он не является специализированной машиной для леса. А основное преимущество китайской техники — меньшая цена по сравнению с машинами европейских и японских брендов, ввезённых по параллельному импорту и переоборудованных для работы с харвестерной головкой.

Полагаю, что дефицит техники сохранится и в 2024 году, так как на рынке не будет достаточного предложения по харвестерам и форвардерам, чтобы удовлетворить спрос отечественных лесозаготовителей. Кроме техники, производимой „Амкодором“, и машин, ввезённых по параллельному импорту, ничего на рынке больше нет. Возможно, ситуация несколько улучшится в III–IV квартале, но это покажет время».

Александр Цыганов, профессор, заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости.

Александр Цыганов, профессор, заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости в Финансовом университете при Правительстве России

«Преимущества китайской техники на сегодня — в её относительной доступности, быстроте появления новых предложений и цене. Примерно такая ситуация наблюдается в целом на рынке автотранспорта и спецтехники. И именно это же позволяет рассчитывать на появление китайских аналогов лесозаготовительных машин и навесного оборудования. Нужно понимать, что скорость их возникновения на рынке отчасти диктует слабое качество первых образцов и отработку функционала по мере возникновения нареканий и рекламаций, предложений по совершенствованию и переделке.

За последние пять лет отношение потребителей изменилось, и от практически неприятия китайских автомашин и техники многие перешли к их приобретению и использованию, понимая ситуацию на рынке. 

Исходя из ситуации, сложившейся на авторынке, при заказе китайской техники стоит обращать внимание на такие факторы, как возможность гарантийного ремонта в специализированных центрах (при их наличии), присутствие запчастей и сроки их поставки, ремонтопригодность как таковая, качество металла и его покраски, что часто вызывало проблемы ещё несколько лет назад (чрезмерно тонкий прокат, быстрая коррозия кузова и деталей), заявленная и реальная мощность двигателя, качество коробки передач.

Можно провести относительно простой тест — запросить условия страхования такой техники в нескольких компаниях и убедиться в желании или нежелании с ней работать. В случае ощутимых проблем с запчастями и сложностей с ремонтом страховщик или уклонится от заключения договора страхования, или предложит запредельно высокий страховой тариф. В дальнейшем нужно будет отслеживать ситуацию: страховые компании достаточно быстро наращивают свою компетенцию и налаживают отношения с ремонтными центрами при возникновении потребности.

Перспективы у китайской лесозаготовительной техники в России есть, но многое будет зависеть от реализации политики импортозамещения, в рамках которой вполне можно наладить выпуск российской техники, а главное от соотношения цена — качество китайских производителей харвестеров и форвардеров в случае их реального появления на российском рынке». 

Александр Стрельников, генеральный директор российско-китайской компании RusTransChina с 25-летним опытом работы и проживания в Китае

«На сегодняшний день ситуация на рынке лесной техники в России может быть охарактеризована наличием таких факторов, как:

  • рост спроса: общий спрос на лесную технику в России продолжает повышаться. Это связано с развитием лесной промышленности, увеличением объёмов лесозаготовок и необходимостью обновления парка техники;
  • развитие отечественного производства: в последние годы Россия активно развивает собственное производство лесной техники, что способствует сокращению зависимости от импорта и созданию новых рабочих мест;
  • технологические инновации: в лесной технике наблюдается внедрение новых технологий, таких как автоматизация процессов, использование датчиков и аналитики данных. Это позволяет повысить эффективность работы и снизить воздействие на окружающую среду;
  • конкуренция на рынке: рынок лесной техники в России достаточно конкурентен. Кроме отечественных производителей, на нём присутствуют и иностранные бренды. Это создаёт ситуацию разнообразия моделей и вариантов выбора для потребителей;
  • поддержка государства: правительство России активно помогает лесной отрасли развиваться и предоставляет различные меры поддержки для лесозаготовительных предприятий, включая льготные условия кредитования и субсидии.

Поднебесная может предложить нашим лесозаготовителям различные варианты лесной техники по конкурентоспособным ценам. Китайцы также активно развиваются в области технологических инноваций и предлагают современные решения для лесозаготовительной отрасли. Однако при выборе их техники следует учитывать качество, надёжность и сервисную поддержку.

Когда из-за санкций становится сложнее и дороже поддерживать импортные машины в рабочем состоянии, предприятиям ЛПК стоит обратить внимание на такие аспекты при выборе нужной машины, как:

  • надёжность и качество техники: выбор надёжной и качественной техники может снизить риски поломок и увеличить эффективность работы;
  • наличие запасных частей и сервисная поддержка: важно убедиться, что для выбранной техники доступны запасные части и профессиональная техническая поддержка;
  • локальное производство: рассмотрите возможность выбора техники, которая производится или собирается в России, чтобы упростить обеспечение запасных частей и сервиса».

Практически все опрошенные нами эксперты сходятся в едином мнении: перспективы у машиностроителей из Поднебесной на российском рынке есть, и аппетиты у них непомерные. После ухода европейцев на российском рынке образовалась большая пустующая ниша, которую китайцы очень уж хотят занять.

Пока их предложения ограничены, однако все знают, насколько предприимчивы китайцы, поэтому в ближайшие годы можно ожидать «пожелтения» лесной техники и появления на делянках полноценных форвардеров и харвестеров с эмблемой «Made in China».  

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

«Экстру-Тех»: гарантия качества и обширный сервис Современные потребители практически не ограничены в выборе...
Читать онлайн
Новости

LEUCO: деревообработка по принципу золотого сечения

На Woodex 2023 компания LEUCO представила инструмент с особой геометрией режущей кромки по принципу Фибоначчи. Заместитель генерального директора дочернего предприятия в России ООО «Лойко Рус» Фарид Акчурин рассказал о том, как инженеры компании...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.