Если есть предприятия, чья судьба неотделима от истории страны, то ЗАО «Лесмаш» как раз входит в их число. Лесозаготовительный бум, выпуск боеприпасов для фронта в Великую Отечественную, послевоенное восстановление, «лихие 1990-е» — это не только исторические вехи государства, но и этапы развития завода, 3 марта 2019 года отметившего свой 85-летний юбилей.
Завод основан в далёком 1934 году, когда молодому советскому государству требовалось наладить выпуск оборудования для лесной промышленности, чтобы строить и отапливать жильё.
Тогда на базе трактороремонтной мастерской треста «Ураллес» и был создан Свердловский автомехкомбинат, где ремонтировали отечественные и импортные автомобили и тракторы, работающие в ЛПК Урала.
Через год здесь начали делать запчасти для лесозаготовительных механизмов, ещё через несколько лет освоили производство окорочных станков, затем совместно с Уральским лесотехническим институтом были разработаны и изготовлены первые продольные транспортёры, названные бревнотасками Б-19.
В августе 1941 года по требованиям военного времени автомехкомбинат преобразовали в Свердловский механический завод, на котором сначала стали изготавливать мины, а потом и артиллерийские снаряды, черновые заготовки для которых поступали с Красноярского механического завода, после чего их обрабатывали, начиняли порохом и отправляли на фронт.
В войну на Свердловском заводе, как и на других предприятиях страны, работали преимущественно женщины, старики, вернувшиеся с фронта инвалиды и подростки 14–16 лет. В 1943 году на предприятии появилась первая комсомольско-молодёжная бригада Михаила Чиканцева, которая взяла на себя обязательства работать «по-фронтовому», то есть за себя и тех, кто сражался с фашистами. Люди трудились самоотверженно: выполняли до 400–500% от нормы выработки. С 1944 года заводчанам стали ежемесячно присваивать звания «Стахановец военного времени», иметь которое было очень почётно. Но не ради званий и наград в годы Великой Отечественной войны стояли у конвейеров рабочие без сна и отдыха. Все прекрасно понимали: чтобы победить врага, вооружённого до зубов, нужно оружие.
В 1944 году, когда в войне назрел перелом, завод получил новое задание — организовать производство гражданской продукции — транспортных вагонеток, грузоподъёмников для лесной промышленности. Возобновился ремонт машин и изготовление запчастей.
В послевоенное время в Свердловске стали делать узлы к саням ТОС-20, передвижные электростанции Л6 и Л12 для электропил. А тот самый бригадир Михаил Чиканцев проработал на предприятии более 50 лет и ушёл на пенсию в 1991 году в должности начальника бюро технологического отдела.
Потребовалось несколько десятилетий, чтобы перестроиться на новый лад, осваивая всё новые виды техники, в которой тогда нуждалась страна.
В 1965 году предприятие из военного ведомства переходит в подчинение Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения, ему дают новое имя — Свердловский завод лесного машиностроения.
К 1970-му объём продукции вырос вдвое. На тот момент завод становится одним из ведущих в сфере лесного машиностроения. Это единственное в Союзе предприятие, где выпускают полуавтоматические линии по раскряжёвке хлыстов и автоматизированные сортировочные транспортёры. Практически каждый кубометр древесины, поступающий из леса на нижние склады лесозаготовительных предприятий страны, проходил через технику, изготовленную здесь.
С начала 1980 года на заводе проводится большая работа, чтобы наладить серийное производство сучкорезных машин ЛП-33 на базе трелёвочного трактора ТТ-4. Это совместная разработка с Центральным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом механизации и энергетики лесной промышленности.
В последующие годы свердловские инженеры занимались усовершенствованием конструкции, повышением надёжности, качества и выпуску новых моделей этих машин. Почему эта разработка оказалась столь значимой? До её появления деревья от сучьев очищали вручную топором, и эту тяжёлую и травмоопасную работу выполняли в основном женщины.
Эффективность сучкорезных машин в лесу оценили настолько высоко, что завод и ЦНИИМЭ были выдвинуты на присуждение Государственной премии, а годовой объём выпуска этой техники увеличился до 1000 штук.
В Перестройку под руководством Владимира Львовича Лившица завод одним из первых в стране начал работать на арендных условиях. Это был первый шаг к самостоятельности.
В мае 1992 года, выкупив имущество у государства, предприятие становится акционерным обществом закрытого типа «Екатеринбургские лесные машины». Генеральным директором ЗАО «Лесмаш» в то время выбрали Бориса Александровича Оглоблина, который сумел адаптировать производство к новым экономическим реалиям и руководил заводом в течение 20 лет.
«Это было трудное время, когда для сохранения коллектива завода приходилось браться за изготовление любых изделий. Требовалось оборудование и оснастка для стройиндустрии — конструкторы завода разрабатывали и ставили на поток строительные подъёмники, металлоформы для дорожных плит, металлоконструкции для строительства жилых домов в северных районах Тюменской области.
Сложность решения этой задачи состояла не только в том, что нужно было в короткие сроки освоить производство новой для завода продукции, но и изготовить её на более качественном уровне по сравнению с конкурентами. Рынок требовал…» — вспоминает председатель совета директоров ЗАО «Лесмаш» Борис Оглоблин.
Мировой кризис 2008–2009 годов стал новым вызовом для предприятия. Когда спад отечественной лесной индустрии достиг 80%, руководство завода снова приняло решение осваивать новые отрасли и рынки сбыта.
Производственные мощности позволили наладить выпуск сложного оборудования для нефтегазовой промышленности, и благодаря стабильным заказам завод смог выстоять в нелёгкое время.
Поэтому сегодня, наряду с продукцией для лесоперерабатывающих предприятий и фанерных комбинатов, «Лесмаш» производит узлы буровых установок.
Предприятие самостоятельно способно разработать и изготовить гидроцилиндры диаметром до 280 мм, телескопические гидроцилиндры и другую продукцию по заданию заказчиков.
Завод входит в число основных отечественных поставщиков домкратов, опор, гидравлических агрегатов и гидроцилиндров буровых установок.
Завод постоянно инвестирует значительные средства в модернизацию оборудования, совершенствование технологических процессов, позволяющих увеличить качество производимой продукции. Построен новый участок термообработки, реконструированы участки гальванопокрытий и производства гидроцилиндров.
Современные технологии позволяют выпускать оборудование, не уступающее импортным аналогам. За счёт собственных средств силами заводских конструкторов и технологов предприятие разрабатывает новые образцы техники.
«Большинство выпускаемого на заводе оборудования создано по индивидуальным проектам в соответствии с техническими заданиями заказчиков. Именно высокая квалификация специалистов нашего конструкторского бюро позволяет успешно конкурировать с производителями аналогичного оборудования», — делится генеральный директор Андрей Пермяков.
На заводе трудятся замечательные люди. Пусть рассказать обо всех в рамках одной статьи не получится, но некоторых всё-таки назовём.
Главный конструктор Алексей Иванович Лесных работает на этом предприятии почти 50 лет. По словам коллег, его вклад в разработку основных видов продукции завода неоценим, но его заслуга — не только решение сложных производственных задач, но и подготовка достойной смены грамотных и талантливых конструкторов. Отдал 45 лет заводу начальник транспортного участка Василий Егорович Родин. Начинал токарем, затем был назначен мастером механосборочного цеха, инженером-технологом, начальником бюро инструментального участка. Без отрыва от производства окончил лесотехнический техникум. Его характеризуют как ответственного, трудолюбивого, преданного заводу руководителя.
Среди многочисленных достижений Василия Егоровича помимо грамот и дипломов — победа во Всесоюзном соревновании ведущих профессий.
Продолжатель трудовой династии Андрей Сафонович Южаков пришёл на завод более 30 лет назад оператором станков с ЧПУ, после многих технологических перипетий вырос в грамотного директора производства.
Токарь Николай Иванович Сухих работает на предприятии с 1990 года. Он освоил работу на всех типах станков с программным управлением. За добросовестный труд и высокий профессионализм награждён различными почётными грамотами и знаками отличия. Социальная политика предприятия направлена на поддержание достойного уровня жизни заводчан.
До сих пор активно действует профсоюзная организация. Заработная плата выплачивается регулярно и планомерно повышается с учётом роста инфляции. ЗАО «Лесмаш» выдаёт сотрудникам беспроцентные ссуды на приобретение жилья, дотирует посещение плавательных бассейнов, приобретение путёвок на санаторно-курортное лечение, а для детей сотрудников — в оздоровительные лагеря. Оказывает ежемесячную материальную помощь ветеранам завода, выплачивает различные пособия.
Предприятие участвует в спортивной жизни района и города. Генеральный директор ЗАО «Лесмаш» Андрей Пермяков подаёт личный пример. Он капитан команды ветеранов «СКА Свердловск» по хоккею с мячом, неоднократный победитель и призёр международных и российских первенств по хоккею с мячом среди ветеранов, мастер спорта.
Основным профилем для завода всегда была и остаётся лесная промышленность. За время своего существования предприятие освоило производство более ста наименований разнообразного лесопромышленного оборудования. Высокий технический уровень, качество и надёжность техники отмечены дипломами многих лесопромышленных выставок и ярмарок, сыскали положительные отзывы потребителей.
Оборудование «Лесмаш» успешно работает на многих предприятиях России, в частности на «Югорском лесопромышленном холдинге», в Братске, Иркутской и Томской областях, на Уфимском, Пермском фанерных комбинатах, ПАО «Свеза Верхняя Синячиха». В Республике Беларусь реализовано восемь проектов: Бегомльский, Осиповичский, Лепельский, Верхнедвинский, Стародорожский лесхозы, фанерные комбинаты Речицадрев, Бобруйский «ФанДОК», и идёт работа ещё по трём проектам для лесного комплекса.
Предприятие имеет положительные результаты финансово-хозяйственной деятельности. Темпы роста объёма производства в 2018 году составили 125,3%.
Важнейшим подтверждением статуса ЗАО «Екатеринбургские лесные машины» на российском рынке лесозаготовительной техники являются награды и дипломы многих специализированных выставок.
Предприятие развивается, вносит реальный вклад в развитие города и области. Что ждёт впереди? Кто знает?! Наверняка какие-то очередные вызовы… Ясно одно — история завода продолжается.
Практически каждый кубометр древесины, поступающий из леса на нижние склады лесозаготовительных предприятий страны, проходил через технику, изготовленную на заводе «Лесмаш».
3 марта 2019 года исполнилось 85 лет ЗАО «Екатеринбургские лесные машины» — правопреемнику Свердловского завода лесного машиностроения.
«Развитие и само существование завода стало возможным благодаря тому, что в период общего спада производства предприятие сумело сохранить основные кадры квалифицированных рабочих и ИТР, смогло мобилизоваться и перестроиться к условиям рыночной экономики», — резюмирует Андрей Пермяков.
В России и за рубежом работает 59 сортировочных комплексов «Лесмаш».
Подготовил Илья Куренков
Переходный период для ФГИС ЛК: три месяца без штрафов
2025 год начался с внедрения ФГИС ЛК по всей России. Впрочем, процесс запуска системы не прошёл без эксцессов. Так, по инициативе профильной комиссии по лесному комплексу «ОПОРА РОССИИ» направила письмо на имя вице-премьера РФ Дмитрия Патрушева, в...
Читать далее...
Ценные породы древесины: описание, свойства, применение
Несмотря на широкий выбор высокотехнологичных современных материалов, дерево по-прежнему не имеет себе равных в индивидуальном строительстве. В России из него сейчас возводится около 30% частных домов, а ИЖС в последние 5 лет составляет более...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.