Харвестер или экскаватор? Обсуждаем разницу и преимущества | Лесной комплекс
Алтайлестехмаш
Узнать больше Свернуть
Развернуть

ООО «Алтайлестехмаш» предлагает деревообрабатывающие станки по низкой цене.
Мини-заводы от 1 370 000 руб. производительностью от 50 до 250 м3 пиломатериала экспортного качества в смену.
Срок окупаемости от двух месяцев. Оборудование в наличии, минимальные сроки поставки. От станка до механизированной лесопильной линии под ключ.
Большой выбор вспомогательного и околостаночного оборудования.

Реклама. ООО "Алтайлестехмаш", ИНН 2224121990
erid: 4CQwVszH9pWwJxneWXa

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Экскаватор SANY с российско-китайской харвестерной головкой. Фото: ГК «Техноком»

Харвестер или экскаватор? Обсуждаем разницу и преимущества

С введением санкций вопросы, касающиеся выбора оборудования для лесной промышленности, приобрели новое значение. Так, ещё до кризиса лесозаготовители вели споры о том, в каких условиях предпочтительнее использовать специализированный харвестер, а когда стоит сделать ставку на экскаватор с харвестерной головкой.

У каждого вида машин свои преимущества, связанные с условиями эксплуатации и объёмами заготовки. Сегодня в игру вступают новые факторы, такие как рост сроков поставки техники, скачки курса валют и логистические издержки.

«Это произошло не сегодня и даже не вчера, лесозаготовители начали использовать экскаваторы в качестве лесозаготовительных машин довольно давно, особенно на Северо-Западе, потому что в этом решении есть свои плюсы. А с уходом специализированных харвестеров тенденция усилилась, поскольку возник дефицит колёсных машин.

И те, кто раньше не покупал такую технику, тоже начинают использовать её в своей работе. Сколько ещё продлится такой повышенный интерес к экскаваторам, зависит от того, как скоро на российский рынок вернутся поставщики специализированных харвестеров и появятся новые игроки в этом сегменте», — считает руководитель отдела продаж техники и оборудования ГК «Техноком» Евгений Никулин.

Заместитель гендиректора по коммерческим вопросам компании ООО «Амкодор-Онего» Олег Маслов подтверждает: идея переоборудования экскаватора в харвестер не нова, эта технология применяется со времён появления первых харвестерных головок.

Но если харвестер изначально разрабатывался как специализированная машина для валки леса, где двигатель, гидравлика, системы управления, рабочие органы — словом, все ключевые элементы заточены под конкретные задачи, то экскаватор создавался для решения строительных задач, далёких от условий работы в лесу.

«Требования, предъявляемые к лесным машинам по таким основным параметрам, как вес, габариты, производительность и проходимость, накладывают определённые трудности при работе экскаватора в лесу. Недостаточно просто навесить харвестерную головку и отправить машину на лесосеку, её нужно тщательно подготовить: установить защиту, дополнительное освещение, подключить управление, провести пусконаладочные работы, а также обучить операторов.

По производительности экскаваторы уступают колёсным собратьям — показатели в пределах 60–70%. Однако стоит отметить универсальность таких машин: в межсезонье их можно использовать, к примеру, для строительства или содержания лесных дорог. Новый всплеск интереса и внимания к экскаваторам, оснащённым харвестерными головками, напрямую связан с действующими проблемами в отрасли.

Это вынужденный шаг, на который идут потребители из-за прекращения поставок привычной для них колёсной техники и сокращения объёмов лесозаготовки. По мере стабилизации рынка спрос на такую технику начнёт снижаться, но всё зависит от того, какими темпами будет восстанавливаться отрасль», — прогнозирует представитель ООО «Амкодор-Онего».

«Гусеничный харвестер имеет хорошую проходимость, мощную гидравлическую систему, прост в эксплуатации и обслуживании. Самое главное его преимущество — невысокая стоимость приобретения и содержания относительно колёсных машин, доступные запчасти и сервисное обслуживание.

После ухода с российского рынка иностранных поставщиков колёсных лесозаготовительных машин преимущества харвестера на базе гусеничного экскаватора стали очевидны, и, как следствие, мы видим рост интереса лесозаготовительных предприятий к покупке таких машин», — отмечает генеральный директор ООО «Бизнес Спецтехника» Сергей Жаров.

Харвестерная головка AMKODOR
Харвестерная головка AMKODOR. Фото: ООО «Амкодор-Онего»

Быстрее, выше, сильнее

Евгений Никулин напоминает, что сторонники использования гусеничных экскаваторов и колёсных харвестеров были всегда, у того и другого вида техники есть свои плюсы и минусы.

«Колёсная машина — специализированная, изначально более производительная, чем переоборудованный в харвестер экскаватор. Хотя это в многом зависит от квалификации оператора, хорошо обученный специалист может показать высокую производительность и на гусеничной машине.

Харвестер более эффективен при эксплуатации на неровной гористой местности и мобильнее, чем экскаватор, что актуально, если машину нужно перегонять между небольшими делянками на расстояния более 10 км. В отличие от гусеничной машины, колёсную не придётся грузить в трал и перевозить, такое расстояние она без проблем преодолеет самостоятельно», — подчёркивает представитель ГК «Техноком».

Также он отмечает, что колёсные машины более экономичны по расходу топлива, хотя и экскаваторная техника с каждым годом совершенствуется в сторону экономии, так что этот её недостаток нивелируется. К тому же экскаватор сам по себе дешевле: по оценке Евгений Никулина, если до введения санкций разница в стоимости между колёсными и гусеничными машинами составляла от 30 до 50%, то сейчас доходит до 80%.

«Сложности с доставкой европейских харвестеров отражаются на ценнике, такие машины сегодня в Россию завозят параллельным импортом, продавцы поднимают цены на них, причём не только на новую технику, но и на б/у машины тоже.

Соответственно, есть сложности и с доставкой запчастей, да и на них цена тоже будет существенно выше, чем на экскаватор. Гусеничные машины проще по конструкции, а значит, и стоимость их обслуживания ниже.

В харвестере больше систем, фильтров, её обслуживание и дороже, и времени требует больше. Экскаватор, несомненно, выигрывает по стоимости и времени техобслуживания. Кроме того, гусеничные машины производят в бóльших количествах, технологии их изготовления отработаны на огромном количестве единиц техники», — продолжает сравнение Евгений Никулин.

Харвестер и форвардер ООО «Амкодор-Онего» на выставке "Российский лес" в Вологде, 2022 г
Харвестер и форвардер ООО «Амкодор-Онего» на выставке «Российский лес» в Вологде, 2022 г. Фото: ООО «Амкодор-Онего»

Кто на что учился

Оптимальное соотношение, которое делает технику привлекательной для покупателя, — высокая производительность при низкой стоимости владения. Общее сравнение харвестера и экскаватора с харвестерной головкой в этом ключе не показательно, просчитывать нужно конкретные модели в идентичных условиях эксплуатации, что довольно затруднительно. Но в целом пользователи и производители отмечают, что гусеничные машины проще в изготовлении и эксплуатации, поэтому и отказов на них меньше.

Однако по части производительности, как уже говорилось, они могут уступать колёсным собратьям. Впрочем, напомним, это во многом определяется квалификацией оператора. А качество его работы не в последнюю очередь зависит от комфортных условий.

«Европейские производители больше задумывались об удобстве операторов, ведь чем меньше те устают, тем лучше работают. Современные экскаваторы тоже достаточно удобные, но всё же до специализированной техники не дотягивают.

Например, конструкция рамы и трансмиссии харвестера сглаживает ударные нагрузки при движении машины за счёт использования тандемных тележек и гидроцилиндров, поддерживающих кабину, в то время как экскаватор — монолитная металлическая конструкция, о гибкости здесь речь не идёт.

К тому же у экскаватора вся система управления гидравлическая, как минимум рычаги двигаются туже, чем в харвестере, где всё завязано на электронике. С непривычки оператору на такой машине работать сложнее, быстрее устают руки, нагружается спина», — отмечает руководитель обособленного подразделения компании «Амбитех» в Вологде Андрей Колмогоров.

К слову, сами заготовители в выборе машины руководствуются не только собственным комфортом. Всё-таки привычка — великая сила, и, если оператор освоил валку леса на гусеничной машине, не факт, что он захочет поменять её на колёсную.

«Есть такая тенденция: тому, кто раньше работал на экскаваторе, освоить управление колёсной машиной большого труда не составит, но ему, скорее всего, будет неудобно. Он привык к другой технологии валки, к мощной экскаваторной стреле, поэтому не всегда оператор доволен работой на колёсной машине, хотя она и комфортабельнее.

К тому же экскаватор проще обслуживать, он требует меньше ухода. С другой стороны, оператор, который привык работать на колёсной машине в комфорте и освоил эту технологию валки, также не хочет работать на экскаваторе», — делится опытом Евгений Никулин.

Всему голова

Технологии заготовки древесины харвестером и экскаватором с харвестерной головкой действительно немного отличаются. У колёсной машины стрела телескопическая, что определяет её большой вылет — в среднем от 8 до 10 м. Чем дальше вылетает стрела, тем большую площадь может охватить харвестер, соответственно, возрастает производительность техники.

Гусеничная машина «телескопом» не оснащена, зато может похвастаться большим углом поворота, что также положительно влияет на производительность. К тому же стрела хоть и не такая длинная, зато более мощная, её удобнее использовать, например, при разборе ветровалов.

Но ключевым элементом лесозаготовительной машины остаётся харвестерная головка. Как и у любого механизма, у неё есть определённые технические требования, которые определяют условия эксплуатации и выбор базовой машины.

«У экскаватора должны быть технические характеристики, необходимые для полноценной работы харвестерной головки, например, определённая мощность двигателя и производительность гидравлической системы. Всегда необходимо внимательно подбирать базовую машину для харвестерной головки и наоборот.

Нет никакой принципиальной разницы между эксплуатацией харвестерной головки на экскаваторе и колёсной машине, есть только нюансы. Базовая машина — лишь носитель, у каждой головки своё программное обеспечение, которое либо выведено отдельно, как на экскаваторе, либо интегрировано с машиной, как в харвестере», — рассказывает Сергей Жаров.

«В первую очередь это требования по давлению гидравлического масла и потоку. Характеристики экскаваторов позволяют устанавливать на них головки, хотя они и проигрывают харвестерам в плане максимальных значений. То есть головка будет работать несколько
медленнее, чем на специализированной машине.

Гидравлическая система экскаватора требует некоторой доработки для работы в летний период: в жару машина перегревается, приходится делать перерывы, чтобы её охладить.

Проблема решается установкой дополнительных радиаторов охлаждения, но иногда не спасают и они. В харвестерах такой проблемы нет, гидравлическая система подготовлена для работы при любых погодных условиях», — продолжает тему Андрей Колмогоров.

Но главный вопрос сейчас заключается в том, где взять эту самую харвестерную головку. Продукция западных производителей, хоть и с трудом, всё же проникает на российский рынок благодаря параллельному импорту.

Но не все видят в этом положительную тенденцию. Например, представители ассоциации «Росспецмаш» считают, что важно защитить внутренний рынок от импорта за счёт введения антидемпинговых мер, требования обязательного сервисного сопровождения и повышения ставок утилизационного сбора для ввозимой спецтехники.

«Продукция европейских производителей может попадать на российский рынок через Белоруссию или Казахстан. Но, безусловно, проблемы с сервисом и запчастями в условиях санкций и затруднённой логистики для покупателей обострятся», — пояснил изданию «Эксперт» заместитель директора «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.

Не приветствуют в ассоциации и рост поставок китайской техники в Россию, поскольку использование любой иностранной техники связано с рисками недопоставки запчастей, к тому же у китайских поставщиков нет централизованных сервисных центров, обучения операторов и прочих возможностей, которые предоставляют российские производители. А главное, рост импорта препятствует развитию собственных технологий.

«Производители из ряда стран прибегают к демпингу, пытаясь занять нишу западных компаний, часть которых ушла с российского рынка, что негативно влияет на наше производство: мы могли бы в этом [2022] году прирасти и больше», — сетует Вячеслав Пронин.

Партнёры или конкуренты?

Китайские компании действительно активно выходят на российский рынок лесной техники, причём началось это ещё до введения санкций. ГК «Техноком» более 10 лет занимается переоборудованием экскаваторов в харвестеры и уже около трёх лет сотрудничает в этом направлении с компанией Sany, которая является одним из крупнейших производителей экскаваторного оборудования.

Результатом совместной работы российских и китайских специалистов стала специализированная модель экскаватора SY245F. Для удобства эксплуатации в лесу машину оснастили высокой ходовой тележкой, специально подобранными силовой установкой и гидравлическим насосом, для удобства оператора имеется комфортное кресло, чтобы снизить дискомфорт при движении экскаватора по делянке.

Также совместными усилиями разработана харвестерная головка «Техноком Т600», которая по своему типоразмеру соответствует хорошо знакомым российским лесозаготовителям Waratah 480 и Ponsse H7.

«Технически она ничем не отличается от европейских аналогов в этом типоразмере. Пожалуй, единственное отличие — чуть более простая система измерения, которую мы с китайскими партнёрами активно дорабатываем и в ближайшее время представим пользователям. Но уже сейчас головка обладает базовым функционалом.

В конце лета мы её протестировали в лесных условиях и сейчас поставляем клиентам. Если сравнивать её стоимость с ценником на европейские головки с учётом санкций, то разница доходит до 80%», — поясняет Евгений Никулин.

По отзывам представителей ГК «Техноком», сотрудничество с партнёрами в КНР оказалось очень продуктивным. Китайские партнёры, совместно с которыми ведётся работа над совместным харвестерным агрегатом, даже выделили двух специалистов, которые подстроили своё рабочее время под часовой пояс российских коллег, чтобы оперативно получать от них обратную связь.

«У наших инженеров есть опыт работы с различными поставщиками харвестерного оборудования, и мы его используем, чтобы дорабатывать наше совместное технологическое решение в соответствии с требованиями, которые российские пользователи предъявляют к харвестерным головкам.

Процесс разработки такого оборудования не быстрый, есть мнение, что харвестер по сложности технологических решений уступает разве что самолёту. Китайским конструкторам понадобилось около пяти лет, чтобы приблизиться к созданию конкурентоспособного решения.

Поэтому, если говорить о российских разработках, вряд ли получится быстро сделать полностью отечественный продукт. Несколько организаций пытаются предложить свои решения, но они также используют европейские узлы или китайские аналоги», — резюмирует Евгений Никулин.

«Китайские промышленные компании после введения санкционной политики активно начали занимать освободившиеся ниши, и у них это хорошо получается. Но не все китайские продукты обладают высоким качеством. Экскаваторы можно рассматривать для приобретения, но харвестерные головки — высокотехнологичный продукт, и здесь китайским партнёрам над качеством ещё нужно поработать.

Если же обсуждать вопрос о производстве харвестерных головок в России, то это возможно исключительно с участием государственного капитала и поддержки, как это происходит в Китае», — убеждён генеральный директор ООО «Бизнес Спецтехника» Сергей Жаров.

Экскаватор SANY с российско-китайской харвестерной головкой. Фото: ГК «Техноком»
Экскаватор SANY с российско-китайской харвестерной головкой. Фото: ГК «Техноком»

Наш ответ санкциям

Импортозамещение стало для лесопромышленников притчей во языцех: все понимают, что оно необходимо, но мало кто верит в реальную возможность замещения импортных технологий отечественными. Тем не менее работа по созданию российских харвестеров и головок для них действительно ведётся, причём сразу на нескольких предприятиях.

Ещё в ноябре 2022 года министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров вместе с президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым посетили Камский автозавод, где им были представлены образцы форвардера и харвестера, разработанные в Научно-техническом центре ПАО «КАМАЗ». Примечательно, что на официальном сайте предприятия нет информации о первых образцах отечественной лесозаготовительной техники.

Однако в интернете всё же появились технические характеристики российского харвестера, который получил обозначение КАМАЗ-1010. Как сообщает портал avtospravochnaya.com, он представляет собой полноприводную машину с колёсной формулой 8х8 и снаряжённой массой 22 тонны, оснащённую 325-сильным дизельным двигателем экологического стандарта «Евро-3».

Некоторые подробности раскрыл в своей группе в соцсети «ВКонтакте» президент «Союза лесозаготовителей» Павел Субботин, который побывал на производстве и своими глазами увидел, как выглядит российский харвестер.

Эксперт признаёт, что многие узлы и комплектующие в тестовой модели — европейского производства, поскольку работа над созданием машины началась ещё до введения санкционных ограничений. Сейчас же, по его словам, узлы, которые необходимо заменить, снимают и изготавливают аналоги.

На вопрос о стоимости машины глава Союза ответил, что пока ценник не озвучивается, но выразил уверенность, что машина будет «не дороже импортных». Хотелось бы верить, что так и будет, а конструкторы КАМАЗа учатся на своих ошибках. Дело в том, что лет 20 назад на заводе пытались освоить производство тракторной техники: на базе узлов и агрегатов автомобиля КАМАЗ создали колёсный трактор КТ-240. Опытная партия из 12 машин получила достаточно высокую оценку потенциальных пользователей, вот только цена их оказалась слишком высокой, и до серийного производства дело так и не дошло.

Представители лесного сообщества встретили новость о разработке российского харвестера по-разному: одни его приветствовали, другие откровенно потешались над «отечественной» машиной, в которой комплектующих и узлов собственного российского производства пока не так много, как хотелось бы.

Больше всего вопросов вызвало непосредственно лесозаготовительное оборудование: харвестерная головка на образце установлена импортная — Kesla 28RH, да и сам гидроманипулятор производства финской компании. Впрочем, главный конструктор инновационных автомобилей ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко уже подтвердил, что со временем её заменит российский аналог производства «Уралвагонзавод».

Харвестерная головка Waratah
Харвестерная головка Waratah

Своя голова лучше

Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения (входит в корпорацию «Уралвагонзавод»), действительно, с 2017 года разрабатывает и выпускает собственные харвестерные головки и, по словам начальника бюро инвестиционных проектов Данила Кабильского, специалистам уже удалось добиться хороших результатов.

«На первоначальном этапе разработка и испытания велись с учётом передового опыта наших европейских партнёров. В рамках реализации мероприятий по импортозамещению большинство западных комплектующих заменили на российские аналоги либо продукцию производства компаний из «дружественных» стран.

Поэтому на сегодняшний день необходимая компонентная база для обеспечения производства и дальнейшего обслуживания техники у нас есть. После проведения комплекса испытаний и отладки производства продолжен серийный выпуск харвестерной головки X600, а также харвестеров UFM 250HT на базе гусеничных экскаваторов собственной разработки.

На 2023 год уже получены заказы, в рамках контрактных обязательств мы изготавливаем и отгружаем технику заказчикам. Вместе с тем готовим производство под увеличение спроса и объёма продаж. Производство организовано на собственных производственных мощностях в Нижнем Тагиле с привлечением производственной кооперации в контуре компаний ГК «Ростех». В прошлом году Минпромторг подтвердил наш статус как российского производителя в соответствии с Постановлением Правительства РФ N° 719», — поделился Данил Кабильский.

По его словам, среди лесозаготовителей есть спрос как на машины в сборе, так и на сами харвестерные головки: некоторые заказчики предпочитают устанавливать их на импортные базовые машины. Правда, при этом они могут столкнуться с некоторыми сложностями.

«Нельзя просто купить экскаватор, поставить на него харвестерную головку и отправить машину в лес. Нужно понимать, что, приобретая головку отдельно от базовой машины, пользователь сталкивается с необходимостью адаптировать шасси к конкретному заготовительному оборудованию. Наш харвестер UFM 250HT на базе гусеничного экскаватора ЕТ-240 полностью подготовлен для эксплуатации в лесу.

Реализован комплекс мер по защите кабины, узлов и агрегатов, ходовой части, а также модификации гидравлической системы и рабочего места оператора для обеспечения комфортной и безопасной работы в лесу. В настоящее время ведутся работы по расширению модельного ряда харвестерных головок в зависимости от условий работы, места и потребности заказчика.

Также наши специалисты работают над созданием собственной системы управления, которая является наиболее ответственной частью в импортозамещении», — рассказал представитель Уральского конструкторского бюро транспортного машиностроения.

Ещё один крупный игрок на этом поле — белорусская компания «АМКОДОР», которая уже более полутора десятков лет занимается разработкой лесных машин. Сегодня технику для российских лесозаготовителей производят на совместном производстве в Карелии.

«Наши специалисты накопили огромный опыт, включая сотрудничество с зарубежными компаниями Kesla, Waratah, Tajfun, Naf, Danfoss и другими. Это позволило оценить различные образцы оборудования и воплотить своё решение в производстве комплектующих.

Поскольку мы были вынуждены в сложившихся обстоятельствах перестраивать бизнес-процессы и переходить к форсированному развитию, то приняли решение совмещать практически всю цепочку производства в собственных цехах: от обработки металла до изготовления манипулятора и харвестерной головки.

Конечно, есть ряд комплектующих, которые мы продолжаем закупать у партнёров из «дружественных» стран, и это нормальная мировая практика», — пояснил заместитель гендиректора по коммерческим вопросам компании ООО «Амкодор-Онего» Олег Маслов.

Опытный образец харвестера FH3061, оснащённый харвестерной головкой и системой управления разработки конструкторов «Амкодора», был представлен в декабре на выставке «Российский лес» в Вологде. Как отметил Олег Маслов, в процессе работы над ним специалисты ориентировались на лучшие зарубежные образцы, поэтому внешне можно найти сходство головки с продукцией LOGMAX, но сама реализация — полностью заслуга конструкторов компании.

В текущем году они планируют завершить испытания и сертифицировать свою продукцию, а также наладить её серийный выпуск. По мнению разработчиков, универсальность харвестерной головки AMKODOR в будущем позволит устанавливать её на любую базовую машину.

Экскаватор-харвестер UFM 250HT
Экскаватор-харвестер UFM 250HT. Фото: «УКБТМ»
Экскаватор-харвестер UFM 250HT. Фото: «УКБТМ»
Экскаватор-харвестер UFM 250HT. Фото: «УКБТМ»

На кого делать ставку?

Таким образом, пока выбор у российских лесопромышленников не велик: либо приобретать продукцию европейских производителей, либо поддерживать китайских партнёров, либо делать ставку на отечественного производителя. Определённые риски есть в любом случае.

«Когда был низкий курс рубля, российская техника была не конкурентной по сравнению с китайской. Сейчас же вся китайская техника дорожает, и если эта тенденция сохранится, то приобретать отечественные машины будет выгоднее, чем импортные.

А при условии, что они будут сделаны из комплектующих собственного производства, то есть мы не будем зависеть от импорта, перспективы у рынка очень неплохие. Но пока мы видим, что российские харвестерные головки зависимы от импорта, так что остаётся, по сути, параллельный импорт», — делает вывод Андрей Колмогоров.

«Для удовлетворения спроса на российском рынке лесозаготовительной промышленности нужно производить как минимум 3 000 форвардеров и харвестеров в год. «Амкодору» надо пройти большой путь для создания конкурентоспособных агрегатов, которые они будут использовать в своей технике. Но, по крайней мере, у них есть основа. Хотелось бы, чтоб мы могли выбирать технику у разных конкурирующих компаний, среди которых будут и белорусы», — представил точку зрения лесозаготовителей заместитель генерального директора ГК «Карелия Палп» Анатолий Артеев.

Лесные машины ООО "Амкодор-Онего" на выставке "Российский лес" в Вологде 2022 г.
Лесные машины ООО «Амкодор-Онего» на выставке «Российский лес» в Вологде 2022 г. Фото: ООО «Амкодор-Онего»

Перспективы создания российских харвестеров прокомментировал изданию «Московская газета» генеральный директор ООО «Амкодор-Онего» Игорь Дроздов. По его мнению, российские разработчики изобретают велосипед, тогда как у них есть возможность приобрести его в готовом и даже усовершенствованном виде.

«Я смотрю на все это дело белорусскими глазами. У нас ресурсов не так много, как в России, и поэтому рачительное их использование стоит во главе угла. Россия — широкая душа, «эх, и туда денег дадим, и сюда дадим». Я выступал в профильном подкомитете при Совете Федерации, где обсуждалось развитие компетенции лесного комплекса.

И когда я послушал выступающих передо мной с докладами, был крайне удивлен. Потому что речь шла о финансировании разработок тех же форвардеров и харвестеров, но для «КамАЗа» и на комплектующих, которые уже недоступны.

Понимаете, разработки продолжаются просто потому, что их не завершили. Наши российские коллеги идут по пути детских болезней. Мы уже эти болезни вылечили, прошли, забыли и уже даже поколение машин меняем, а они ещё эту «ветрянку» только подхватили. То есть они ещё даже не заболели ею. Зачем?

Лучше эти ресурсы сконцентрировать на что-то конкретное. Например: вы, «Амкодор-Онего», занимаетесь разработкой лесозаготовительной техники — харвестеров и форвардеров, вам нужно вот это и вот это.

«КамАЗ» — у вас производство автомобилей, вы эту тему развивайте в части лесовозов. России сегодня надо пережить турбулентность и выйти из неё нормально. Необходимо сконцентрировать внимание на тех направлениях, которые должны быть реализованы и закрыты», — акцентировал глава компании.


Текст: Мария Кармакова

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №1 2023

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Бренд Glider: меняя устаревшие представления о... Порой самое сложное препятствие на пути производства и...
Читать онлайн
Новости

Компания «КАМИ»: импортозамещение в тренде

Ни одна выставка Woodex не обходится без масштабной экспозиции от компании «КАМИ». Мероприятие 2023 года не стало исключением: компания подготовила экспозицию площадью 1 510 м², на которой одновременно было представлено свыше 60 работающих станков.

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.