Действуем по обстановке: поговорили с президентом Союза лесозаготовителей о трудностях лесозаготовителей | Лесной комплекс
«Химуглемет» — эксклюзивный поставщик РВД напрямую от завода «Сварог»
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Химуглемет осуществляет прямые поставки рукавов высокого давления, не уступающих ведущим мировым стандартам от завода «Сварог». Собственные склады в Новокузнецке и Москве. Доставка по РФ, в Беларусь и Казахстан

Реклама.
Erid: F7NfYUJCUneTRxkud2CH

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Действуем по обстановке

Действуем по обстановке: поговорили с президентом Союза лесозаготовителей о трудностях лесозаготовителей

Спикер
Павел Субботин Президент Союза лесозаготовителей

Кажется, что режим преодоления трудностей у отечественных лесозаготовителей не выключается на протяжении нескольких лет. Большинству приходится работать под девизом «Выдавать кубы любой ценой». Невозможность пополнения парка техники и её износ — не единственные вызовы, которые проверяют отраслевиков на прочность. О том, что происходит на делянах сегодня, не понаслышке знает эксперт по внедрению лесных технологий, президент Союза лесозаготовителей Павел Субботин.

Действуем по обстановке
Павел Субботин, президент Союза лесозаготовителей

— Как известно, прошедшая зима во многих регионах была теплее обычного, что осложнило вывозку. Как лесозаготовители справлялись с трудностями и чем те грозят рынку лесопродукции?

— Зима в этом году была не очень благоприятной для заготовки и вывозки леса, однако каких-то катастрофических или сильно убыточных ситуаций по стране я не заметил. Да, тонула техника, её доставали, она снова тонула, но это привычное дело для лесозаготовителей. С такими вызовами отраслевики работают постоянно и имеют в запасе свои хитрости, чтобы выходить из подобных обстоятельств с меньшими потерями.

К сожалению, на рынке так устроено, что все издержки и дополнительные затраты, которые несут компании по заготовке леса, его транспортировке и распиловке, в итоге ложатся на конечного потребителя. Поэтому, какая цена установится на выходе за куб доски, покажет строительный (дачный) сезон.

— Износ техники по-прежнему остаётся болью лесозаготовителей? Что наиболее подвержено поломкам и какие расходники в топе запросов у эксплуатантов?

— Если говорить о железе, то тут мы быстро адаптировались и научились ремонтировать, а также самостоятельно производить многие составляющие импортной техники. Некоторые компании уже изготовили аналоги манипуляторов для форвардера, а также рамы, цилиндры, ножи и вальцы для харвестерных головок.

Пока нам даётся сложно всё, что касается электроники — датчиков — и гидронасосов/моторов. Эти расходные части приходится покупать у дружественных стран или искать аналоги в Китае. По большому счёту дефицита в технике нет, так же как паники или жёсткого голодания в запасных частях.

— Ещё один острый вопрос сегодня — обновление парка техники. Как его решают бизнесмены и доступно ли вообще это удовольствие?

— Безусловно, сейчас не те времена, когда можно полностью обновить парк, при этом вести себя избирательно или устроить тендер для дилеров. Сейчас всё намного скромнее, но приобрести практически новую технику по-прежнему можно, хотя это и дорого. Позволить её себе могут лишь средние и крупные организации, даже с таким лизинговым процентом.

Частным компаниям приходится довольствоваться техникой с наработкой около 10 000 моточасов, старую единицу, как правило, оставляют на донорство, а слово trade-in вовсе вышло из лексикона заготовителей и потерялось где-то в лесу.

— Первое время многие возлагали надежды на возвращение европейской техники. Снизились ли ожидания сейчас? Насколько охотно лесозаготовители пересаживаются на отечественные и китайские машины?

— Полноценное возвращение европейских компаний в ближайшей перспективе мне слабо представляется, да и не только мне, официального восстановления этого рынка никто не ждёт. Хотя, как известно, ситуация может измениться в любой момент, но после всего, что случилось в 2022 году, доверие потеряно. И гарантий, что подобное не повторится, никто не даст. Поэтому живём и работаем по обстановке, не загадываем, что будет дальше.

А пока бывшую в употреблении европейскую технику по возможности ввозят разными схемами, здесь, как говорится, кто во что горазд. Часто везут для того, чтобы разобрать на запчасти, комплектующие и расходные материалы.

На отечественных машинах пока только вывозят лес, а технику для валки и трелёвки ещё тестируют и дорабатывают. Китай же, как мне кажется, переполнил рынок гусеничной техникой, появилось большое разнообразие харвестеров на гусеничном ходу с разными харвестерными агрегатами. Но вот с форвардерами так не получилось.

— Вы часто бываете на крупных мероприятиях, выставках. Что уже создали отечественные производители, чтобы закрыть потребности лесозаготовителей после ухода европейцев?

— На выставках в этом году было примерно всё то же самое, что и в прошлом, только китайской техники стало ещё больше. Отмечу, что белорусский «Амкодор» старается держать марку, предприятие показало новые модели.

Из интересного у отечественных производителей — это, к примеру, харвестерная головка, которую презентовали на нескольких крупных мероприятиях. В основной массе мы могли увидеть всевозможные компоновки китайских гусеничных харвестеров с разными головками. Форвардеры пока остаются европейскими, хотя китайский вариант тоже есть. Однако многие лесозаготовители возлагают большие надежды на форвардер, собранный в России. Но рассказать об этом пока не могу, так как ещё проходят испытания и нужно будет проанализировать их результаты.

— Какие особенности современной техники вы можете отметить, какие требования к ней предъявляют лесозаготовители? Существуют ли решения, которые показывают максимальную эффективность в наших лесах?

— Самый главный критерий для лесной техники — «давать кубы». Она может быть суперсовременной и красивой, но если нет рентабельности, то какой в этой лесной машине смысл? Здесь, пожалуй, отмечу харвестерную головку Т600, которую нам представили как отличную альтернативу европейским брендам три года назад. В модели учтены потребности российских лесозаготовителей, а в результате долгих тестирований агрегат действительно вышел на достойные показатели в производительности.

Китайские лесовозы также присутствуют в российских лесах и показывают уровень вывозки наравне с КамАЗами и «Уралами». Однако они имеют более комфортную кабину, а, учитывая политику «дешёвых денег» в Китае, такая техника по стоимости может быть более привлекательной. К тому же не так давно нам презентовали манипуляторы азиатского производства, поэтому, скорее всего, не за горами появление на рынке полноценного китайского лесовоза.

— Пожалуй, одним из самых болезненных вопросов с начала года стало внедрение ФГИС ЛК и полный переход на электронный документооборот. Нарекания вызвало и требование установки системы мониторинга «ЭРА-ГЛОНАСС». Как эти факторы сказались на вывозке древесины в сезоне? Как выходят из положения бизнесмены и есть ли надежда, что их наконец услышат?

— От сочетания этих букв ФИГС ЛК и ГЛОНАСС многих до сих пор передёргивает, в основном бухгалтерский отдел, но и водителям тоже пришлось погрузиться в новую реальность. К постоянным сбоям программы уже все привыкли, как и к тому, что ГЛОНАСС на всех просто не хватило. Когда же большинству наконец удалось установить системы мониторинга, начались проблемы с регистрацией.

Но вывозить лес надо было в любом случае и в любых условиях, поэтому происходили эпизоды, когда кто-то действовал на свой страх и риск, без подключений. Но благо штрафов не было, здесь нас услышали. Ну а дальше поживём и увидим, какие новые правила нас ждут, и, похоже, дальше будет только интереснее.

Беседовала Марина Каталакиди

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №3 2025

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

деревянный дом
Деревянная Россия: перспективы многоэтажек из дерева Пару лет назад тема деревянного многоэтажного строительства...
Читать онлайн
Новости
деревянный дом

Деревянная Россия: перспективы многоэтажек из дерева

Пару лет назад тема деревянного многоэтажного строительства звучала, кажется, отовсюду. Пандемия, «зелёная» повестка и спрос на экологичное жильё были мощным стимулом для развития данной ниши не только в Европе, но и в России.  «Лесной...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.