Простои обходятся дорого | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях

Простои обходятся дорого

Цена реализации древесины у нас в стране невысокая, особенно в последние годы, когда на рынок ЛПК вошли китайские компании. Они постоянно «роняют» цену. Поэтому простои на лесозаготовках и в целом ЛПК в наше время наносят особенно ощутимый урон бизнесу.

Причины простоев бывают разные. Мелкие заготовители, как правило, за неимением свободных средств не могут заранее запастись ГСМ, проводить текущие или капитальные ремонты техники. Отсюда несвоевременный вывоз продукции с лесосек.

Чаще всего древесину доставляют до железной дороги, где её уже ждут для погрузки в вагоны. Простой одного вагона оценивается примерно от 2 до 4 тысяч рублей.

Другая причина, приводящая к простою, — техника. Крупные предприятия имеют возможность закупать импортные машины, которые заменяют сразу нескольких работников и много лет служат исправно, без поломок. Это, к примеру, лесной комбайн — харвестер, который не наносит лесу практически никакого экологического ущерба. Он сам валит деревья, обрезает сучья, раскряжёвывает, а в штабеля древесину укладывает идущий за ним форвардер. Эти две единицы техники — своего рода мини-лаборатория на колёсах, включающая в себя бортовой компьютер, радиостанцию, сотовый телефон и до предела насыщенная всевозможной электроникой. Такие машины имеют, например, ООО «Приангарский ЛПК», АО «Краслесинвест» и другие крупные предприятия Красноярского края.

Малому и среднему бизнесу сложнее. Они работают на отечественной технике, иногда на старой, доставшейся ещё с советских времен. Машины часто ломаются, приходится ездить и покупать запчасти, которые тоже нередко идут с браком. Отсюда потеря рабочего времени.

Олег Дзидзоев, президент Союза лесопромышленников Красноярского края
Олег Дзидзоев, президент Союза лесопромышленников Красноярского края

Мы живём в Сибири, где очень суровый климат. С одной стороны, холодное время года позволяет проложить зимники — временные зимние дороги для вывоза продукции, с другой стороны, в морозы от минус 35 и ниже работать уже не могут ни люди, ни техника. Во время простоя работодатель не только выплачивает часть зарплаты в соответствии с Трудовым кодексом РФ, но и обеспечивает питанием, ведь, как правило, участки находятся вдали от посёлков.

В последние годы не только морозы служат поводом для простоев, но и глобальное потепление. Так, уже в феврале иногда на неделю-другую приходит оттепель, грунт начинает проседать под тяжёлой техникой, заготовка древесины и вывоз леса останавливается. Между тем один час простоя бригады малого бизнеса обходится работодателю примерно от 30 до 50 тысяч рублей, а крупному бизнесу — в разы больше.

Очень незначительная часть участков в Красноярском крае могут разрабатываться летом — в пределах 2–3% от всей заготовки (в северных районах края). В основном летние заготовки осуществляются на юге края — в Курагинском, Минусинском районах и т. д. Причина кроется в отсутствии лесных дорог круглогодичного действия. Немногие арендаторы лесных участков решаются тратить значительные средства на строительство дорог, а организациям малого и среднего бизнеса, приобретающим лесные участки по результатам аукциона, строить лесные дороги запрещается лесным законодательством.

Государство, предоставляющее ресурс в пользование и получающее за это плату, никак не участвует и не стимулирует обеспечение доступности этого ресурса. Отсюда сезонность и нестабильность лесозаготовок, неспособность арендаторов своевременно вносить арендную плату.

Летом простои могут быть связаны с лесными пожарами. Если где-то близко от заготовительного участка горит тайга, предприятие бросает все силы на тушение, потому что в интересах арендатора сохранить лесосеку, которую он взял у государства в долгосрочную аренду. Вот только с компенсацией затрат на тушение лесных пожаров арендаторам возникают проблемы, в основном из-за недостатка выделяемого государством финансирования.

Есть проблемы с вывозкой сырья из леса к местам переработки. Существующая лесовозная техника, её рейсовая нагрузка позволяет перевозить круглогодично значительные объёмы лесопродукции, но беда в том, что наши краевые дороги по нормативам не в состоянии выдерживать такие нагрузки. Годами лесозаготовители несут убытки из-за вынужденного снижения объёма погрузки древесины в лесовозный транспорт при расстояниях вывозки зачастую уже более 200 километров, уплаты штрафов за превышение допустимой нагрузки, и никто из заинтересованных государственных органов не задумался о необходимости реконструкции дорог, способных обеспечивать бесперебойную рентабельную работу лесного бизнеса.

Серьёзной проблемой как лесопромышленников, так и органов власти является отсутствие достоверной информации о состоянии лесного фонда.

Необходимо в кратчайшие сроки решить вопрос проведения лесоустроительных работ на всей территории лесного фонда края, включая лесные участки, переданные в аренду. Актуальность и значимость проведения этой работы не требуют каких-либо дополнительных обоснований.

Отсутствие актуальных данных лесоустройства усугубляется значительным ухудшением лесопатологической ситуации в лесах края, появлением огромных площадей низкотоварных либо погибших лесных насаждений. В то же время на уровне федеральных органов исполнительной власти не делается ровно ничего для стимулирования лесозаготовителей к вырубке таких насаждений в первоочередном порядке.

Органам исполнительной власти как федерального, так и краевого уровня, уполномоченным в области лесных отношений, необходимо повернуться лицом к лесопользователям, общественным организациям и гражданам.

Необходимо прекратить порочную практику отписок и формального отношения к обращениям и предложениям, направляемым в указанные выше органы власти. Тогда и отрасль будет работать круглогодично, без простоев.

Текст: Олег Дзидзоев, президент Союза лесопромышленников Красноярского края

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Бренд ARMOS на «Мебель-2023»: надёжность мебели для... Два последних года для рынка франчайзинга были очень...
Читать онлайн
Новости
Hausmesse-2023

Meusburger Новтрак вновь собирает гостей со всей России на масштабной домашней выставке!

16-18 июня в Великом Новгороде пройдет домашняя выставка «Hausmesse-2023» — масштабное мероприятие для специалистов, деятельность которых связана с грузоперевозками! Компания Meusburger Новтрак придерживается нестандартного подхода как в...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.