Лесные регионы: Архангельская область | Лесной комплекс
Бензопилы серии GEOSMAX
Узнать больше Свернуть
Развернуть

GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.

Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.

GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.

Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях

Лесные регионы: Архангельская область

Архангельская область — крупнейший лесопромышленный регион нашей страны, где производится треть российских объёмов целлюлозы и картона, до 10% пиломатериалов и до 11% от всероссийского объёма бумаги. Ключевой особенностью Архангельской области является высокий сырьевой потенциал и развитая портовая инфраструктура, что позволяет экспортировать лесопродукцию на внешние рынки. Несмотря на уникальное положение, регион имеет целый ряд недостатков, основным из которых является низкий уровень развития инфраструктуры, что приводит к низкой транспортной доступности лесов.

Фото: appm.ru

Последнее десятилетие лесопромышленный комплекс Архангельской области активно трансформировался и в настоящее время является наиболее современным в отечественном ЛПК. Процесс трансформации, зачастую, приводил к банкротству одних перерабатывающих производств и росту других. Тем не менее, общие процессы, характерные для ЛПК Архангельской области, имеют или будут иметь своё отражение в других лесных регионах, так как общая законодательная среда и макроэкономическое окружение уравнивает направление этих процессов, однако региональная специфика влияет на их скорость и форму проявления.

Обзор регионального лесопромышленного комплекса провели специалисты ООО «Национальное лесное агентстворазвития и инвестиций».

Лесосырьевой потенциал и сертификация  

Архангельская область является крупнейшим лесопромышленным регионом страны и основным производителем и экспортёром лесной продукции. Общая площадь земель лесного фонда — 29 215,2 тыс. га; лесистость — 72% (без учёта островов Северного Ледовитого океана). Общий запас древесины на корню — 2 418,2 млн м3. Хвойные насаждения составляют 82,6% от покрытой лесом площади, лиственные — 17,4%.

Насаждения с преобладанием ели занимают 67,4%, сосны — 32,3%, других хвойных пород (лиственница, кедр) — 0,3%. Среди лиственных насаждений на долю берёзы приходится 93,7%, осины — 6,2%, других лиственных пород (ольха серая и чёрная, ивы древовидные) — 0,1%.

Южные районы области характеризуются смешанными хвойно-лиственными древостоями, при этом доля лиственных насаждений постоянно увеличивается из-за недостаточных усилий по восстановлению хвойных пород. Кроме того, эти районы находятся в рубке уже второго, а в некоторых случаях третьего прохода. Особенно негативно на состояния древостоев повлияли сплошные рубки 1940-х годов, когда промышленное освоение лесов сопровождалось отсутствием комплексных мероприятий по лесовозобновлению хвойной секции и, в некоторых случаях, хищническими методами заготовки.

Несмотря на внушительные запасы древесных ресурсов и развитые перерабатывающие мощности уровень освоения годовой расчётной лесосеки составляет 52%. Это связано с инфраструктурной недоступностью больших лесных массивов, расположенных на востоке Архангельской области, прежде всего, в глубине лесных массивов на правом берегу реки Северная Двина и Лешуконском районе. Основная лесозаготовительная деятельность ведётся в районах, примыкающих к крупным рекам — Северная Двина, Вычегда и Вага, в районах, приближенных к Архангельску и Коряжме, а также в районах неподалёку от основных железнодорожных и автомобильных магистралей.

Объем ежегодной заготовки сырья составляет 11,5 млн м3. Баланс лесоснабжения области равновесен, недостаток сырья в южных регионах компенсируются поставками из соседних регионов — Кировской области, республики Коми и Вологодской области.

Наличие в области развитой лесоперерабатывающей промышленности, ориентированной на экспорт продукции, стимулировало сертификацию лесов по стандартам PEFC и FSC. Общая доля сертифицированных лесов составляет около 7 млн га, и стоит ожидать, что этот процесс будет продолжаться.

Размещение производительных сил

Размещение перерабатывающих производств Архангельской области во многом архаично и не вполне соответствует текущим реалиям. В Архангельской области функционируют три крупных лесоперерабатывающих центра, основной центр переработки расположен в Архангельске и ближайших районах, где сконцентрированы крупнейшие предприятия региона. Это, прежде всего, АО «Архангельский ЦБК», АО «Архангельский фанерный завод», АО «Лесозавод 25», АО «ЛДК-3» и ООО «Поморская лесопильная компания». На долю этого промышленного центра приходится до 60% всей перерабатывающей промышленности области.

Вторым по значимости является промышленный регион, расположенный на юге области, в районе Котласа-Коряжмы — ОАО «Филиал Группы Илим в г. Коряжма». Это крупное перерабатывающее предприятие является одним из лидеров российской целлюлозно-бумажной промышленности. На долю этого промышленного района приходится порядка 35% всего областного объёма переработки.

Третий перерабатывающий центр расположен юго-западе, в Устьянском и Вельском районах, где функционируют такие лесопильные предприятия, как ГК «УЛК» и ООО «ЛПК Север», этот промышленный центр формирует до 15% областной переработки и представлен в основном лесопильными предприятиями.

Отдельно стоит отметить АО «Онежский ЛДК», расположенный в городе Онега на северо-западе области.

Все крупнейшие перерабатывающие центры расположены на пути основных транспортных коммуникаций. Для Архангельского промышленного района ключевым путём поставки сырья выступает река Северная Двина, по которой круглый лес доставляют сплавом с делянок, расположенных в непосредственной близости к реке. Частично, сырьё поставляют по железной дороги с делянок, расположенных на западе области, и по автомобильным дорогам в пределах эффективного плеча доставки.

Лесоперерабатывающий центр в Коряжме снабжают сырьём по реке Вычегда, по железной дороге и по местным автодорогам.

Лесопильные производства в Устьянском и Вельском районах снабжают по железной дороге и местным автодорогам.

Недостатком текущего расположения производительных сил в регионе является привязка к водным путям снабжения, которая была исторически обусловлена наличием больших запасов леса в прибрежных лесничествах и низкой стоимостью транспортировки сырья по воде. Логичным решением при размещении перерабатывающих мощностей являлось расположение производства в Архангельске, где есть трудовые ресурсы, энергетическая инфраструктура и портовые мощности для экспорта продукции. В настоящее время из-за активных рубок в прошлые периоды, особенно в 1940-50-е годы, лесной фонд в указанных районах оказался истощён, особенно по хвойной секции, что создает определённые ограничения для развития перерабатывающих мощностей в Архангельском промышленном центре.

Другие перерабатывающие центры также имеют ограничения по развитию из-за разработанных ранее делянок, что выражается в увеличении лиственных древостоев.
Необходимо отметить, что существенные ограничения по развитию мощностей испытывают лесопильные предприятия, ориентированные на переработку хвойного пиловочника. Производства, перерабатывающие балансовое сырьё, эти проблемы затрагивают в минимальной степени.

Решением проблемы лесоснабжения перспективных лесопильных предприятий является их перенос в районы с неосвоенной лесосекой, однако эти решения ограничены отсутствием общей транспортной и энергетической инфраструктуры в этих районах.

Инфраструктурные ограничения

Фото: arkpf.ru

Основной транспортной артерией Архангельской области выступают реки Северная Двина и впадающая в нее Вычегда, по которым транспортируется основной объём круглого леса. Преимущественным способом транспортировки является лесосплав в плотах, частично на баржах. Молевой сплав в настоящее время запрещён. Однако из-за обмеления рек в последние годы объём древесины, поставляемой лесосплавом, постепенно сокращается. Особенно это касается лесосплава по Вычегде, где падение уровня воды наиболее ощутимо.
Транспортировка круглого сырья с правого берега реки Северная Двина возможна только по воде, так как иная транспортная инфраструктура в регионе отсутствует. Мостовое сообщение между берегами есть лишь вблизи Архангельска и Котласа. На основном протяжении реки Северная Двина по Архангельской области мостовое сообщение отсутствует, связь между берегами осуществляется посредством парома в навигацию или по льду зимой, однако перевозка леса по ним невозможна или ограничена.

Мостовое сообщение через р. Вычегду присутствует в районе Коряжмы и Сольвычегодска, что облегчает снабжение предприятий, расположенных в этом районе, автомобильным транспортом.

Основной автомобильной артерией Архангельской области является трасса Москва-Архангельск (М-8), которая проходит на западе области, а также трасса Усть-Вага — Ядриха, проходящая по левому берегу реки Северная Двина и соединяющая Архангельск и Коряжму. В общем, автомобильное сообщение относительно развито на левом берегу реки Северная Двина, на юге области, вдоль линии Каргополь-Долматово и линии Коряжма – Широкий Прилук, а также вблизи Архангельска. Дорожное сообщение на правом берегу Северной Двины и в Лешуконском районе практически полностью отсутствует на больших территориях, что не позволяет транспортировать сырьё лесовозами.

Железнодорожное сообщение в Архангельской области также недостаточно, и представлено основными ветками Вологда – Архангельск (с ответвлением на Онегу) и Коноша – Ядриха – Микунь (р. Коми). Существует также ответвление на Архангельск – Карпогоры, протяжённостью 245 км, но её дальнейшее строительство на восток в настоящий момент заморожено. Железнодорожное сообщение Архангельской области присутствует только на западе и юге региона и явно недостаточно.

Развитие лесной инфраструктуры явно недостаточно. Нормативное минимальное значение развития уровня лесных дорог составляет 6,0 – 10,0 км/1000 га. В условиях Архангельской области это значение колеблется от 0,4 до 4,2 км/1000 га. В некоторых лесничествах функционируют узкоколейные железные дороги, однако, часть из них характеризуется большим износом основных фондов.

Основной объём заготовки осуществляется в зимний период, что связано с большим количеством водных объектов и болот, которые не позволяют осуществлять заготовку и вывозку сырья летом и в демисезонные периоды.

Транспортная инфраструктура региона недостаточна для эффективного развития лесопромышленного комплекса области, но её развитие возможно при условии существенных инвестиций, осуществляемых на государственном уровне.

Уровень концентрации и монополизации

Несмотря на удачное географическое положение, наличие сырьевых ресурсов и экспортоориентированность лесопромышленного комплекса Архангельской области, за последнее десятилетие произошла существенная трансформация локальной промышленности и деловой среды. Прежде всего, из-за банкротства таких крупных предприятий, как АО «Соломбальский ЦБК» и АО «Соломбальский ЛДК», которые ушли с деловой карты региона и освободили место для других компаний. Банкротство этих предприятий позволило другим наращивать переработку сырья и снизило сырьевой дефицит в области.

В настоящее время лесопромышленный комплекс Архангельской области является в крайней степени монополизированным, что обусловлено целым рядом факторов. Последовательное развитие таких компаний, как АО «Архангельский ЦБК», ОАО «Филиал Группы «Илим» в г. Коряжма», ГК «Титан» и ГК «УЛК», позволило закрыть вакуум, который образовался после краха АО «Соломбальский ЦБК» и АО «Соломбальский ЛДК». Эти компании последовательно нарастили переработку сырья и его заготовку, что усилило давление на малые и средние лесоперерабатывающие компании и вынудило многие из них уйти с рынка. Конкурировать с крупными игроками, имеющими значительные финансовые ресурсы, довольно сложно.

Перечисленные крупные компании формируют более 60% областной заготовки сырья, до 85% объемов производства пиломатериалов и 100% целлюлозно-бумажной продукции. Порядка 80% расчётной лесосеки закреплено за холдинговыми компаниями, и эта доля постепенно увеличивается, что обусловлено повсеместным выделением лесных участков в аренду в рамках механизма Приоритетных Инвестиционных Проектов в области освоения лесов.

Наиболее сильная взаимосвязь среди холдинговых структур прослеживается между Группой Компаний «Титан» и АО «Архангельский ЦБК», которые взаимодействуют в области лесозаготовок. Группа Компаний «Титан», имеющая наибольшую расчётную лесосеку области и ориентированная исключительно на пиловочное сырьё, поставляет балансовую древесину на АО «Архангельский ЦБК». Эта связь огранивает других лесозаготовителей области по сбыту балансового сырья, и, несмотря на наличие в области крупных целлюлозных комбинатов, сбыт непиловочного сырья затруднителен для других рыночных игроков.

По мнению аналитиков ООО «Национальное лесное агентство развития и инвестиций», тенденции монополизации характерны для всего российского лесопромышленного комплекса, наиболее сильно это выражается в развитых лесоперерабатывающих регионах. Особенно, стимулирует монополизацию рынка внедрение механизма Приоритетных Инвестиционных Проектов в области освоения лесов, что приводит к концентрации лесного фонда в руках крупных лесопромышленных комплексов. Эта тенденция имеет позитивное наполнение, так как малые и средние лесозаготовительные компании не могут реализовать строительство лесной инфраструктуры и организовать комплексную переработку сырья. Негативным фактором является выдавливание малых и средних компаний из лесного сектора.

Уровень концентрации лесопромышленного комплекса остаётся высоким, что связано с отсутствием региональной дорожной и энергетической инфраструктуры, что не позволяет создавать перерабатывающие мощности вблизи неосвоенной лесосырьевой базы.

Конкурентная борьба

Фото: sawmill25.ru

Развитие крупных лесопромышленных холдингов приводит к конкуренции по сырью, особенно сильна конкуренция по пиловочному сырью, что заставляет лесопильные компании развивать тонкомерное лесопиление. Это относится к инвестиционным проектам ООО «Поморская лесопильная компания» и реализованном проекте Группы Компаний «УЛК».

Из-за диспаритета спроса и предложения древесного сырья и отсутствия достаточных мощностей по переработке фанерного кряжа большой объём этого сырья не находит применения в области и частично вывозится за её пределы.

Несмотря на наличие крупных целлюлозно-бумажных комбинатов, полное потребление балансового сырья, заготавливаемого в области, в настоящее время, также ограничено, особенно это касается удалённых делянок, с которых вывозка и транспортировка этой категории сырья нерентабельна.

Стремительное развитие лесопильных предприятий в области и рост заготовительных мощностей лесопильных холдингов приведёт к росту предложения хвойного и лиственного балансового сырья, не находящего спроса в пределах региона.

В этих условиях, целлюлозно-бумажные комбинаты не стремятся заготавливать древесное сырье самостоятельно. Так, АО «Архангельский ЦБК» обеспечен собственным сырьём на 25%, а ОАО «Филиал Группы «Илим» в г. Коряжма» на 42%, при избыточном предложении балансового сырья, развитие собственных лесозаготовительных мощностей нецелесообразно.

Приоритетные инвестиционные проекты

В области активно внедряют инвестиционные проекты в рамках механизма Приоритетных Инвестиционных Проектов в области освоения лесов. В настоящее время функционирует 6 таких проектов, и в ближайшее время их количество может увеличиться. Основной угрозой для реализации проектов в рамках этого механизма является региональный сырьевой дисбаланс, что может негативно повлиять на экономическую эффективность проектов, усилить региональную конкуренцию по пиловочному сырью и увеличить объём предложения балансового сырья, имеющего ограниченный спрос в регионе.

Потенциал развития лесопромышленного комплекса области

Сырьевой баланс Архангельской области по пиловочному сырью негативен, что говорит о недостатке сырья этой группы в регионе и невозможности развития новых производственных мощностей без увеличения объёмов заготовки. Ситуацию можно исправить, но необходимо освоить ранее не используемые участки леса.

В настоящее время в регионе реализуют несколько крупных инвестиционных проектов. Прежде всего, это проект Группы Компаний «Титан» по организации лесопильных потоков и производству древесных топливных гранул на мощностях АО «ЛДК-3», а также проекты развития, реализуемые Группой Компаний «УЛК». Кроме того, планируется увеличение перерабатывающих мощностей ООО «Поморская лесопильная компания» и ООО «ЛПК Север». Все эти проекты связаны с лесопилением и производством древесных топливных гранул. Ожидается, что объём лесопиления в области вырастет на 1,5 млн м3, а объём производства гранул превысит 300 000 тонн в год.

Целлюлозно-бумажные комбинаты, работающие в области, также планомерно наращивают мощности по переработке. Стоит отметить, что АО «Архангельский ЦБК» и АО «Филиал Группы «Илим» в г. Коряжма» являются российскими лидерами по уровню технической оснащённости и глубине переработки. Несколько лет назад был реализован проект завода по производству нейтрально-сульфитной полуцеллюлозы на ОАО «Филиал Группы Илим в г. Коряжма», что позволило увеличить объём переработки лиственных балансов, не имеющих ранее спроса в регионе.

Недостатком перерабатывающих мощностей области является отсутствие плитных производств, ориентированных на переработку низкокачественной древесины, что, в перспективе, будет источником регионального сырьевого дисбаланса по этой категории сырья.

Проведённый ООО «Национальное лесное агентство развития и инвестиций» анализ показывает, что без сбалансированного развития мощностей по переработке всех видов древесного сырья поступательное развитие лесопромышленного комплекса области ограничено. Вновь создаваемые лесопильные предприятия, ориентированные на пиловочное сырьё, могут оказаться в невыгодных условиях из-за ограниченной возможности сбыта сырья непиловочного назначения. Существенным недостатком областного лесопромышленного комплекса является отсутствие дорожной инфраструктуры, что на длительное время замораживает возможности развития региональной переработки.

Текст: ООО «Национальное лесное агентство развития и инвестиций»

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №1 2018

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

ru.freepik.com
Сохранить субсидии на экспорт лесопродукции: господдержку... Перевозка лесоматериалов — удовольствие, как знают сами...
Читать онлайн
Новости
ru.freepik.com

Сотрудничество Китая и России в ЦБП: что покупаем и что продаём

В 2024 году новости о том, что «друзья» из Китая занимаются тем, что активно покоряют очередную нишу рынка российской лесопродукции, стали чем-то вполне обыденным. Эксперты справедливо опасаются, что столь крепкая привязанность целой отрасли к...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.