GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.
Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.
GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.
Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU
Архангельская область — крупнейший лесопромышленный регион нашей страны, где производится треть российских объёмов целлюлозы и картона, до 10% пиломатериалов и до 11% от всероссийского объёма бумаги. Ключевой особенностью Архангельской области является высокий сырьевой потенциал и развитая портовая инфраструктура, что позволяет экспортировать лесопродукцию на внешние рынки. Несмотря на уникальное положение, регион имеет целый ряд недостатков, основным из которых является низкий уровень развития инфраструктуры, что приводит к низкой транспортной доступности лесов.
Последнее десятилетие лесопромышленный комплекс Архангельской области активно трансформировался и в настоящее время является наиболее современным в отечественном ЛПК. Процесс трансформации, зачастую, приводил к банкротству одних перерабатывающих производств и росту других. Тем не менее, общие процессы, характерные для ЛПК Архангельской области, имеют или будут иметь своё отражение в других лесных регионах, так как общая законодательная среда и макроэкономическое окружение уравнивает направление этих процессов, однако региональная специфика влияет на их скорость и форму проявления.
Обзор регионального лесопромышленного комплекса провели специалисты ООО «Национальное лесное агентстворазвития и инвестиций».
Архангельская область является крупнейшим лесопромышленным регионом страны и основным производителем и экспортёром лесной продукции. Общая площадь земель лесного фонда — 29 215,2 тыс. га; лесистость — 72% (без учёта островов Северного Ледовитого океана). Общий запас древесины на корню — 2 418,2 млн м3. Хвойные насаждения составляют 82,6% от покрытой лесом площади, лиственные — 17,4%.
Насаждения с преобладанием ели занимают 67,4%, сосны — 32,3%, других хвойных пород (лиственница, кедр) — 0,3%. Среди лиственных насаждений на долю берёзы приходится 93,7%, осины — 6,2%, других лиственных пород (ольха серая и чёрная, ивы древовидные) — 0,1%.
Южные районы области характеризуются смешанными хвойно-лиственными древостоями, при этом доля лиственных насаждений постоянно увеличивается из-за недостаточных усилий по восстановлению хвойных пород. Кроме того, эти районы находятся в рубке уже второго, а в некоторых случаях третьего прохода. Особенно негативно на состояния древостоев повлияли сплошные рубки 1940-х годов, когда промышленное освоение лесов сопровождалось отсутствием комплексных мероприятий по лесовозобновлению хвойной секции и, в некоторых случаях, хищническими методами заготовки.
Несмотря на внушительные запасы древесных ресурсов и развитые перерабатывающие мощности уровень освоения годовой расчётной лесосеки составляет 52%. Это связано с инфраструктурной недоступностью больших лесных массивов, расположенных на востоке Архангельской области, прежде всего, в глубине лесных массивов на правом берегу реки Северная Двина и Лешуконском районе. Основная лесозаготовительная деятельность ведётся в районах, примыкающих к крупным рекам — Северная Двина, Вычегда и Вага, в районах, приближенных к Архангельску и Коряжме, а также в районах неподалёку от основных железнодорожных и автомобильных магистралей.
Объем ежегодной заготовки сырья составляет 11,5 млн м3. Баланс лесоснабжения области равновесен, недостаток сырья в южных регионах компенсируются поставками из соседних регионов — Кировской области, республики Коми и Вологодской области.
Наличие в области развитой лесоперерабатывающей промышленности, ориентированной на экспорт продукции, стимулировало сертификацию лесов по стандартам PEFC и FSC. Общая доля сертифицированных лесов составляет около 7 млн га, и стоит ожидать, что этот процесс будет продолжаться.
Размещение перерабатывающих производств Архангельской области во многом архаично и не вполне соответствует текущим реалиям. В Архангельской области функционируют три крупных лесоперерабатывающих центра, основной центр переработки расположен в Архангельске и ближайших районах, где сконцентрированы крупнейшие предприятия региона. Это, прежде всего, АО «Архангельский ЦБК», АО «Архангельский фанерный завод», АО «Лесозавод 25», АО «ЛДК-3» и ООО «Поморская лесопильная компания». На долю этого промышленного центра приходится до 60% всей перерабатывающей промышленности области.
Вторым по значимости является промышленный регион, расположенный на юге области, в районе Котласа-Коряжмы — ОАО «Филиал Группы Илим в г. Коряжма». Это крупное перерабатывающее предприятие является одним из лидеров российской целлюлозно-бумажной промышленности. На долю этого промышленного района приходится порядка 35% всего областного объёма переработки.
Третий перерабатывающий центр расположен юго-западе, в Устьянском и Вельском районах, где функционируют такие лесопильные предприятия, как ГК «УЛК» и ООО «ЛПК Север», этот промышленный центр формирует до 15% областной переработки и представлен в основном лесопильными предприятиями.
Отдельно стоит отметить АО «Онежский ЛДК», расположенный в городе Онега на северо-западе области.
Все крупнейшие перерабатывающие центры расположены на пути основных транспортных коммуникаций. Для Архангельского промышленного района ключевым путём поставки сырья выступает река Северная Двина, по которой круглый лес доставляют сплавом с делянок, расположенных в непосредственной близости к реке. Частично, сырьё поставляют по железной дороги с делянок, расположенных на западе области, и по автомобильным дорогам в пределах эффективного плеча доставки.
Лесоперерабатывающий центр в Коряжме снабжают сырьём по реке Вычегда, по железной дороге и по местным автодорогам.
Лесопильные производства в Устьянском и Вельском районах снабжают по железной дороге и местным автодорогам.
Недостатком текущего расположения производительных сил в регионе является привязка к водным путям снабжения, которая была исторически обусловлена наличием больших запасов леса в прибрежных лесничествах и низкой стоимостью транспортировки сырья по воде. Логичным решением при размещении перерабатывающих мощностей являлось расположение производства в Архангельске, где есть трудовые ресурсы, энергетическая инфраструктура и портовые мощности для экспорта продукции. В настоящее время из-за активных рубок в прошлые периоды, особенно в 1940-50-е годы, лесной фонд в указанных районах оказался истощён, особенно по хвойной секции, что создает определённые ограничения для развития перерабатывающих мощностей в Архангельском промышленном центре.
Другие перерабатывающие центры также имеют ограничения по развитию из-за разработанных ранее делянок, что выражается в увеличении лиственных древостоев.
Необходимо отметить, что существенные ограничения по развитию мощностей испытывают лесопильные предприятия, ориентированные на переработку хвойного пиловочника. Производства, перерабатывающие балансовое сырьё, эти проблемы затрагивают в минимальной степени.
Решением проблемы лесоснабжения перспективных лесопильных предприятий является их перенос в районы с неосвоенной лесосекой, однако эти решения ограничены отсутствием общей транспортной и энергетической инфраструктуры в этих районах.
Основной транспортной артерией Архангельской области выступают реки Северная Двина и впадающая в нее Вычегда, по которым транспортируется основной объём круглого леса. Преимущественным способом транспортировки является лесосплав в плотах, частично на баржах. Молевой сплав в настоящее время запрещён. Однако из-за обмеления рек в последние годы объём древесины, поставляемой лесосплавом, постепенно сокращается. Особенно это касается лесосплава по Вычегде, где падение уровня воды наиболее ощутимо.
Транспортировка круглого сырья с правого берега реки Северная Двина возможна только по воде, так как иная транспортная инфраструктура в регионе отсутствует. Мостовое сообщение между берегами есть лишь вблизи Архангельска и Котласа. На основном протяжении реки Северная Двина по Архангельской области мостовое сообщение отсутствует, связь между берегами осуществляется посредством парома в навигацию или по льду зимой, однако перевозка леса по ним невозможна или ограничена.
Мостовое сообщение через р. Вычегду присутствует в районе Коряжмы и Сольвычегодска, что облегчает снабжение предприятий, расположенных в этом районе, автомобильным транспортом.
Основной автомобильной артерией Архангельской области является трасса Москва-Архангельск (М-8), которая проходит на западе области, а также трасса Усть-Вага — Ядриха, проходящая по левому берегу реки Северная Двина и соединяющая Архангельск и Коряжму. В общем, автомобильное сообщение относительно развито на левом берегу реки Северная Двина, на юге области, вдоль линии Каргополь-Долматово и линии Коряжма – Широкий Прилук, а также вблизи Архангельска. Дорожное сообщение на правом берегу Северной Двины и в Лешуконском районе практически полностью отсутствует на больших территориях, что не позволяет транспортировать сырьё лесовозами.
Железнодорожное сообщение в Архангельской области также недостаточно, и представлено основными ветками Вологда – Архангельск (с ответвлением на Онегу) и Коноша – Ядриха – Микунь (р. Коми). Существует также ответвление на Архангельск – Карпогоры, протяжённостью 245 км, но её дальнейшее строительство на восток в настоящий момент заморожено. Железнодорожное сообщение Архангельской области присутствует только на западе и юге региона и явно недостаточно.
Развитие лесной инфраструктуры явно недостаточно. Нормативное минимальное значение развития уровня лесных дорог составляет 6,0 – 10,0 км/1000 га. В условиях Архангельской области это значение колеблется от 0,4 до 4,2 км/1000 га. В некоторых лесничествах функционируют узкоколейные железные дороги, однако, часть из них характеризуется большим износом основных фондов.
Основной объём заготовки осуществляется в зимний период, что связано с большим количеством водных объектов и болот, которые не позволяют осуществлять заготовку и вывозку сырья летом и в демисезонные периоды.
Транспортная инфраструктура региона недостаточна для эффективного развития лесопромышленного комплекса области, но её развитие возможно при условии существенных инвестиций, осуществляемых на государственном уровне.
Несмотря на удачное географическое положение, наличие сырьевых ресурсов и экспортоориентированность лесопромышленного комплекса Архангельской области, за последнее десятилетие произошла существенная трансформация локальной промышленности и деловой среды. Прежде всего, из-за банкротства таких крупных предприятий, как АО «Соломбальский ЦБК» и АО «Соломбальский ЛДК», которые ушли с деловой карты региона и освободили место для других компаний. Банкротство этих предприятий позволило другим наращивать переработку сырья и снизило сырьевой дефицит в области.
В настоящее время лесопромышленный комплекс Архангельской области является в крайней степени монополизированным, что обусловлено целым рядом факторов. Последовательное развитие таких компаний, как АО «Архангельский ЦБК», ОАО «Филиал Группы «Илим» в г. Коряжма», ГК «Титан» и ГК «УЛК», позволило закрыть вакуум, который образовался после краха АО «Соломбальский ЦБК» и АО «Соломбальский ЛДК». Эти компании последовательно нарастили переработку сырья и его заготовку, что усилило давление на малые и средние лесоперерабатывающие компании и вынудило многие из них уйти с рынка. Конкурировать с крупными игроками, имеющими значительные финансовые ресурсы, довольно сложно.
Перечисленные крупные компании формируют более 60% областной заготовки сырья, до 85% объемов производства пиломатериалов и 100% целлюлозно-бумажной продукции. Порядка 80% расчётной лесосеки закреплено за холдинговыми компаниями, и эта доля постепенно увеличивается, что обусловлено повсеместным выделением лесных участков в аренду в рамках механизма Приоритетных Инвестиционных Проектов в области освоения лесов.
Наиболее сильная взаимосвязь среди холдинговых структур прослеживается между Группой Компаний «Титан» и АО «Архангельский ЦБК», которые взаимодействуют в области лесозаготовок. Группа Компаний «Титан», имеющая наибольшую расчётную лесосеку области и ориентированная исключительно на пиловочное сырьё, поставляет балансовую древесину на АО «Архангельский ЦБК». Эта связь огранивает других лесозаготовителей области по сбыту балансового сырья, и, несмотря на наличие в области крупных целлюлозных комбинатов, сбыт непиловочного сырья затруднителен для других рыночных игроков.
По мнению аналитиков ООО «Национальное лесное агентство развития и инвестиций», тенденции монополизации характерны для всего российского лесопромышленного комплекса, наиболее сильно это выражается в развитых лесоперерабатывающих регионах. Особенно, стимулирует монополизацию рынка внедрение механизма Приоритетных Инвестиционных Проектов в области освоения лесов, что приводит к концентрации лесного фонда в руках крупных лесопромышленных комплексов. Эта тенденция имеет позитивное наполнение, так как малые и средние лесозаготовительные компании не могут реализовать строительство лесной инфраструктуры и организовать комплексную переработку сырья. Негативным фактором является выдавливание малых и средних компаний из лесного сектора.
Уровень концентрации лесопромышленного комплекса остаётся высоким, что связано с отсутствием региональной дорожной и энергетической инфраструктуры, что не позволяет создавать перерабатывающие мощности вблизи неосвоенной лесосырьевой базы.
Развитие крупных лесопромышленных холдингов приводит к конкуренции по сырью, особенно сильна конкуренция по пиловочному сырью, что заставляет лесопильные компании развивать тонкомерное лесопиление. Это относится к инвестиционным проектам ООО «Поморская лесопильная компания» и реализованном проекте Группы Компаний «УЛК».
Из-за диспаритета спроса и предложения древесного сырья и отсутствия достаточных мощностей по переработке фанерного кряжа большой объём этого сырья не находит применения в области и частично вывозится за её пределы.
Несмотря на наличие крупных целлюлозно-бумажных комбинатов, полное потребление балансового сырья, заготавливаемого в области, в настоящее время, также ограничено, особенно это касается удалённых делянок, с которых вывозка и транспортировка этой категории сырья нерентабельна.
Стремительное развитие лесопильных предприятий в области и рост заготовительных мощностей лесопильных холдингов приведёт к росту предложения хвойного и лиственного балансового сырья, не находящего спроса в пределах региона.
В этих условиях, целлюлозно-бумажные комбинаты не стремятся заготавливать древесное сырье самостоятельно. Так, АО «Архангельский ЦБК» обеспечен собственным сырьём на 25%, а ОАО «Филиал Группы «Илим» в г. Коряжма» на 42%, при избыточном предложении балансового сырья, развитие собственных лесозаготовительных мощностей нецелесообразно.
В области активно внедряют инвестиционные проекты в рамках механизма Приоритетных Инвестиционных Проектов в области освоения лесов. В настоящее время функционирует 6 таких проектов, и в ближайшее время их количество может увеличиться. Основной угрозой для реализации проектов в рамках этого механизма является региональный сырьевой дисбаланс, что может негативно повлиять на экономическую эффективность проектов, усилить региональную конкуренцию по пиловочному сырью и увеличить объём предложения балансового сырья, имеющего ограниченный спрос в регионе.
Сырьевой баланс Архангельской области по пиловочному сырью негативен, что говорит о недостатке сырья этой группы в регионе и невозможности развития новых производственных мощностей без увеличения объёмов заготовки. Ситуацию можно исправить, но необходимо освоить ранее не используемые участки леса.
В настоящее время в регионе реализуют несколько крупных инвестиционных проектов. Прежде всего, это проект Группы Компаний «Титан» по организации лесопильных потоков и производству древесных топливных гранул на мощностях АО «ЛДК-3», а также проекты развития, реализуемые Группой Компаний «УЛК». Кроме того, планируется увеличение перерабатывающих мощностей ООО «Поморская лесопильная компания» и ООО «ЛПК Север». Все эти проекты связаны с лесопилением и производством древесных топливных гранул. Ожидается, что объём лесопиления в области вырастет на 1,5 млн м3, а объём производства гранул превысит 300 000 тонн в год.
Целлюлозно-бумажные комбинаты, работающие в области, также планомерно наращивают мощности по переработке. Стоит отметить, что АО «Архангельский ЦБК» и АО «Филиал Группы «Илим» в г. Коряжма» являются российскими лидерами по уровню технической оснащённости и глубине переработки. Несколько лет назад был реализован проект завода по производству нейтрально-сульфитной полуцеллюлозы на ОАО «Филиал Группы Илим в г. Коряжма», что позволило увеличить объём переработки лиственных балансов, не имеющих ранее спроса в регионе.
Недостатком перерабатывающих мощностей области является отсутствие плитных производств, ориентированных на переработку низкокачественной древесины, что, в перспективе, будет источником регионального сырьевого дисбаланса по этой категории сырья.
Проведённый ООО «Национальное лесное агентство развития и инвестиций» анализ показывает, что без сбалансированного развития мощностей по переработке всех видов древесного сырья поступательное развитие лесопромышленного комплекса области ограничено. Вновь создаваемые лесопильные предприятия, ориентированные на пиловочное сырьё, могут оказаться в невыгодных условиях из-за ограниченной возможности сбыта сырья непиловочного назначения. Существенным недостатком областного лесопромышленного комплекса является отсутствие дорожной инфраструктуры, что на длительное время замораживает возможности развития региональной переработки.
Текст: ООО «Национальное лесное агентство развития и инвестиций»
Сотрудничество Китая и России в ЦБП: что покупаем и что продаём
В 2024 году новости о том, что «друзья» из Китая занимаются тем, что активно покоряют очередную нишу рынка российской лесопродукции, стали чем-то вполне обыденным. Эксперты справедливо опасаются, что столь крепкая привязанность целой отрасли к...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.