Вопросы эффективного лесопользования стали предметом обсуждения экспертов, представителей науки и бизнеса на 29-м Международном форуме «Российский лес» в Вологде. Большое количество негативных событий сильно повлияло на отрасль в последние годы. Несмотря на это, лесозаготовка не останавливается, и сфера должна развиваться, тем более что позитивные изменения уже происходят, отмечают аналитики.
«Во главе угла — прагматика и рациональный подход к проведению нашей встречи. Пора приходить к предметным, практическим решениям. Иначе вообще зачем форум проводить? Задача — получить максимально рациональную выжимку и для органов государственной власти, и для бизнеса, и для тех организаций, которые занимаются изучением лесного фонда, то есть для учёных, общественных деятелей.
Нужно всё-таки нажимать на рациональное зерно, извлекать максимальную пользу из наших контактов и развивать отрасль не на словах, а на деле», – отметил в приветственной речи губернатор Вологодской области Георгий Филимонов.
Конечно же, эффективно использовать лесные ресурсы помогает не только техника, но и эксплуатанты. Вопросу кадрового потенциала уделили особое внимание, и целый этаж «Русского дома» стал на эти три дня местом паломничества школьных и студенческих групп.
Крупнейшие предприятия региона: ГК «Вологодские лесопромышленники», ООО «Вологодский лес», ООО «Череповецлес» — знакомили ребят со своей продукцией и рассказывали о преимуществах работы в лесной сфере. Теме дефицита кадров в ЛПК мы посвятили отдельную статью в этом номере, сейчас же хотим подробнее остановиться на решениях, которые предлагает бизнес в сегодняшних условиях.
Лишившись одного из крупнейших коммерческих проектов в отрасли — экспозиции «Лесоруб XXI века», компании устремились на другие площадки, где можно наглядно продемонстрировать технику, оборудование и комплектующие для нужд лесозаготовителей, а также наладить сотрудничество или обновить связи. И, хотя отраслевики отмечают, что сейчас серьёзные выставки можно пересчитать по пальцам руки, и те в последние годы обмельчали, интерес к технике есть, хотя и сдержанный.
В этом году экспоненты разместились на 3000 м — под открытым небом и внутри «Русского дома». Площадь Революции в центре города заполнили харвестеры, форвардеры и другие машины. Производители и дилеры с удовольствием демонстрировали как всем известные и уже зарекомендовавшие себя бренды, так и новинки преимущественно азиатского производства.
Один из крупнейших в России и СНГ дистрибьюторов техники, ООО «Инстройтехком», оказался, пожалуй, единственным на площади представителем любимого лесозаготовителями «светофора» — техники брендов Komatsu, John Deere и Ponsse. Несмотря на натиск санкций, купить дефицит из-за границы по-прежнему возможно, но, как признаются представители компании, сейчас не всем по карману эти мастодонты лесозаготовки.
«За последние два года вектор продаж сместился к реализации европейских машин с наработкой. Мы продолжаем привозить в Россию лесозаготовительную технику от ведущих брендов. Конечно, все хотят форвардер за 50 миллионов, но это неосуществимая мечта. Как говорил Дмитрий Медведев, никто и никогда не вернется в 2007 год.
Сейчас лесозаготовители на стадии выживания, это не способствует улучшению сбыта. Даже в сложных условиях мы находим возможность помогать нашим клиентам решать задачи по обновлению или расширению парка лесозаготовительной техники. Как ответственные поставщики, мы не только доставляем абсолютно рабочую технику, но и поддерживаем высокий уровень сервиса, а также возим запчасти на любимые всеми Komatsu, John Deere и Ponsse», — рассказал руководитель департамента продаж лесозаготовительной техники ООО «ИСТК» Михаил Водовозов.
Но не только известной троицей ограничивается ассортимент компании — под вологодским небом сияли и другие современные лесные машины европейского производства. Это харвестер ProSilva S6 и форвардер NOE NF210-8WR, которые уже успели заработать положительные отзывы после эксплуатации в наших лесах. Как отмечают в компании, модель имеет все шансы стать настоящим бестселлером в 2025 году.
Посетители выставки одни из первых смогли оценить обновлённый форвардер. Разработчики учли пожелания лесозаготовителей и сделали его более надёжным и комфортным. Для этого установили защиту тандемов от истирания, усилили опору сиденья, заменили подшипники карданного вала на закрытые, улучшили шумоизоляцию и увеличили количество фар для работы в тёмное время суток.
Модель оснащена усиленным захватом для надёжной фиксации древесины. Модернизация гидрораспределителя крана и изменение его положения позволили увеличить скорость работы и удобство обслуживания.
Полностью полагаться на дефицитный товар из Европы в условиях кризиса было бы рискованным решением, тем более когда азиатские производители обступили рынок со всех сторон. Не отказываясь от возможности расширить портфель за счёт новых брендов, группа компаний начала развивать сотрудничество с Sany и Lovol.
А, чтобы закрыть ещё одну популярную потребность, компания предлагает решение по кастомизации экскаваторов с лесными опциями Komatsu, Sany, Lovol, а также установку харвестерных головок доступных на территории России брендов: Kesla, Waratah, Log Max, Komatsu, Ponsse, John Deere.
«Хотя наш потребитель имеет выбор из ассортимента китайской техники, лесозаготовители всё-таки относятся к ней настороженно, отдавая предпочтение старой проверенной Европе», — заключает Михаил Водовозов.
Представители ООО «Бизнес Спецтехника» считают, что перспективу на рынке техники имеют те вендоры и поставщики, которые видят в российском потребителе равноправного партнёра и находят в себе смелость продолжать официальное сотрудничество. Компания предлагает лесозаготовителям не только России, но и Беларуси харвестерные головки и колёсные харвестеры австрийского производителя лесозаготовительной техники Konrad Forsttechnik Gmbh.
«Мы выбрали для себя проверенную европейскую компанию, которая не ушла из России и продолжает работать. Отрадно, что у австрийского завода свои взгляды на сотрудничество с российским бизнесом, и мы надеемся, что оно будет только укрепляться и развиваться. С 2022 года активность подобных мероприятий существенно снизилась, заготовители хоть и продолжают свою деятельность в лесу, но постоянно находятся в поиске альтернатив, возможностей удешевить заготовку и повысить экономическую эффективность.
Мы понимаем, что в современных реалиях далеко не всегда покупка нового или с небольшой наработкой колёсного харвестера — оптимальный вариант. Наша компания считает, что новый гусеничный лесной экскаватор LISHIDE с австрийской харвестерной головкой WOODY — отличная альтернатива», — поделился мнением руководитель отдела продаж ООО «Бизнес Спецтехника» Кирилл Иванов и добавил, что, помимо реализации самой техники, компания предлагает высококачественные гусеницы и цепи для неё.
Достаточно уверенно себя чувствует среди конкурентов ООО «АМКОДОР».
Это происходит в числе прочего потому, что производитель лесной техники направил ресурсы на максимальное импортозамещение, считает заместитель генерального директора по коммерческим вопросам ООО «Амкодор-Лесмаш» — управляющая компания холдинга» Сергей Горбатенко.
Встречаясь с техникой этого производителя на разных выставках в течение года, нельзя не заметить изменение и расширение ассортимента компании. В этом году на экспозиции «Российского леса» демонстрировали свои возможности востребованная модель форвардера АМКОДОР 2682-01 и тяжёлый харвестер AMKODOR FH 3061. Наравне с техникой для сплошных рубок в компании развивают направление машин для рубок ухода.
«Эти малогабаритные машины — довольно специфический продукт, не предназначенный для сплошных рубок. В Беларуси уже начали продавать первые экземпляры, и там, скорее всего, они будут более востребованы. Мы стремимся производить полностью импортозамещённую технику, разрабатывая собственные узлы и комплектующие, не копируя чужие технологии.
Представленные на выставке машины — продукт белорусской локализации свыше 90%, с отечественными мостами, трансмиссией, манипулятором. Харвестер нового поколения AMKODOR FH3061, который мы в течение года представляем на разных событиях, — первый образец. Следующие единицы уже претерпели изменения, хотя процесс снижения доли иностранных комплектующих в них продолжается до сих пор.
В то же время форвардер AMKODOR FF1461, над усовершенствованием которого трудились конструкторы в течение долгого времени, можно назвать машиной нового поколения, он сейчас не зависит от параллельного импорта. Именно в этом стоит задача холдинга — увеличить процент локализации, чтобы самим производить продукт, управлять его качеством и быть уверенным в нём», — подчеркнул Сергей Горбатенко.
Помимо этого, представитель компании анонсировал появление в 2025 году харвестерных головок собственного производства.
«Этот продукт разработан и изготовлен, уже прошёл испытания, и первые 5 единиц скоро будут представлены рынку. Головка с максимально высокой степенью локализации, помимо рамной конструкции, гидромоторы, моторы пилы, гидравлический узел и электронное управление — полностью разработка „АМКОДОР”.
Со временем многое в постсоветском пространстве утрачено, и именно по этой причине до сих пор отсутствуют харвестерные головки, манипуляторы, мосты и прочие комплектующие для лесных машин. Есть компактные узлы, которые производят единичные компании в мире. К сожалению, в России их не делают.
Для нас это был бы оптимальный вариант, если бы появилась российская головка, мы бы её применяли на своих машинах. Мы не болеем гигантоманией и готовы сотрудничать с российскими производителями, но иногда приходится всё делать самим, чтобы иметь продукт, в котором мы уверены», — обозначил позицию холдинга г-н Горбатенко.
Несмотря на то, что многие участники старались подогреть праздно шатающуюся толпу песнями, музыкой, розыгрышами, перекрытая наполовину площадь не давала возможности комфортно осмотреть все представленные модели, и только самые целенаправленные посетители смогли добраться до её дальнего угла.
Преодолев все препятствия, сопряжённые со стройкой городского катка, и попутно изучив предложения на рынке, нельзя не отметить, что разнообразием лесную отрасль производители не балуют.
Представители постоянного участника выставок разных отраслей, ООО «Сумитек Интернейшнл», сетуют, что лесные машины покупают не так активно, как раньше, по двум всем известным причинам: отсутствие достойного выбора и высокий курс иностранной валюты.
«Если говорить с точки зрения заполненности, народу как обычно, это, конечно, радует. А вот с точки зрения разнообразия техники, тут — увы. Потому что практически всё, что здесь представлено, — плюс-минус один-два завода, но бренды при этом разные. Это всем известная особенность китайской техники. Такова наша новая реальность, и сейчас мы существуем в ней.
Очень хочется верить, что всё изменится в лучшую сторону, но сегодня мероприятия подобного рода для нас всех — возможность показать, кто ещё остался на манеже, и встретиться с основными партнёрами, а вот говорить о каких-то новых клиентах или моментальных продажах, увы, пока не приходится», — поделилась мнением маркетолог компании Анна Кравец.
В такой ситуации сидеть сложа руки — непозволительная роскошь, и в поиске свежих решений компании расширяют ассортимент, меняют подход к сервису и отдают всё больше предпочтения технике для других отраслей. Так, в портфеле брендов компании наряду с KOMATSU, KREAT и BOMAG появилась складская техника Heli, дилером которого «Сумитек Интернейшнл» стала недавно.
«В 2024 году неожиданно для многих возродилась СТТ EXPO, а наиболее удачной стала для нас выставка MiningWorld Russia, где мы представили дробильно-сортировочное оборудование KREAT. Так как погрузчики — одно из перспективных направлений, мы начали развивать и его.
Представленный вилочный погрузчик Heli CPCD30 — из премиум-сегмента с соответствующей стоимостью, но мы дорожим своим именем, поэтому работаем только с надёжными партнёрами», — рассказал региональный менеджер по продажам Прохор Поляков и отметил, что сейчас «Сумитек Интернейшнл» делает упор в первую очередь на развитие статуса универсальной сервисной компании.
К слову, не только на этом стенде была представлена не относящаяся к лесу техника. Например, экспозицию разбавили дорожно-строительные машины, в том числе отечественного производства. Специалист сервисной службы Максим Маненков из ООО «ТД Профессионал» познакомил нас с новинками из мира спецтехники. И это снова мини-погрузчик, но уже отечественный.
Профессионал ПМ-1000» — первая модель в серии мини-погрузчиков одноимённого завода из Иванова, но, по словам представителей компании, вскоре линейка расширится. Машина оснащена дизельным 4-цилиндровым двигателем Д-243S2 мощностью 60 кВт (81,5 л. с.), способна развивать скорость до 18 км/ч и поднимать грузы весом до 1000 кг. Ковш объёмом 0,5 куб. м, благодаря своей конструкции, минимизирует налипание грунта с внутренней стороны.
«Мы только недавно наладили производство и презентовали эту модель, но разу же начались её активные продажи. Машина стремительно зашла на рынок и уже эксплуатируется по полной программе во многих городах. Этот образец с выставки уже выкуплен в первый день её работы и вечером отправится клиенту.
За счёт своей компактности и манёвренности техника интересна как коммунальщикам, так и фермерам. Помимо этого, её можно сделать более универсальной, оснастив гусеницами либо навесным оборудованием», — рассказал о преимуществах новинки Максим Маненков.
Помимо этого маленького помощника, нам показали гусеничный экскаватор «Профессионал PB225N», разработанный в Китае для российских условий, экскаватор-погрузчик ELAZ-BL 880 и модернизированный экскаватор-погрузчик Cukurova 888XG.
«Это обновлённая версия флагманской модели турецкого бренда. Мощная и функциональная, она подготовлена для работы в суровых условиях и, что немаловажно, оптимально сочетает в себе достойное качество и приемлемую цену», — говорят об экскаваторе дилеры.
Кроме развития этого направления, завод предлагает широкий спектр навесного оборудования собственного производства. Это ковши, гидромолоты, грейферы, захваты и многое другое, и, в отличие от многих экспонентов, представители завода смотрят в будущее очень оптимистично.
«У нас огромные планы по развитию, куда входит локализация производства в Иванове в течение ближайших двух лет. В приоритете, конечно — выпуск отечественной техники, способной создать конкуренцию иностранным производителям. Как никогда, сейчас много китайской техники, но мы стремимся быть на ступеньку выше, и наши машины это наглядно это демонстрируют. Уверены, их ждёт успех на рынке», — заключил г-н Маненков.
Казалось бы, мы уже видели самые актуальные предложения, и удивить нас больше нечем, но большой баннер ООО «ТК Тест-Драйв» призывал посмотреть на новый сортиментовоз. Компания уже несколько лет специализируется на поставках лесовозов, прицепов и дополнительного оборудования к ним. Как правило, надстройки производят преимущественно на базе китайских шасси.
Модель, которую компания представила в качестве эксперимента, изготовлена на базе Sany по заказу клиента, и её не будут выпускать серийно. Тем не менее этот вызов, по словам менеджеров, стал показателем гибкости и широких возможностей при работе в современных условиях.
«В Набережных Челнах у нас серийное производство сортиментовозов. Надстройки мы делаем в основном на шасси Shacman, потому что это более распространённый вариант исполнения. Представленная модель — единственная в своём роде, она выполнена по конкретным требованиям заказчика. Седельный тягач китайского бренда мы купили у дистрибьютора, а дальше начали его преобразование.
Провели работы по удлинению рамы для увеличения межколёсного расстояния, интегрировали усиление, смонтировали сортиментовозную площадку и установили манипулятор. Отмечу, что все изменения вполне законны, в рамках сертификата безопасности конструкции транспортного средства. В самой площадке тоже учли массу нюансов по запросу, например, для усиления использовали высокопрочную бронированную сталь, оснастили прицеп пятигранными кониками взамен привычных четырёхгранных.
Подчеркну, всё это мы сделали не потому, что внезапно решили развивать направление сортиментовозов на Sany, а для того, чтобы показать рынку наши возможности. Можно построить на любом шасси заказчика, будь то Scania или Mercedes», — рассказал руководитель отдела продаж ООО «ТК Тест-Драйв» Сергей Горбунов.
Во время показа представленных машин отдельное внимание он уделил отечественным полуприцепам и манипуляторам великолукского машиностроительного завода «ВЕЛМАШ-С». Установленный на площадке сортиментовоза лесной гидроманипулятор ВЕЛМАШ 10-86, по словам создателей, — это оптимальное соотношение мощности, скорости, массы, комфортной работы и цены. Модель стала продолжением линейки манипуляторов нового поколения серии VM, и её главным отличием является цепной привод второго удлинителя.
Его использование позволяет увеличить усилия выдвижения и втягивания удлинителей без потери скорости. Помимо этого, среди достоинств техники можно отметить меньший вес по сравнению с аналогами. Благодаря тому, что все гидравлические линии спрятаны внутрь коробов, снижается риск повреждения и поломки, а сама конструкция узла становится более компактной.
Кроме того, отметил Сергей Горбунов, цепь не требует сложного обслуживания или ремонта — достаточно лишь периодически подтягивать её регулировочной гайкой. Оператор крана ВМ10-86 может выполнять несколько операций одновременно, это позволяет сократить время загрузки-разгрузки в 1,5-2 раза.
«Совершенствовать собственные разработки стало интереснее, когда ушли европейские бренды, а китайские аналоги по качеству и надёжности не соответствуют запросам клиента. И если все производители лет 10 назад делали более-менее идентичный продукт, то сейчас появляются какие-то свои отличия, и мы уверены, что этот вектор развития абсолютно правильный», — убеждён представитель компании.
Как и многие коллеги, менеджеры «Тест-Драйв» только лесной техникой не ограничились и привезли мини-погрузчик бренда Heli.
«В целом, наверное, из того, что ушло из страны, это одно из лучших предложений по вилочным погрузчикам. Можно сказать, достойный аналог Европы, здесь стоит надёжный, проверенный годами двигатель. Несмотря на то, что у потребителей ещё остаются вопросы к китайским машинам и не все верят в их надёжность, складская техника Heli давно завоевала своих покупателей во всём мире. Мы возим погрузчики в Россию уже несколько лет и отмечаем, что спрос только растёт», — поделился наблюдениями г-н Горбунов.
По соседству расположилась экспозиция ООО «Производственная компания «Русский грузовик» — ещё одного крупного игрока рынка, который специализируется на продажах лесозаготовительной техники, прицепов, полуприцепов, сортиментовозов, роспусков, гидроманипуляторов, а также грузовой, сельскохозяйственной, коммунальной, строительной техники. Здесь нам показали сортиментовозы собственного производства уже на базе шасси Sitrak, а также лесные машины Минского автомобильного завода, выпущенные к его 80-летию.
«Среда полуприцепов очень конкурентная сегодня, и каждый производитель старается улучшить качество, надёжность своей продукции. Помимо усовершенствований в самой конструкции, таких как пятиугольные коники, мы уделили особое внимание процессу окраски сортиментовозных прицепов. У нас самая большая на Северо-Западе дробеструйно-окрасочная камера.
В ней всю раму прицепа обрабатывают, словно дробью, шариками нужной фракции, а затем красят. Такая подготовка защищает технику от коррозии минимум 5 лет», — рассказали представители компании и отметили, что «Российский лес» стал своеобразным индикатором настроения в отрасли.
«Нам кажется, что лесники сейчас не очень хорошо себя чувствуют, хотя часто слышим, что состояние отрасли налаживается. Поэтому мы рассматриваем сотрудничество и в других сферах. Так, в нашем мобильном офисе прошли два совещания с операторами по вывозу мусора. Казалось бы, направление выставки лесное, но мы заметили, что коммунальная тема едва ли не более востребована.
Мы провели хорошие переговоры и создали благоприятную почву для продаж 7 партий мусоровозов Минского завода, дилерами которого мы являемся», — поделился итогами выставки начальник отдела продаж автотехники МАЗ ООО «ПО «Русский грузовик» Дмитрий Калаев.
Хотя в приоритете ООО «Техстройконтракт» реализация дорожной и строительной техники из Кореи и Китая, в компании не обошли стороной потребности лесозаготовителей.
«Мы специализируемся на бульдозерах, экскаваторах, фронтальных и вилочных погрузчиках брендов Shantui и Hyundai, но есть решения для такого узкого сегмента, как лесозаготовка. Как правило, эти машины сделаны на базе экскаваторов, то есть переоборудованы в харвестерные. Ранее сотрудничали с брендом Waratah, сейчас идут эксперименты по застройке техники с харвестерными головками Ponsse.
А на выставке представлена головка Xuvol китайского производства. Это, скажем так, экспериментальный вариант, который мы демонстрируем только второй год. Ожидаем в перспективе лесозаготовительную машину напрямую с завода Shantui из Китая, это серийное производство.
Техника уже отвечает всем потребностям лесозаготовителей и в заводском исполнении будет идти с головкой Ponsse. Пока привезти её мы не смогли, так как первую машину сразу же купили. Но сейчас в пути ещё три такие экземпляра, которые мы скоро представим рынку», — анонсировал новинку территориальный менеджер по продажам Денис Хомутинников.
При этом менеджер подчеркнул, что спрос на лесную технику сейчас слабый и отстаёт от других сегментов. Так, самыми популярными запросами на выставке стали экскаваторы и бульдозеры.
«Экскаваторы Shantui и Hyundai неизменно остаются у нас в лидирующих позициях по реализации. Помимо самой техники, мы, конечно, представляем дополнительное навесное оборудование. Обратите внимание на мульчер Osma итальянского производства, который можно установить на экскаватор вместо ковша и использовать для удаления деревьев и кустарников. Естественно, мы стараемся поддерживать высокий уровень сервиса, несмотря на какие-то внешние факторы, чтобы удовлетворить потребности клиента.
Для этого открыли более 100 филиалов по всей территории России от Калининграда до Южно-Сахалинска и наладили систему логистики для быстрой доставки комплектующих и запчастей, а на складах всегда есть в наличии ходовые системы для гусеничной техники и шины китайских брендов Westlake и Triangle для спецтехники», — рассказал представитель ООО «Техстройконтракт»
Как прошла выставка и форум «Российский лес»: часть 2
Текст и фото: Марина Каталакиди
Инвестиции в деревообработку: выбирается ли отрасль из кризиса?
В начале 2024 года «Лесной комплекс» спрашивал у экспертов, стоит ли инвестировать в ЛПК в ближайшее время. Тогда мнения разделились: кто-то считал, что с вложением средств в отрасль стоит повременить, другие же видели инвестиционные возможности...
Читать далее...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.