Что мы здесь делаем, или станет ли XIII КЭФ 2016 счастливым для Красноярского края? | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть

Что мы здесь делаем, или станет ли XIII КЭФ 2016 счастливым для Красноярского края?

28 февраля 2015 года завершил свою работу 12 Красноярский экономический форум. Виктор Толоконский подвёл итоги: «Красноярский экономический форум в очередной раз подтвердил свою актуальность. Уверен, эти три насыщенных дня помогли представителям власти и различных отраслей экономики обновить свои взгляды на многие вопросы. Общение в рамках пленарных заседаний и круглых столов подарило нам новые связи и незаменимый опыт, который мы, безусловно, будем использовать при выполнении важнейших задач развития края и всей страны».

Правительство Красноярского края выразило готовность вырабатывать новые управленческие подходы. Волнует то, что цели и задачи мероприятия были другие: налаживание связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом, расширение рынков сбыта за счёт сотрудничества, развитие собственных технологий, рассмотрение кризиса как времени возможностей и т. д. Хотелось бы понять, удалось ли Красноярскому краю наладить взаимодействие с представителями бизнеса АТР, развить свои технологии или хотя бы воспользоваться кризисом? Когда результатом посчитали создание новых методов управления, означает лишь то, что на данный момент никакого механизма управления регионом нет. СМИ рапортовали о 36-ти подписанных соглашениях на сумму более 213 млрд рублей, но в марте появилась отрезвляющая статистика о снижении поступления налогов за январь 2015-го по отношению к январю 2014-го: в федеральный бюджет — на 54% (5,7 млрд рублей), в краевой — на 36% (2 млрд рублей). Снижение отчисления налогов — не результат кризиса, а скорее отсутствие стратегии развития Красноярского края. В качестве примера плохого управления можно рассмотреть лесную отрасль региона. В лесном секторе из 11-ти приоритетных проектов успешно не реализовано ни одного — часть закрылись, другие на грани закрытия. Вот выводы Счётной палаты: капитальные вложения — 20% от запланированных, не выпускается ни один вид экспортной продукции (из оговоренных), не создано 2 000 рабочих мест, сокращена треть работников, налоговые отчисления отсутствуют, задолженность по зарплате растёт.

Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский не стал драматизировать ситуацию: «Всё, что происходит в лесной отрасли края, характерно для всей экономики Российской Федерации. Не скажу, что это громкий провал, но в каждом конкретном случае надо разбираться отдельно. Тем более что Счётная палата проанализировала ситуацию, ставшую следствием тех планов, которые закладывались в «тучные» годы, ещё до кризиса 2008-го. Конечно, на заседании комитета мы заслушаем отдельным вопросом информацию о ситуации в лесной отрасли. Меня волнует сохранение рабочих мест, развитие малого и среднего бизнеса, глубокой переработки в условиях экономического кризиса. Мы можем потерять лесную отрасль вообще, если не будут приняты программы о государственной поддержке. Это касается и сельского хозяйства, и промышленности в целом».

Сергей Масаев
Сергей Масаев, кандидат технических наук, доцент Института
управления бизнес-процессами и экономики СФУ

В том то и дело, что это не характерно для всей экономики РФ, и провал у нас очень громкий. Для примера хочется привести слова Президента РФ Владимира Путина на пленарном заседании в рамках Петербургского международного экономического форума. Глава государства говорил о предварительных итогах развития экономики страны в 2015 году и основных принципах её дальнейшего развития: «Уже звучали, я знаю, в ходе состоявшихся дискуссий примеры этого положительного состояния дел. Тем не менее, я воспользуюсь случаем, чтобы ещё раз их назвать. Это того стоит. Это Калужская область, Татарстан, Белгородская область, Тамбовская, Ульяновская область, Краснодарский край, Ростовская область, Костромская область, Чувашская республика, Тульская область. Вновь подчеркну, Национальный рейтинг инвестиционного к лимата должен с тать инструментом повышения качества управления на всех уровнях власти. Это сегодня тоже одно из ключевых направлений нашего развития».

Драматизируй или не драматизируй, а оглядываться на такие важные мероприятия и на то, что озвучивают первые лица страны — необходимость. Почему же в Красноярском крае экономический упадок, несмотря на «новый» механизм управления, а успехи Краснодарского края впечатляют? В качестве примера, в Краснодарском крае за 2014-й освоено инвестиций на сумму 693,2 млрд рублей, за 1 квартал 2015-го объём всех инвестиций составил 55,4 млрд рублей. В регионе находится 227 крупных инвестиционных проектов на общую сумму порядка 1,2 трлн рублей.

Возвращаясь к механизму управления Красноярским краем: не ясно, как получилось, что турецкая строительная компания выполняла приоритетную застройку гостиницы и планировала строить объекты Универсиады. С точки зрения макроэкономического анализа очень рискованно выбирать застройщика из страны, которая находится рядом с воюющими государствами и тем более соседствующей с террористической организацией ИГИЛ. По «Первому каналу» было озвучено, что турецкие строительные компании осуществляли финансирование чеченских боевиков, оплачивали их лечение в турецких клиниках. Возникает вопрос: а что за строительная компания работает в Красноярске?

Кроме этого, как в «эффективные механизмы» управления Красноярским краем вписывается ситуация, когда проблемная государственная организация в лице Внешэкономбанка финансирует приоритетные инвестиционные проекты РФ и ставит их на грань банкротства? Стоит напомнить, что ВЭБ находится на грани дефолта с задолженностью на 30.06.2015 в 1,2 трлн рублей, а его главе В. Дмитриеву готовится замена. Кроме этого топ-менеджмент Внешэкономбанка упоминается в прессе по уголовным делам, связанным с отъёмом бизнеса. Что будет с красноярскими приоритетными инвестиционными лесными проектами — неизвестно.

С 18 по 20 февраля 2016 г. пройдёт очередной красноярский экономический форум и хотелось бы, чтобы те цели и задачи, которые на нём декларируются, были увязаны с теми ориентирами, которые озвучил Президент РФ 3 декабря 2015 г. в послании Федеральному Собранию:
1. «Конкурентное производство до сих пор сосредоточено главным образом в сырьевом и добывающем секторах. Только изменив структуру экономики, мы сможем решать масштабные задачи в сфере безопасности и социальном развитии, создавать современные рабочие места и повышать качество и уровень жизни миллионов наших людей…».
2. «Следует существенно ужесточить контроль за движением государственных средств, включая федеральные и региональные субсидии предприятиям промышленности и сельского хозяйства…».
3. «Финансовую поддержку проектам импортозамещения уже оказывает Фонд развития промышленности. Его программы востребованы предпринимателями. Предлагаю в следующем году провести докапитализацию Фонда ещё на 20 млрд рублей…».
4. «России нужны компании, которые не только способны обеспечить страну современной качественной продукцией, но и завоёвывать мировые рынки…».
5. «Достигнута принципиальная договорённость о сопряжении евразийской интеграции с китайской инициативой «Экономического пояса Шёлкового пути»…».

Уже сложилось мнение, что прошедшее послание Федеральному Собранию Президента РФ не такое яркое, не такое трогающее, а более формальное. Если бы он продолжил рассказывать о проблемах России более конкретно, как он это обычно делает, то это автоматически означало бы, что прошлое его выступление не было услышано большинством и тем самым признал неэффективность некоторых субъектов РФ.

Учитывая особенности исторического и экономического развития Красноярского края, назрела необходимость решения следующих задач:
— реанимировать производство в Красноярском крае;
— развивать импортозамещающие и экспортонориентированные производства;
— сформировать механизм поиска безопасного источника финансирования развивающихся проектов;
— сформировать в Красноярском крае транспортный хаб мирового масштаба, который объединял бы в себе Северный морской путь, Транссибирскую магистраль и автомагистрали с обязательной интеграцией в транспортную структуру Великого Шёлкового пути.

Закончу словами Президента РФ из послания Федеральному собранию: «Россия не имеет права быть уязвимой. Нам нужно быть сильными в экономике, в технологиях, в профессиональных компетенциях, в полной мере использовать сегодняшние благоприятные возможности, которых завтра может уже и не быть».

Текст: Сергей Масаев, кандидат технических наук, доцент кафедры «Пожарная безопасность» СФУ

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №1 2016

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
Сканер Finscan

Компания Microtec Espoo поставит два скоростных сканера сибирским деревообработчикам

Успех и эффективность любого деревообрабатывающего предприятия зависят в первую очередь от оборудования. Деревообработчики...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.