Цифровизация лесной отрасли: мнение сенатора РФ | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть
лес
unsplash.com/@andrewcoelho

Цифровизация лесной отрасли: мнение сенатора РФ

Спикер
Татьяна Гигель Сенатор Российской Федерации, председатель Экспертно-консультативного Совета по лесному комплексу при Комитете СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.

Осенью прошлого года Президент Российской Федерации Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросам декриминализации и развития лесного комплекса нашей страны. Это дало старт серьёзной работе по обновлению отрасли и её перезагрузке.

Первым этапом этого обновления стал Федеральный закон «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений».

Татьяна Анатольевна Гигель, сенатор Российской Федерации
Татьяна Анатольевна Гигель, сенатор Российской Федерации

— Этот ожидаемый законопроект вызвал широкое обсуждение в отраслевых кругах. Даже после принятия в первом и втором чтениях продолжались дополнительные совещания, в том числе с представителями бизнеса. При этом необходимо понимать, что предложенные в законе требования и намерения направлены на исполнение поставленных Президентом задач, в соответствии с Перечнем его поручений от 06.11.2020 № Пр-1816 и постановлением Совета Федерации ФС РФ от 3 ноября 2020 года № 475-СФ «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства».

Принятый закон направлен на усиление контроля и надзора за деятельностью, связанной с использованием лесов и древесины, и в первую очередь речь идёт о контроле происхождения древесины. Ранее эта сфера не регулировалась вообще, никогда не было выдвинуто требований в отношении легальности происхождения древесины. Первым шагом в этом направлении стал 415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», принятый ещё 28 декабря 2013 года.

С тех пор прошло шесть лет правоприменительной практики. Мы проанализировали, как сработали положительные стороны закона, увидели отрицательные моменты и рассмотрели, что необходимо поправить. Всё это было учтено при подготовке законопроекта по нынешним масштабным поправкам в лесное законодательство, основная задача которых — сделать прозрачным весь оборот древесины: от происхождения и момента заготовки до переработки и реализации, в том числе на экспорт. Для этого, согласно новому закону, будет создана единая информационная система, в которой зарегистрируются абсолютно все участники отрасли. Там будут отражены все разрешительные и сопроводительные документы. Предлагается разработать и внести все разрешительные документы в единую электронную форму. Важно, что ранее этого не было.

Также законопроект предусматривает введение данных лесоустройства и лесного хозяйства — это очень важно, особенно для бизнеса и органов госвласти. Обязательная регистрация в системе всех лесных складов, объектов перевозки, выгрузки, погрузки, переработки и хранения древесины с обязательной регистрацией всех заключаемых договоров позволит отразить и проследить все этапы движения древесины и переходы её из одного этапа в другой.

Но здесь необходимо оговориться: закон заработает не сразу. В развитие его норм и в помощь его реализации потребуется подготовка, согласование и подписание более 27 подзаконных нормативных правовых актов — постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов Минприроды России, которые уже готовятся.

Первым шагом к выполнению закона станет модернизация существующей системы ЛесЕГАИС и апробация этих изменений на практике. В эксперимент по тестированию обновлённой системы с 1 января 2021 года включились 7 субъектов Российской Федерации: Архангельская, Брянская, Вологодская, Иркутская, Тверская области, Пермский и Красноярский края. В эксперименте принимают участие лесные ведомства тех регионов, где проводится тестирование, а также крупные лесозаготовительные организации, представители рынка торговли древесиной и её транспортировки. Модернизированную ЛесЕГАИС по согласованию опробуют несколько лесопользователей: ГК «Сегежа», ГК «Титан», АО Группа «Илим», ГК «УЛК», ООО «Ксилотек-Сибирь», АО «Вышневолоцкий леспромхоз», ГК «ДОЦ» и другие хозяйствующие субъекты на добровольной основе.

Со всеми участниками эксперимента организовано оперативное взаимодействие рабочей группы Совета Федерации по совершенствованию лесного законодательства, которая работает под руководством сенатора Юрия Воробьёва. Я тоже вхожу в эту группу. В рамках её работы мы будем следить за прохождением эксперимента и анализировать правоприменительную практику. Первое выездное заседание и обсуждение мы наметили уже на апрель 2021 года в одном из лесных регионов.

Запланированы очень серьёзные принципиальные изменения, которые, конечно же, на начальном этапе вызывают много вопросов. Например, бизнес сегодня говорит о том, что механизм реализации этого законопроекта пока не очевидный. Непонятно, как всё будет работать на практике. Кроме этого, введение новых требований, безусловно, повлечёт за собой рост затрат для арендаторов лесных участков. Но, с другой стороны, актуализация информации о лесах и операциях с древесиной будет способствовать принятию государственными органами адресных решений в поддержку конкретных сегментов лесной отрасли, субъектов малого бизнеса. Предстоит очень большая перестройка принципов работы всей отрасли. Но у добросовестных предприятий будет время ознакомиться со всеми новшествами и отладить работу без сбоев до вступления в силу негативных последствий, предусмотренных законом.

В ближайшей перспективе важно отработать функционал ЛесЕГАИС, посмотреть, как это происходит на практике. Мы, Совет Федерации в лице рабочей группы по совершенствованию лесного законодательства, оставляем за собой право после принятия закона, делать мониторинг его выполнения, и не через 6 лет, как раньше с 415-ФЗ, а в текущей ситуации. Мы очень рассчитываем на поддержку бизнеса в уточнении деталей этого закона. Будем работать и оттачивать вместе с заинтересованными лицами его реализацию и правоприменение».

Справка о спикере

Гигель Татьяна Анатольевна

  • Сенатор Российской Федерации
  • Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию
  • Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Алтай

Образование: Сибирский технологический институт г. Красноярска, специальность «Экономика и организация лесной промышленности и лесного хозяйства», квалификация — инженер-экономист.

В 2007 году прошла профессиональную переподготовку в Российской академии госслужбы при Президенте РФ по программе «Финансово-кредитная и налоговая политика государства».

Карьера: с 1983 по 2000 гг. прошла путь от инженера по нормированию труда, начальника планово-экономического отдела Каракокшинского ЛПХ до главного бухгалтера Чойского лесхоза. В сентябре 2000 года возглавила Чойское лесное хозяйство. С 2001 года по 2014 гг. избиралась депутатом (занимаемая должность — заместитель Председателя Государственного Собрания — Эл Курултай, председатель по бюджету и налоговой политике). С 2014 года по настоящее время является сенатором Российской Федерации.

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
Hyundai HL760-9S

Фронтальный погрузчик Hyundai HL760-9S: востребованный и универсальный

Один из наиболее популярных и востребованных видов машин на рынке спецтехники — это фронтальные погрузчики. И в этом нет...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.