Раз дощечка, два дощечка — будет мост! | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть
фермы Гау-Журавского

Раз дощечка, два дощечка — будет мост!

Мост можно по праву назвать одним из первых архитектурно-строительных сооружений, которое изобрело человечество. И первым материалом, использующимся для строительства мостов, было дерево. Несмотря на все новшества в строительстве и современные технологии, до сих пор во многих странах мира строятся деревянные мосты.

Из далекого прошлого…

Науки об истории деревянных мостов, конечно же, не существует, но доподлинно известно, что первыми мостами были обычные бревна или коряги, просто брошенные через реку или небольшое ущелье, что давало человеку возможность перемещаться, преодолевая препятствия на своем пути. Со временем люди научились возводить более прочные сооружения, уже в Древнем Риме мостостроение было довольно развито. Если же говорить о русской истории, то, согласно летописям, первые упоминания о деревянных мостах относятся к X-XI векам. На смену корягам и стволам деревьев пришли наплавные мосты — несколько плотов, связанных между собой, поверх которых укладывали деревянный настил. Совершенствование строительного искусства привело к появлению новой профессии, называемой тогда «мостники».

Геннадий Фокин
Геннадий Фокин, начальник отдела менеджмента качества ОАО «Мостоотряд №19»

«Интенсивное мостостроение в России началось со времен Петра I. В частности, очень много деревянных мостов в то время было построено в Петербурге. Наряду со старинной плотовой конструкцией стали применяться более сложные системы — мосты на плавучих опорах в виде судов. Но самой сложной мостовой конструкцией, пожалуй, можно назвать мосты-плотины, функционально связанные с целой системой гидротехнических сооружений, которые широко применялись с конца XVII века в строительстве водных путей, имеющих государственное значение, — Тихвинская, Вышневолоцкая, Мариинская системы», — вспоминает начальник отдела менеджмента качества ОАО «Мостоотряд №19» Геннадий Фокин (г. Санкт-Петербург).

…до наших дней

Появление новых строительных материалов (бетон, чугун, сталь и пр.) со временем вытеснило деревянные мосты, а в некоторых районах привело даже к полному их исчезновению. Однако отметим, что и сегодня деревянные мосты в некоторых случаях не теряют своей актуальности, в частности, если их строительство является экономически обоснованным. Наиболее яркое и многогранное развитие деревянное домостроение получило на севере России и в сибирских регионах за счет того, что эти края очень богаты древесиной.

«В настоящее время в России эксплуатируются десятки тысяч деревянных мостов. С 60-х годов прошлого века их доля в общем количестве мостов практически не меняется и составляет по протяженности около 80%. Это обусловлено тем, что стальные или бетонные мосты, как правило, возводятся на вновь строящихся автомобильных дорогах. На дорогах местного значения деревянные мосты обычно заменяют такими же», — говорит преподаватель специальных дисциплин КГБОУ СПО «Алтайский строительный техникум» Сергей Бобылев.

Популярность деревянных мостов в нашей стране обусловлена наличием большого количества лесов, сравнительной простотой и доступностью получения этого строительного материала, а также отсутствием в ряде регионов или удаленностью заводов, производящих стальные и железобетонные конструкции.

У дерева есть еще немало достоинств — дешевизна, небольшой объемный вес, возможность быстрой заготовки и обработки, отсутствие необходимости в специальном сложном оборудовании и пр.

Но стоит учесть, пожалуй, главное — деревянные мосты строят только в тех регионах, в которых дерево является основным строительным материалом. По словам экспертов, из всех сибирских регионов больше всего деревянных мостов в Республике Алтай.

«В Горном Алтае множество постоянных и временных водотоков, что порождает необходимость возведения большого количества автодорожных мостов. Сложные горные условия зачастую не позволяют доставить к месту строительства моста железобетонные конструкции, стальные пролетные строения очень дорогие и требуют специальных условий эксплуатации, так что оптимальным техническим решением неслучайно здесь является использование деревянных мостов», — объясняет Сергей Бобылев.

Специалисты прогнозируют увеличение интереса к деревянному мостостроению в ближайшем будущем. Связано это с тем, что дерево — единственный строительный материал, который самовоспроизводится в природе.

Мост через р.Волхов в Новгороде
Мост через р.Волхов в Новгороде

Системы и технологии

Чаще всего деревянные мосты строятся балочной или подкосной системы, реже применяются решетчатые фермы. Прежде всего выбор системы обусловлен общей длиной моста и величиной расчетной нагрузки. При пересечении оврагов или небольших рек используют простейшую балочную систему. Для перекрытия пролетов 8-20 м применяют подкосные системы, а для больших пролетов (40-50 м) используют ферменные (решетчатые) соединения.

Конструкция деревянных мостов, впрочем, как и технология возведения, довольно проста. Основные несущие элементы пролетных строений — балки-прогоны. На них укладывается проезжая часть, обычно состоящая из поперечин и настила. Опоры деревянных балочных мостов чаще всего представлены в виде свай, сверху соединенных насадкой, на которую укладываются прогоны (для них применяются обычно бревна диаметром 20-25 см), на прогоны укладываются поперечины, сверху которых устраивается дощатый настил. Если мост довольно длинный, то настил выполняется двойной, в случаях, когда по мосту предусмотрено движение большого количества гусеничной техники, вместо него используют слой щебня, укрепленный органическими вяжущими материалами. Как и для мостов из других строительных материалов, с каждой стороны деревянного моста возводится насыпь, а поддерживается она бревенчатыми заборными стенками.

В последние годы часто применяются клееные конструкции деревянных мостов, которые выполняются с использованием синтетических клеев, обеспечивающих надежное соединение деревянных элементов.

Мост между Крестовским и Каменным островами в Санкт-Петербурге
Мост между Крестовским и Каменным островами в Санкт-Петербурге

Из чего же, из чего же?

Самым часто использующимся деревом для строительства мостов была, есть и остается сосна. Это отнюдь не случайно — сосновый ствол прямой и ровный, а ее древесина обладает отличными физико-механическими свойствами и склонна сопротивляться гниению. Цвет сосновой древесины варьируется от почти белого до красноватого, лучшая сосна для строительства — это та, которая растет на возвышенностях и сухих холмах. Сосны, растущие во влажной местности, имеют более рыхлую, и соответственно, менее прочную древесину.

«Прямые сосновые стволы позволяют получить пиломатериал существенной длины без каких-либо серьезных пороков, а в связи с тем, что сосна содержит смолы, она лучше сопротивляется увлажнению и, следовательно, загниванию», — уверяет Геннадий Фокин.

Помимо сосны в строительстве деревянных мостов могут использоваться пихта, ель, лиственница, кедр и пр. Главное условие — материалы должны удовлетворять требованиями ГОСТ 9463-88 и ГОСТ 8486-86Е. Для изготовления мелких конструкций, по словам эксперта, могут применяться и лиственные породы — дуб, береза, осина. Однако нужно учесть — древесина большинства лиственных пород менее прочна и прямоствольна. Самым прочным в этой категории можно назвать дуб, но он довольно дефицитен, поэтому из этой породы дерева изготавливают обычно лишь небольшие соединительные элементы — шпонки, упоры. Из березы производят фанеру, которая потом может применяться в качестве элементов настила. А из осины можно производить исключительно малонагруженные элементы, поскольку она очень склонна к загниванию.

Мост через р.Нарову в Нарве
Мост через р.Нарову в Нарве

Ложка дегтя

Гниение, кстати, — один из главных недостатков деревянных мостов. Чаще всего оно наблюдается в тех элементах, которые соприкасаются с грунтом или водой (опоры, заборные стенки). Отметим, что гниение происходит в результате воздействия на дерево грибка, развитие которого происходит при определенных природных условиях. Оптимальными для размножения грибков являются повышенная влажность и температура воздуха 20-35°C. Обнаружить это легко визуальным методом, а для борьбы с грибками и плесенью сегодня широко используются различные антисептические материалы. Вообще методы борьбы с загниванием делятся на активные и пассивные. К активным относится обработка дерева химическими составами, которые убивают микроорганизмы грибков, а к пассивным — обеспечение правильного водоотвода и проветривания. Только комбинация этих методов позволяет обеспечить хорошую защиту дерева от гниения и продолжительную жизнь деревянного моста.

«Содержанием мостов обычно занимается организация, эксплуатирующая дорогу, на которой он находится. Дефекты деревянных мостовых конструкций легко обнаружить невооруженным глазом. Необходимо тщательно следить за состоянием верхнего настила. Если виден износ досок, превышающий 3 см, то эти доски следует заменять на новые, причем не допускается использование коротких досок или заплаток. Элементы проезжей части, тротуары, перила, износившиеся более, чем на 25%, также следует заменять на новые, а в случае меньшего износа допускается их усиление», — продолжает Сергей Бобылев.

Продлить жизнь

Срок службы деревянного моста в среднем, по словам специалистов, составляет 25-30 лет. Раньше обычно после истечения этого периода мост сносили и возводили новый. Сегодня же все чаще применяются различные способы, позволяющие продлить жизнь деревянного мостового перехода. Деревянные мосты на протяжении своего существования испытывают серьезные природные воздействия, поэтому они чаще, чем любые другие мосты, подвергаются замене отдельных частей, усилению или полной реконструкции. Однако при этом сохраняются первоначальные формы и конструктивная основа, сложившиеся от условий эксплуатации моста и режима работы реки. Тщательный эксплуатационный уход — это единственный метод, который помогает продлить срок службы деревянного моста.

Пролетное строение на опорах (фермы Гау-Журавского)
Пролетное строение на опорах (фермы Гау-Журавского)

Первая переправа

Первые упоминания о деревянных мостах можно отнести к 493 г. до н. э., когда персидский царь Дарий совершил поход против скифов. Он переправил свою армию через Босфор в самом узком (700 м) месте пролива. Сделано это было по первому в истории человечества наплавному мосту — деревянный настил проложен был на заякоренные корабли, скрепленные борт к борту.
А первым мостом на Руси считается деревянный наплавной мост 1115 года, который был построен князем Владимиром Мономахом через реку Днепр. Популярность плавучих мостов в то время частых войн обусловлена тем, что они идеально подходили для переправы войск с одного берега реки на другой, ведь такие мосты очень быстро возводятся и легко разбираются.

Фото предоставлены Центральным музеем железнодорожного транспорта России. Модели на фото принадлежат ФГБУК ЦМЖТ России.

Текст: Елена Рагозина

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №2 2014

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
Гидромеханические бульдозеры Shantui

Гидромеханические бульдозеры Shantui: качество, подтверждённое временем

Гидромеханические бульдозеры Shantui — машины, которые прошли проверку временем. Разработкой и производством данного вида...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.