Экспоненциальный рост производства топливных гранул в следующие 10 лет | Лесной комплекс
рынок топливных гранул

Экспоненциальный рост производства топливных гранул в следующие 10 лет

Пеллетная индустрия России проделала грандиозный путь. Хотя производство топливных гранул в нашей стране насчитывает уже более чем 15-летнюю историю, именно за последние 5 лет был совершён наиболее значительный рывок.  

Россия: производство пеллет в 2010-2020 гг. (млн т)
Россия: производство пеллет в 2010-2020 гг. (млн т) 

Так складывается, что пеллетная отрасль в РФ напрямую связана с развитием лесопиления: чем больше становится объём производимых пиломатериалов – тем шире становится производство побочных продуктов лесопиления – опилок, стружки и щепы, которые необходимы для производства пеллет. 

Однако в России по-прежнему не появилось достаточно крупных компаний с системно организованным пеллетным бизнесом, не интегрированным с лесопильным бизнесом, который бы работал по принципу североамериканских Enviva Partners или Pinnacle Renewable Energy. При этом стоит отметить, что в нашей стране предпосылок и возможностей для организации подобного бизнес-проекта куда больше: только отходов лесозаготовок на верхних складах остаётся 15-20% от объёма лесозаготовок, особенно в регионах СФО и ДФО.  

Всё ведёт к тому, что период первой волны быстрого роста производства топливных гранул в РФ завершился – подавляющая часть крупных лесопильных компаний оснастила свои предприятия пеллетными производствами, использующими в качестве сырья древесные отходы. В будущем возможен рост производства за счёт малых и средних лесопильных заводов. 

Россия: сравнение динамики производства пиломатериалов и пеллет
Россия: сравнение динамики производства пиломатериалов и пеллет

Однако не исключено, что на арене может появиться по-настоящему крупный игрок, который в основу своего производства заложит североамериканскую модель построения бизнеса, адаптировав её под отечественные реалии. А предпосылки для это есть: с 2022 года, если ничего в планах Правительства не изменится, будет введён запрет на экспорт круглых лесоматериалов хвойных и ценных пород. Жёсткие ограничения могут коснуться около 8 млн м³ круглых лесоматериалов. Отсюда закономерно следует, что инвесторы будут вкладывать средства в организацию переработки этого «богатства» и в первую очередь — в производство пиломатериалов, что может принести рынку дополнительный объём в 1,7-2 млн тонн пеллет ежегодно. 

Господдержка может оказать активное содействие развитию направления. Так, например, в Поручении Президента РФ от 6 ноября 2020 года («Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития и декриминализации лесного комплекса») предусматривается перевод муниципальных котельных с мазута и угля на биотопливо. Данный пункт будет закреплен в новой стратегии развития лесного комплекса, после чего будет разработана федеральная программа для её реализации. Более того, уже наблюдается регулирование вопроса на уровне отдельных субъектов РФ. 

Современный рынок и цены на пеллеты

В ценовом обзоре агентства WhatWood «Рынок пеллет в России» утверждается, что в прошлом году цены на пеллеты на мировых рынках значительно упали: это связано с пониженным уровнем спроса, затаренными складами импортеров и запуском большого количества новых производств. Снижение стоимости топливных гранул на мировых рынках было компенсировано ослаблением российского рубля к доллару США и евро. 

Среднегодовой курс рубля к евро увеличился за 2020 год к среднегодовому курсу за 2019 год на 15%, декабрь к декабрю – на 30%. При этом в 2021 году может наблюдаться «отложенный спрос». С марта 2020 года в РФ происходило падение экспортных цен в пределах €5-10 за тонну и к декабрю 2020 года оно достигло практически 40% относительно начала года.

Если в январе прошлого года тонна пеллет премиального качества для индустриального рынка экспортировалась на условиях FCA С.-Петербург в среднем за €115,5/тонна, то в декабре цена варьировалась в диапазоне от €65 до €75 за тонну, средняя цена составила €70/тонна, а минимальные цены достигали €60/тонна. По словам участников рынка, стоимость в €60 отражает реальную стоимость топливных гранул в данный период времени для больших объёмов отгрузок. Более мелкие партии товара могут точечно продаваться по более высоким ценам в районе €75-85 за тонну. Причина этого кроется в полной обеспеченности европейских потребителей пеллетами и в погодных условиях. Осенне-зимний период 2020 года стал аномально теплым для обычного уровня потребления на рынке пеллет.  

Российские участники рынка отмечают практически полное отсутствие спроса на пеллеты со стороны Европы. Отгрузка производятся только крупными игроками, такими как компания CM Biomass, которая, начиная с июня 2020 года, практически каждый месяц совершала рекордные единовременные отгрузки продукции в диапазоне от 32 до 35 тыс. тонн пеллет. 

В январе 2021 года компания продолжила эту тенденцию. В 2020 году CM Biomass увеличила отгрузку топливных пеллет в Морском порту Санкт-Петербурга на 65% г/г до до 744 тыс. тонн (в 2019 г. отгрузка составила 443,5 тыс тонн).

Менее крупные игроки рынка пеллет отмечают, что в настоящее время отсутствует желаемая стабильность: отгрузки происходят точечно небольшими партиями. Один из портов сообщил, что в ноябре 2020 года отгрузка пеллет и вовсе не состоялась. С сентября 2020 года наблюдалась отсрочка периода контрактования. 

Одним из главных факторов, определяющих уровень цен на рынке, являются европейские погодные условия. Также незначительное влияние оказывает вторая волна пандемии коронавируса: она способствовала уменьшению промышленного производства топливных гранул в Европе. 

Кроме климатических условий на отечественных производителей пеллет оказывает влияние возрастающее производство прочих стран-экспортеров. Например, рост объёмов производства наблюдается в Америке, Канаде и др. Более того, в некоторых странах Европы, таких как Чехия, также отмечается значительный прирост экспорта пеллет: во 2 кв. 2020 года поставки из страны составили 102 тыс. тонн, что на 16% больше, чем во 2 кв. 2019 года и в 1,6 раза больше, чем в 1 кв. 2020 года. 

Требования клиентов также играют немаловажную роль: требования к качеству товара постоянно повышаются. Оно непременно должно быть подтверждено с помощью соответствующих сертификатов. Одним из путей развития пеллетного рынка может стать отказ от услуг посредников: всё большее число контрактов заключается непосредственно между производителями и потребителями, а это способствует снижению конечной цены. Однако, одним из ограничивающих факторов для совершения подобных сделок является наличие у компаний лишь операционных складов, способных принять и отгрузить товар, но не предназначенных для его длительного хранения. Для успешной работы владельцам компаний необходимо повысить уровень эффективности и гибкости в производстве и логистике пеллет, организовать буферный склад для сырья и готовой продукции и соответствовать ужесточающимся требованиям европейского рынка по сертификации. 

Но всё же практически полное отсутствие спроса со стороны Европы не помешало открытию новых производств и расширению пеллетных линий. Причиной этому служит рост курса евро к российскому рублю: это позволяет компаниям постепенно выходить на положительный уровень рентабельности. Одна из компаний, сократившая в период COVID-19 объём производства в 3 раза, в сентябре прошлого года нарастила объёмы до 1,4 тыс. тонн. Некоторые компании продолжают работать и реализовывать свою продукцию в убыток, так как полная остановка производства и вовсе приведёт к новым потерям. 

Чего ожидать участникам пеллетного рынка в краткосрочной перспективе

По оценке агентства WhatWood, спотовые цены на отечественные индустриальные пеллеты в краткосрочной перспективе будут варьироваться в диапазоне от €65 до €80/тонна. Минимально возможный уровень цен на данный вид пеллет, согласно оценке экспертов, может достигать €50/тонна. 

Большой объём российских топливных гранул «премиум-класса» реализуется в Европе в сегменте промышленного потребления. Их приобретают и потребляют энергокорпорации по цене FCA Санкт-Петербург €70/тонна. Если бы те же самые пеллеты поставлялись российскими производителями в сегмент частного потребления, то их цена достигала бы €200-250/тонна в европейском ритейле. 

Производителей, упаковывающих пеллеты в мешки 15-20 кг, становится всё больше. 

Однако, далеко не все отечественные крупные поставщики готовы удлинять канал продаж, развивать логистику на целевых рынках, брать в аренду склады, офисы, вкладывать средства в брендирование, упаковку и пр. для развития продаж от промышленного до частного потребления. 

По оценкам WhatWood, изменения ситуации с ценами на пеллеты на рынке в ближайшее время не будет, да и уровень спроса на твёрдое биотопливо существенно не поменяется. Уровень спотовых цен будет зависеть от климатических условий и от того, насколько стремительно нынешний профицитный объём пеллет на рынке будет использован потребителями. В связи с отсутствием спроса на рынке, который неизменно ведёт к снижению рентабельности действующих производств, в случае отсутствия положительной динамики цен на рынке, а также усиливающейся конкуренции как со стороны российских производителей, так и со стороны зарубежных производств, в ближайшей перспективе может наблюдаться остановка и полное сворачивание мощностей некрупными компаниями, которые не имеют возможности изготавливать продукцию себе в убыток. По «длинным» контрактам в 2021 году, считают эксперты, будет наблюдаться снижение цен. 

Вместе со снижением цены FCA на пеллеты, отмечается рост цен на фрахт пеллет. Так, если в июле 2020 года стоимость фрахта судна в порт Дании составляла около €16 за тонну, то к ноябрю стоимость поднялась до €21, а к декабрю – до €23-24 за тонну: буквально в течение полугода цена на фрахт увеличилась на €8 за тонну — почти в 1,5 раза. 

Средневзвешенные спотовые, среднесрочные и долгосрочные экспортные цены на древесные пеллеты «премиум-качества» (FCA С.-Петербург, в 1-тонных биг-бэгах), €/тонна
Средневзвешенные спотовые, среднесрочные и долгосрочные экспортные цены на древесные пеллеты «премиум-качества» (FCA С.-Петербург, в 1-тонных биг-бэгах), €/тонна 

По ожиданиям участников рынка, спрос на рынке пеллет полностью может восстановиться лишь к началу подготовки к отопительному сезону осень-зима 2021-2022 гг., а именно к сентябрю текущего года. 

Отечественные производители топливных гранул могут ощутить ценовое давление со стороны европейских потребителей. В связи с усилением конкуренции на российском рынке ввиду ввода в эксплуатацию новых производств, а также с ростом курса евро, который увеличивает цену пеллет в рублях, российские производства обладают рядом преимуществ перед европейскими производителями, которые уже опустились ниже точки безубыточности. С ростом курса евро отечественные компании вышли в область положительных значений по рентабельности, что не может не радовать. 

Новые вводимые мощности будут усиливать давление на рынок 

В 2021 году в России предполагается ввод в эксплуатацию и расширение мощностей в объёме свыше 1,1 млн тонн пеллет. Самым крупным из планируемых является проект компании «Лузалес»: увеличение мощности производства твёрдого биотоплива (пеллет) в Республике Коми (п. Човью) до 180 тыс. тонн. Ранее ввод в эксплуатацию данного производства планировался на 2020 год. 

Всего в 2020 году суммарные мощности российских пеллетных производств были увеличены на 670 тыс. тонн. Ещё часть производственных мощностей, около 850 тыс. тонн, были анонсированы, однако ввод их в эксплуатацию так и не состоялся. 

Одним из крупнейших производств, запущенных в 2020 году, стал пеллетный завод ГК «Регион-Лес» в Архангельске мощностью 80 тыс. тонн продукции в год. На этой площадке планируют построить лесопильное производство с объёмом входной мощности 350-500 тыс. кубометров круглого сырья, а также модернизировать цех по производству топливных гранул, увеличив его мощность до 100 тыс. тонн продукции в год.  

Россия: прогноз ввода пеллетных мощностей (млн тонн)
Россия: прогноз ввода пеллетных мощностей (млн тонн) 

Источник: WhatWood, ежемесячный обзор «Рынок пеллет в России» 

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Woodex-2021 Главные события выставки Woodex-2021: обзор выставочной...
Перейти к проекту →
Новости
Hyundai HL760-9S

Фронтальный погрузчик Hyundai HL760-9S: востребованный и универсальный

Один из наиболее популярных и востребованных видов машин на рынке спецтехники — это фронтальные погрузчики. И в этом нет...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.