Инвестиции в экономию | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть

Инвестиции в экономию

Очередная лавина кризиса фактически изменила инвестиционный климат в России, заставив состоятельных партнёров с опаской отбирать перспективные проекты и с осторожностью вкладывать свои денежные средства. Однако вектор приоритетов по-прежнему смещается в сторону биоэнергетики, и многие предприятия присматриваются к биотопливным заводам как к одной из статей разумной экономии. Несмотря на все логистические и правовые перипетии, инвестиционная привлекательность биотопливных производств вновь входит в активную фазу, но уже под лейтмотив глубокой переработки.

Эволюция неизбежна?

С течением времени удорожание основных энергетических ресурсов налицо, поэтому мировое сообщество всё чаще обращает свой взор к «зелёной» энергетике. И спрос на альтернативный источник энергии с каждым годом растёт. На рынке появляются компании, чьи предложения проецируются на создании бизнеса в сфере биоэнергетики, а именно на выпуске уже достаточно известного биотоплива — пеллет на базе биотопливных заводов. Безусловно, само понятие такой производственной ячейки отлично от всеобщего понимания, когда всё, что связано с биоэнергетикой зачастую ассоциируется с линиями гранулирования или пеллетной технологией. Биотопливный завод — вовсе не отдельные модульные составляющие, а единый моноблок глубокой переработки отходов, состоящий из нескольких комплексов, каждый из которых оснащён не только технологичным оборудованием, но и логистическим центром со складскими территориями.

Согласно мировым экспертным оценкам, к 2020 году в странах Евросоюза средний удельный вес возобновляемых источников энергии в совокупном объёме потребления энергоресурсов достигнет 20%. Конечно, не стоит загадывать, но для свершения таких прогнозов предпосылок достаточно. Уже сейчас высшая управленческая вертикаль демонстрирует ряд инструментов для развития и продвижения биоэнергетического потенциала. В процесс эволюции включаются не только производственный сектор, но и крупные инвестиции. Сегодня потенциальный инвестор, вкладывая в подобный бизнес, становится и владельцем технических активов и самой продукции. При этом создание биотопливного проекта предполагает не только диверсификацию существующих производств в сфере лесопромышленного комплекса, но также инвестиции в строительство абсолютно нового промышленного объекта, чья справедливая стоимость от полутора до трёх раз выше первоначальных вложений. При этом экономическая целесообразность инвестиций в биотопливное предприятие подкрепляется текущей волатильностью курса рубля, а выпускаемая продукция способна удовлетворить и внутренний, и экспортный спрос. Некоторые компании, предлагающие биотопливные заводы «под ключ», предоставляют и собственную базу экспортных контактов, которые обеспечивают мультипликативный эффект от валютной выручки. Такие проекты демонстрируют стабильные показатели финансовой отдачи от инвестиций. Как правило, на таких заводах имеется не только собственная инфраструктура, но и весь необходимый парк современного оборудования как отечественных, так и зарубежных производителей. Так что рано или поздно, но большинство передовых отечественных лесоперерабатывающих производств будет эволюционировать, создавая на своих промышленных площадях современный концепт глубокой переработки.

Точки роста

О популяризации «зелёных» проектов говорят реальные примеры в лице отечественных предприятий, на которых уже сейчас налажено успешное производство пеллет. Вслед за ними страна всё больше прирастает новыми плановыми объектами биоэнергетического направления, ведь «дурной» пример заразителен.

Например, когда-то биоэнергетический мотив подхватила и компания «Сибирские топливные гранулы». А сегодня это одно из трёх крупнейших предприятий страны по производству древесных гранул. На площадках лесопильных заводов «ЛДК Игирма» и «ТСЛК» на пяти пеллетных линиях налажено производство суммарной мощностью 200 000 тонн продукции ежегодно. По мнению руководства компании, возведение пеллетных производств стало логическим довершением концепции переработки. Ведь объёмы щепы, коры и опилок, лишь часть из которых шла на отопление заводских котельных, составляли более 70% побочных продуктов лесопиления.

К слову, компания Hekotek, являющая и генподрядчиком проекта, и поставщиком оборудования, наладила эффективную утилизацию отходов, обеспечив тем самым на промплощадках сибирского предприятия безотходный цикл переработки древесины. Что существенно улучшило экологический климат в районах производства. И это не единичный случай. Так же в Усманском районе ГА У «Куликовский лесхоз» задействовал пеллетный завод мощностью 500 кг/ч. Именно на этот проект пошло около 20 млн рублей. Пеллетная продукция организации используется как энергоресурс для отопления спортивного комплекса и ледового дворца в районном центре, но есть предпосылки для экспорта. Вероятно, такой подход к ведению хозяйственной деятельности заставил задуматься и других руководителей предприятий лесного корпуса в Липецкой области. О своих намерениях по запуску пеллетного направления заявили представители резидента ОЭЗ «Данков» — компании «Данковские пеллеты», озвучив планку в 10 000 тонн пеллет в год, а в ООО «Прометей» запланировали ежегодно выпускать 40 000 тон древесных гранул в ОЭЗ «Тербуны». А вот компания «Стройдеталь» уже попала в ряды пеллетчиков и выпускает в смену по 5 тонн древесных гранул. Красноярский край также богат лесоперерабатывающими предприятиями, где о пеллетном производстве знают не понаслышке. По словам директора ООО ПК «Металлика» Вадима Колобухова, для производства биотоплива в регионе в качестве сырья сегодня активно используются отходы лесопромышленного комплекса в виде щепы и опила. Кроме этого в интересах биоэнергетики идёт переработка сырья агропромышленного сектора — соломы, лузга, торфа. При этом стоимость биотоплива составляет от 1,76 р/кг до 2,40 р/кг, а при использовании биотопливных продуктов в системе ЖКХ установлен тариф от 800-1200 р/Гкал. На фоне рыночной цены на данный продукт в 4500 рублей за тонну указанные выше цифры выглядят наиболее привлекательными с точки зрения экономии. Однако такие данные скорее являются неким отражением нормы, и вариации стоимостных показателей на пеллетный продукт формируются под воздействием спроса.

Пока кто-то только строит грандиозные планы, ООО «Экспотрейдгрупп» экспортирует свою продукцию в Литву. На карте страны в биоэнергетическую струю попадает всё и больше новых производств. В скором времени пополнит ряды пеллетчиков и компания «Севлеспил», в планах которой уже в этом году запустить свой пеллетный завод. В Республике Коми предприятие станет самым мощным из биоэнергетических проектов, ведь в данное направление будет инвестировано порядка 300 миллионов рублей. По предварительным данным, годовой объём производства завода должен составить 42 000 тонн топливных гранул. Таких точек роста популярности биоэнергетических заводов немало, но в основной своей массе это сравнительно крупные или средние промышленные объекты, у которых на балансе внушительное скопление производственных отходов.

Корень «зла» в мобильности

В сторону биотопливных заводов посматривает и малый бизнес. Однако представители этой ниши склонны к внедрению таких проектов разве что в миниатюре. Именно мобильность для них сегодня на вес золота. А посему, некоторые уверены, что массового распространения мобильные заводы по производству пеллет не получат. И дело здесь не в том, что такой завод невозможно создать. Вопрос в другом — будет ли он работать как полноценное производство? Разве для инфраструктуры пеллетного производства требуется только электроэнергия, как многие привыкли считать. Хотя даже проблемы с энергообеспечением вполне может хватит для того, чтобы получить отрицательный результат. Газификатор и генератор на щепе не смогут работать для полного удовлетворения запросов производства. Затраты по использованию дизельных электростанций перекроет экономический эффект от экономии на логистике сырья. Поскольку на самом деле пеллетное производство — достаточно сложное новообразование для российской лесоперерабатывающей отрасли, чтобы его организовывать на колёсах. Поэтому установка пеллетного завода — вопрос нахождения компромисса и баланса между логистикой сырья и готовой продукции, между близостью сырья и потребителей пеллет. А в том, что завод должен быть стационарным, большинство переработчиков убеждены полностью. Выбор места размещения завода — результат взвешенного подхода ко всем факторам, влияющим на эффективность хозяйственной деятельности самого предприятия.

В России как только предприимчивы человек поставит свой мобильный завод к чужим отходам лесозаготовки, в перспективе получит удивительно высокие цены на сырьё. Допустим, их отдадут бесплатно, с оговоркой самовывоза и сбора. То и тут вполне можно получить в огромном количестве некачественное сырьё. Если же заготавливать самому, то пеллетное производство будет побочным, потому что главным по-прежнему будет лесозаготовка, и проект в целом станет весьма дорогим удовольствием. И те, кто уже гипотетически примерял на себя пеллетное направление, отмечают, что, когда тратишь свои деньги, идти нужно только поступательным путём и с самого простого, а мобильное производство — уже высшая степень технологического развития, так как является само по себе сложной организацией.

Так что если заводик жёстко привязан к определённой территории, то при отсутствии собственной ресурсной базы, достаточной для безбедной жизни, становитесь заложником «властелина тайги», который имеет своё лесопильное предприятие. Конечно достаточно много мест, где «дрова» отдают, условно говоря, по мизерной цене за «куб», только забирай. Только вот возить их до стационарного завода дорого, а на месте переработать не всегда удобно. Поэтому малому бизнесу приходится всё просчитывать до мелочей: во сколько обойдется перевозка сырья на 100-200 км, а потом уже сколько рейсов придётся сделать, если вместо сырья возить пеллеты на те же расстояния. Тут и возникает тема компромисса между логистикой сырья и готовой продукции. Если есть возможность удачно расположить завод ближе к сырью, то вариант самый что ни на есть выгодный. При этом стоит знать, что сырья потребуется подвезти примерно в два раза больше, чем отвезти готовой продукции. И крайне важно не забывать о влажности сырья хотя бы потому, что этот фактор связан с плечом доставки. Ведь в любом случае есть пороговая стоимость сырья на производстве, выше которой получается отрицательный результат. Так вот, каждое возможное место расположение пеллетного производства имеет определённую цену в своей точке и определённое количество сырья в этой же точке. Вот поиск путей увеличения количества сырья в данной точке при неизменной цене, на взгляд переработчиков, — правильный путь. Ведь экономичное сосредоточение значительных запасов сырья в одной точке даёт возможность расширять производство, тем самым экономя на масштабе.

К тому же передвижные заводы ограничены производительностью в 1,2-1,5 тонны в час, и то лишь при работе на сухой стружке. А это как минимум 200-250 кВт установленной электромощности оборудования, которое никак не включишь сразу в розетку. Заводы меньшей производительности на передвижной платформе просто нерентабельны. Мобильность тогда не покрывает все минусы. Если ещё добавить ко всему сушку, измельчение, сепарацию сырья и расходы на топливо для передвижения огромного по массе, хотя и малопроизводительного завода, то это вовсе уже становится слишком энергоёмким и очень затратным предприятием.

Например, шведы как раз делают легко перемещаемые заводы небольшой производительности, рассчитанные для работы на сухом сырье, именно рядом с сырьевой базой. Но есть жестокая российская действительность: как только предприниматель станет зависимым от одного поставщика сырья, то начнутся проблемы как объективного, так и субъективного характера. К тому же, как только поставщик увидит, что у партнёра бизнес процветает, он обязательно задумается о собственной переработке отходов. Конечно же, такая схема организации пеллетного производства — самая рентабельная при условии, что все звенья в цепочке отлажены и не дадут сбоев.

Поэтому лесопереработчики пришли к выводу, что заводик «на колёсах» — вещь полезная в нескольких случаях, когда сырья в одном месте немного, и его переработка идёт быстрее, чем появляется сырьё, а также когда имеется несколько «привальных» точек, на которые вполне рентабельно ездить по кругу и пополнять свои запасы.

Ну и второй вариант, когда есть большой пеллетный завод с мощностью в 5-10 т/ч, и плечо доставки больше 100 км. В этом случае необходимо ставить на местах мобильные линии и делать полуфабрикат — гранулу низкого качества на дешёвом прессе и вместо 6-7 фур отправлять на свой завод одну. Иных способов применения мобильных пеллетных заводов, к сожалению, многие представители малого лесного бизнеса для себя не видят. Ибо так уж повелось, что в России там, где есть сырьё — нет дорог, а где есть дороги — там уже давно стоят нормальные стационарные заводы.

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №1 2017

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
Гидромеханические бульдозеры Shantui

Гидромеханические бульдозеры Shantui: качество, подтверждённое временем

Гидромеханические бульдозеры Shantui — машины, которые прошли проверку временем. Разработкой и производством данного вида...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.