Логистика и развитие в ЛПК: пора думать на перспективу | Лесной комплекс
Теплоресурс
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Промышленные котлы на биомассе от производителя. Водогрейные и термомасляные котельные. Теплогенераторы для линий производства пеллет.

Подробнее Свернуть

На фоне нестабильной экономической ситуации и объявленной в стране частичной мобилизации перед лесной промышленностью России всё ещё остро стоит проблема разрушенных логистических цепочек и отсутствия экспорта, к которой также прибавился и кадровый вопрос. К слову, нехватка специалистов наблюдалась в отрасли и раньше, однако теперь она приобрела куда более серьёзные масштабы. 

Так куда же и на чём везти российскую древесину сегодня? А главное, будет ли кому её заготавливать и обрабатывать? Ниже попробуем разобраться в том, как отвечают на эти вопросы эксперты. 

Непомерные аппетиты: когда логистика влетает «в копеечку» 

Как умерить непомерные аппетиты транспортных компаний в непростое для леспрома время — этим вопросом задались участники конференции «Рынок пиломатериалов в процессе восстановления: экспорт, потребление, производство» на выставке «Лесдревмаш-2022».

И проблема эта, действительно, вовсе не тривиальная: в то время как поставщики из Скандинавии отправляют контейнеры во Вьетнам по цене 2 000 долларов, их российским коллегам за те же контейнеры предлагают платить по 7 000 долларов. О каком экспорте в таких условиях может вообще идти речь? 

Эксперт агентства лесопромышленной аналитики WhatWood Игорь Новосёлов сообщил участникам конференции, что в топ импортёров российских пиломатериалов за 7 месяцев текущего года вошли такие страны, как Китай, Узбекистан, Япония, Эстония, Египет, Азербайджан, Корея, Таджикистан и Ирак. На их долю пришлось около 85% от всего экспорта пиломатериалов из РФ. 

Также к участию в конференции привлекли Дмитрия Мельничука, директора филиала ПАО «ТрансКонтейнер» в Санкт-Петербурге, который сообщил присутствующим о том, что в настоящее время транспортники испытывают сложности с перевозками из-за санкционных ограничений. 

«Мы с запада России через Балтику больше не имеем возможностей для перевозок, потому что все крупные игроки практически прекратили перевозки. Всё, что нам остаётся, — это адаптироваться к другим маршрутам, к другим коридорам. Это, прежде всего, Дальний Восток, это сухопутные погранпереходы железнодорожные, это Чёрное море», — сообщил он. 

Однако самое, вероятно, интересное заявление г-на Мельничука состоит в том, что цены на перевозку, по его словам, вовсе не «перегреты». Представитель ПАО «ТрансКонтейнер» отметил, что сегодня необходимо говорить не о том, как высока стоимость транспортировки, а о том, чтобы власти выделили субсидии на перевозку экспортных товаров, включая, конечно же, и лесопродукцию. 

И вот тут можно вспомнить про запущенную в этом году процедуру выдачи транспортной субсидии. Однако у неё ест лимит, и составляет он 300 млн в год. Эта субсидия может покрывать до 80% понесённых бизнесом расходов, и для малого бизнеса такая поддержка может показаться довольно весомой. А вот крупные холдинги, чьи расходы на транспортировку несоизмеримо выше, считают такую помощь от властей недостаточной. Некоторые предлагают не только увеличить субсидирование, но также и предоставлять его ежеквартально. 

Можно ли решить логистические «заторы»?  

Везти контейнеры в Азию за 7000 долларов, разумеется, желающих мало, и это ставит развитие отрасли под угрозу. Однако дело не только в деньгах: из-за разрушенных логистических цепочек даже уже отправленные вагоны с древесиной прибывают в пункты назначения с опозданием. И решение этой проблемы, как бы это ни было печально, действительно ложится на плечи госкорпораций и федеральных органов власти. 

В Архангельском областном собрании депутатов состоялась встреча представителей местного леспрома с представителями Совфеда РФ и парламента региона. Участники обсудили возможности экспорта продукции ЛПК на новые рынки.

Доставка древесины по железной дороге — самый распространённый способ транспортировки. Как было отмечено в ходе встречи, «лесные» вагоны сегодня движутся в сторону Востока с нарушениями сроков — сказывается нехватка контейнеров и то, что лесопродукция нынче у транспортников не в приоритете. 

«Потребность компаний в контейнерных железнодорожных составах в сентябре составляет 66 поездов. Вместе с тем только за июль не было отгружено 53 процента грузов от запланированного объёма, а в августе этот показатель составил 36 процентов», — цитирует министра природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области Игоря Мураева «Российская газета» 

Ещё одна проблема — неэффективное распределение грузового потока по железной дороге. Как отметил г-н Мураев, для её решения необходимо провести масштабный анализ транспортных потоков и оптимизировать их. 

При этом везти древесину морем — тоже не вариант, поскольку из-за санкций большая часть судовладельцев не имеет права работать за пределами страны, а суда под иностранными флагами серьёзно подорожали. 

В итоге участники встречи предложили установить для каждого лесопромышленного предприятия ежемесячную квоту на отправку прямых поездов в Китай и в порты Дальнего Востока. Поможет ли данная мера? Возможно, однако в нынешний условиях, кажется, ни в чём нельзя быть уверенным на 100%. 

А ещё можно было бы подумать над тем, чтобы сформировать комбинированную с морем логистику — такое решение предложили на одной из площадок ВЭФ-2022. 

Получится ли сохранить кадры? 

Этот вопрос для отрасли тоже крайне важен: пока не приходится надеяться, что в скором времени в ЛПК придёт поколение грамотных профессионалов. Об этом, к слову, говорили ещё в конце прошлого года — кадровую проблему в декабре 2021-го обсуждали участники тематических сессий на выставках Woodex-2021 в Москве и «Российский лес» в Вологде.

Объявленная в России частичная мобилизация подняла этот вопрос на новый уровень. Теперь перед предприятиями стоит задача не только привлечь молодых специалистов, но также сохранить тех, что уже работают на производстве, ведь даже краткосрочное отсутствие ключевых сотрудников способно негативно сказаться на бизнесе. 

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил расширить список тех, кому предоставляется отсрочка от частичной мобилизации. Среди них сотрудники:

  • компаний с непрерывным производством;
  • стратегически значимых компаний;
  • системообразующих организаций российской экономики;
  • опасных производственных объектов и критических объектов инфраструктуры.

А ещё союз предлагает предоставить отсрочку основным собственникам и лицам, выполняющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица.

С похожим предложением выступило также Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии. Здесь считают, что необходимо предоставить отсрочку от мобилизации производителям стройматериалов, которые входят в перечень системообразующих организаций. 

Как это относится к ЛПК? Напрямую: древесина также является одним из основных строительных материалов. Более того, сегодня в России активно развивается многоэтажное деревянное домостроение и строительство из CLT-панелей.

Новости
EIK

Сверхдлинное рабочее оборудование EIK: надёжное решение для эффективной работы

Сверхдлинное рабочее оборудование EIK предназначено для работы в труднодоступных для экскаватора местах.

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Присоединяйтесь к Forestcomplex в Телеграм. Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.