Скиддеры – «дружина» специального назначения - Лесной комплекс
Скиддер 848H John Deere

Скиддеры – «дружина» специального назначения

Деловой климат на промышленной карте мира сегодня сформирован авторитарным «циклоном» и напоминает извечную борьбу имен, брендов, персоналий. История знает множество взлетов и падений незаурядных изобретений конструкторской мысли — многие детища кулибиных так и остались на задворках времен. В полной мере разумно предположить, что и современный скиддер является не чем иным, как прототипом «вагона с нескончаемыми рейками» русского крестьянина Федора Блинова. Более того, именно во многонациональной державе на послевоенном этапе был создан первый в мире специализированный трактор для трелевки с гусеничным движителем.

Досадно, однако мы не смогли удержать ведущие позиции, и с ходом времени зарубежные специалисты обстоятельно подошли к производству лесозаготовительной техники и тем самым, собственно, свели на нет советский инновационный задел. И хотя сейчас, как и ранее, каждый из представителей конструкторской когорты норовит затмить конкурента, все современные разработки направлены на создание рациональной техники с учетом мировых запросов потребительского сообщества.

«Смена парадигм»

В сущности, за десятки лет трелевочный трактор подвергся значительным «метаморфозам». Изначально гусеничный базис виделся единственным ходовым элементом при работе на лесосеках. На смену ему пришло новое конструктивное решение — колеса. Затем техника обзавелась очередной интригой: разработчики предложили два типажа лесных тракторов — чокерные и бесчокерные. А сейчас эта лесная «дружина» представляет собой обширный арсенал моделей с различным набором приспособлений и функций для комфортной и продуктивной работы. И за всем этим многообразием таится множество «за» и «против» для потребителя, чьи интересы порою сводятся до абсурдного соотношения — «больше возможностей за меньшую цену». С таким требованием трудно поспорить, тем более что сегодня серьезно сужается круг отечественных производителей, давая более прочно укрепить за собой нишу уже довольно известным зарубежным поставщикам.

Полемика по поводу конструктивных особенностей скиддеров обрастает все новыми попытками производителей усовершенствовать свои машины и тем самым в здоровой конкуренции обойти оппонента. Одни громогласно заявляют, что колесный движитель наиболее маневренный, другие убеждают потребителя отдать предпочтение гусеничным моделям. Как правило, в споре рождается истина…

«Диалог фактур»

По данным исследовательского агентства ID-Marketing, в 2013 году в Россию был ввезен 41 скиддер-иностранец. Как знать, сколько еще соотечественники будут «на скамье запасных», ведь уже сейчас и колесные, и гусеничные трелевочники в некоторых аспектах значительно уступают зарубежным аналогам. Прошедший год показал, что расстановка сил в области закупок акцентировалась на восьми поставщиках-производителях, причем лидируют по-прежнему зарубежные компании, и лишь одно предприятие машиностроительной отрасли СНГ смогло заинтересовать российских заготовителей.

В числе фаворитов лесозаготовительной техники компания John Deere. Сегодня ее вескими аргументами производительности выступают чокерные и бесчокерные скиддеры на колесном ходу. «Великолепная шестерка» обладает хорошей проходимостью и способна преодолеть даже самые крутые склоны. Формат мощностей варьируется от 96 до 149 кВт, превращая тем самым процесс транспортировки древесины в менее затратную операцию.

Caterpillar 545C

Компания Cаterpillar, пожалуй, единственный поставщик скиддеров с колесным и гусеничным движителем. Свой производственный потенциал она воплотила в эффектных колесных трелевочных тракторах серии «С», оснастив все машины двигателями Cat и развив дифференциал полезной мощности от 136 до 163 кВт. В гусеничной же 527 модели компоненты шасси D6R и мощность в 112 кВт позволяют мобильно справляться с производственными задачами фактически в экстремальных условиях. В целом ресурс выработки скиддеров подпитан наличием обширного диапазона грейферного захвата и существенного увеличения силовой передачи.

Передовые решения вниманию избирательной потребительской аудитории сегодня предлагает компания TimberPro. Эффектное появление «универсума» в виде модуля, продуцирующего при необходимости тот или иной тип машины для работ в требуемых условиях, в некотором роде произвело фурор на рынке колесных скиддеров. Кстати, гибкость серии TF формируется на колесной формуле 8х8, грузоподъемности до 22 т и объеме грейфера до 2,97 м. Таким образом, весь спектр вариаций модельного ряда может быть модифицирован манипулятором с верхним типом загрузки либо иметь арочный захват, что, соответственно, повышает техническую привлекательность для потенциальных клиентов и выглядит многообещающим на фоне соперников.

LKT 82 —«два в одном»: скиддер и форвардер

LKT s.r.o. — еще одна компания, чья экспериментальная база неоднократно удивляла рачительных лесозаготовителей. Словацкие колесные трактора LKT 82 обрели своего покупателя сквозь призму унификации своего предшественника. Современная модель теперь наиболее эргономична и продуктивна. В ней сосредоточены технологии перехода из одного типа скиддера в другой — при желании заказчик успешно может использовать данный трактор для чокерной и бесчокерной трелевки, а также применить его в качестве неоценимого помощника в ряде других вспомогательных работ.

HSM 904

Как успешный производитель, компания HSM давно фигурирует на подмостках именитых выставочных церемоний, и ее логотип отлично знаком многим клиентам. Деловое реноме фирма сформировала благодаря производству мощных, маневренных и эффективных машин. Сегодня линейка скиддеров HSM насчитывает 7 моделей с учетом модификаций. Модели оснащены согласно мировым тенденциям одной либо двумя барабанными лебедками, имеющими тяговое усилие от 6 до 16 тонн. Вполне разумно отметить, что разработчики не исключили такой момент для всего спектра скиддеров, как возможность использования дополнительной оснастки — щита, захвата, манипулятора, отвала или фронтального погрузчика, а также передних и задних валов и других приспособлений для более рациональной работы на местности.

«Если говорить об импортных скиддерах, то наиболее распространены машины John Deere, Tigercat, Caterpillar. При этом все большую популярность завоевывают скиддеры фирмы Timber Pro. Причем в ходу модели как с верхним захватом, так и машины с обратным захватом и манипулятором. Спрос на трелевочную технику с различными типами захвата обусловлен прежде всего техническими особенностями. К примеру, скиддеры с верхним захватом более легки в управлении, гораздо меньше тратят времени на загрузку, более маневренны и, как следствие, более востребованы при выборочных рубках. Преимущество же машин с обратным захватом состоит в наибольшем трелюемом пакете и универсальности. Так, обладая манипулятором с грейфером, машина может применяться не только для перегрузки хлыстов на лесовозы, но и для других целей, — делится опытом специалист департамента маркетинга и закупок ЗАО «Коминвест-АКМТ» Алексей Савин. — Отдельно хочется упомянуть о комбинированных машинах — скиддерах Timber Pro. Обладая мощной стрелой, эти лесные помощники с легкостью могут оперировать валочной головкой. При трелевке для уменьшения веса головку можно отсоединить (процесс занимает не более 15 минут)»

Объем закупок скиддеров в 2013 году

Холдинг «АМКОДОР» — один из немногих машиностроительных гигантов на постсоветском пространстве, чья продукция выступает визитной карточкой своей страны. Безусловно, в условиях серьезной конкуренции завоевывать потребительские симпатии с каждым годом становится все труднее. Однако трелевочный колесный тандем АМКОДОР 2243В и АМКОДОР 2243 (с манипулятором) для лесозаготовки активно трудится в тридцати точках России, а это уже весомый аргумент в пользу предприятия. Если рассматривать данные машины сквозь призму технических преимуществ, то тяговое усилие до 12,8 т и возможность перемещения груза объемом до 10 м3 представляют собой устойчивую закономерность соотношения «цена-качество». Выпускаемые модели пользуются спросом благодаря своей самоходности и полифункциональности. С их помощью можно не только осуществлять перевозку деревьев, но и использовать их в качестве погрузчика или укладчика.

Последняя модель трелевочного тягача АМКОДОР 2242В получила функцию механического отключения барабана, что позволяет оператору в условиях лесосеки вручную разматывать канат без помощи дополнительного чокеровщика.

В отличие от использования гусеничной техники предотвращается значительное нарушение почвенного покрова при развороте машины.

«Как показывает мировая практика, скиддеры популярны во многих странах в силу своих технических характеристик. Что же касается России, то там данные машины достаточно востребованы, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока. Их природно-производственные условия, способ лесозаготовки и экспортный потенциал просто обязывают дополнять технологический процесс такой специализированной единицей, как скиддер. Таким образом, мы сегодня сориентированы не только на удовлетворение потребительского спроса в рамках своего государства, но и на внешний рынок. К примеру, последние поставки были в Приморский край, где «амкодоровцы» показали себя с положительной стороны и получили одобрение заказчика, и вполне заслуженно. Стремление вывести отечественные модели на мировой рынок обязало наших специалистов учитывать такие моменты, как мобильность, ремонтопригодность, комфорт, слаженность рабочих процессов с учетом породного состава леса и рельефных условий. За чередой этих показателей стоит многолетний усердный труд, и что самое важное — запросы потребителя. Сегодня ключевая роль при создании новых образцов техники отведена таким параметрам, как мощность, тяговое усилие, объем трелюемой пачки, скорость и маневренность. Поэтому наш холдинг сделал акцент именно на колесную трелевочную технику, поскольку с позиции эргономичности скиддеры с таким движителем обладают преимущественной мобильностью и производительностью, а также предполагают минимизацию расходов на сервис», — рассказывает начальник управления реализации машин лесопромышленного комплекса ОАО «АМКОДОР» Евгений Косинов (Беларусь, Минск).

Амкодор 2243В

Открытие белорусским РУП «МТЗ» нового производства в Харбине стало доходным шагом. Уже одиннадцать единиц трелевочных тракторов порадовали своих российских владельцев. С момента запуска совместной компании прошло всего ничего, и видимо, это явится лишь преамбулой к выпуску не только новинок, но и расширению горизонтов сбыта. Ведь на данный момент трактор с тяговым классом 3,0 и колесной формулой 4х4, укомплектованный двигателем с индексом S2, нашел очередные симпатии на просторах России, и кто знает, возможно, процент от мирового сегмента колесных тракторов РУП «МТЗ» в перспективе заметно умножится.

«В настоящее время скиддеры с гусеничным движителем в основном производятся только в России (наиболее распространены чокерные машины Онежского тракторного завода) и КНР (по сути, «китайцы» являются клонами отечественных лесохозяйственных тракторов). Зарубежные скиддеры (в основном американские), как правило, производятся только в колесном варианте. При этом на практике довольно часто пользователь надевает на колесные пары гусеницы сторонних производителей», — утверждает Алексей Савин.

МТЗ «Беларусь»

В целом номенклатура лесозаготовительных машин по ведущим показателям остается прежней. Гусеничный потенциал не уступает колесному ходу, а в некоторых аспектах даже превосходит его — проходимость на заснеженных и болотных грунтах значительно выше, да и восстановление почвы в 10 раз быстрее, чем после колесной утрамбовки. О презентабельности той или иной марки скиддера рассуждать можно бесконечно, и только покупатель сегодня выступает единственно объективным «арбитром» в ходе деловой борьбы за рыночный пьедестал сбыта.

«Отмечу, что ключевым параметром при выборе трелевочной техники является объем трелюемого пакета. Разумеется, это зависит от грузоподъемности скиддера, мощности двигателя, гидравлики и других параметров. Сегодня наиболее производительные машины (TimberPro с колесной формулой 8х8) могут достигать грузоподъемности в 22 тонны и площади захвата до 2,97 м2. Так что конструкция машины и ее технические характеристики влияют на выбор потребителя. Однако наибольшее значение в данном вопросе имеют скорее эксплуатационные параметры, качественный сервис, квалифицированные механики, наличие склада запчастей на территории страны-потребителя. На мой взгляд, гарантировать полный сервисный пакет услуг могут только крупные компании — John Deere, Caterpillar и компания «Коминвест АКМТ», представляющая в России американского производителя Timber Pro», — считает Алексей Савин.

Текст: Елена Вашкевич

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №2 2014

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
Экскаватор Hyundai R520LC-9S

Экскаватор Hyundai R520LC-9S: производительность, надёжность, комфорт

Строительная техника корейского бренда, в частности — экскаваторы, пользуется большим спросом на российском рынке. Такая...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.