В общей цепочке движения древесины от корня до готовой продукции перевалка занимает достаточно весомый сегмент. Мало заготовить сырьё, его ещё нужно доставить до места переработки, погружая на различные виды транспорта и выгружая на складах и сырьевых базах, укладывая в штабели и перемещая по промплощадкам. Например, при экспортных перевозках на пути от отправителя до получателя лесоматериалы проходят не менее пяти перегрузочных операций. Предприятия тратят довольно много трудовых и энергетических ресурсов, стараясь выполнить перевалку оперативно, но при этом бережно, чтобы сохранить качество древесины.
В зависимости от структуры лесозаготовительного предприятия и спектра его деятельности перевалка может включать несколько этапов. Первый, неизменный для всех, — погрузка круглых лесоматериалов в сортиментовозы для вывозки с деляны. Затем следует перегрузка в автотранспорт для вывозки с верхних складов и последующая разгрузка в пункте назначения — на перевалочных терминалах или нижних складах. Также технологический цикл может включать погрузку лесоматериалов в железнодорожный или водный транспорт и выгрузку из него. Кроме того, на всех этапах брёвна необходимо штабелировать для более эффективного использования складских площадей.
Для выполнения всех этих операций лесозаготовителю необходим комплекс мощной производительной спецтехники и квалифицированные специалисты, знакомые с технологиями перевалки непакетированных
и неупакованных круглых лесоматериалов. Есть и другой вариант — передать этот вид работ на аутсорсинг специализированной компании, которая располагает необходимым оборудованием и персоналом, имеет опыт в решении проблемных ситуаций и может выполнять перевалку с максимальной эффективностью. Что из этого выгоднее, каждый производитель решает для себя, исходя из имеющихся активов и инвестиционных возможностей.
Выбор техники для перевалки зависит в первую очередь от места выполнения погрузочных операций — оно определяет условия, в которых предстоит работать машинам, и, соответственно, их технические характеристики. Основные параметры, на которые следует ориентироваться, — грузоподъёмность и зона действия рабочего оборудования.
Если перевалку предполагается проводить на нижнем складе, то понадобятся машины на гусеничном ходу для большей проходимости и устойчивости. Для быстрой и безопасной загрузки железнодорожных вагонов и формирования высоких штабелей оптимальна машина с подъёмной кабиной, а для выравнивания торцов брёвен при их погрузке — жёсткая стрела. Стоит обратить внимание и на тип двигателя: электрический привод во многих случаях выгоднее и, безусловно, меньше вредит экологии, но неоспоримое преимущество дизельного двигателя в том, что он обеспечивает автономную работу техники и её мобильность.
Перегружатели с функцией перевозки брёвен существенно расширяют возможности предприятия при перевалке. По сути, одна такая машина может выполнять все базовые операции на лесоперерабатывающем предприятии: загрузку и разгрузку железнодорожных вагонов, полувагонов и автотранспорта, формирование низких и высоких штабелей, подачу сырья на сортировку и в производство.
Небольшие перегружатели рационально использовать на перевалочных площадках с умеренными объёмами отгрузки — их мощностей достаточно, чтобы загружать лес в полувагоны и разгружать его или формировать штабели высотой до 6 м. В отличие от фронтальных погрузчиков мобильные перегружатели в основном предназначены для перевалки груза с минимальными перемещениями. Поворотная платформа позволяет машине работать, находясь на одном месте, и выполнять боковую укладку лесоматериалов в штабель.
У фронтальных погрузчиков такой опции нет. Их в основном используют для перемещения кругляка по территории склада. Гидравлика обеспечивает точность работы с грузом и высокую интенсивность выполнения операций, что в сумме гарантирует хорошую производительность погрузочно-разгрузочных работ. Правда, некоторые технические характеристики фронтального погрузчика ограничивают его работу с круглым лесом. Например, высота подъёма обычно не превышает 2,5 метра, поэтому с его помощью не получится разгрузить высокие штабели или полувагоны. А поскольку захват происходит исключительно поперёк пачки, то между штабелями необходимо устраивать широкие проходы, чтобы машина с грузом могла пройти между ними.
Машина с гидроманипулятором — такое решение в большинстве случаев используют на предприятиях Группы компаний «Вологодские лесопромышленники» для перевалки круглого леса с верхнего склада на промышленный и нижний склады. Также мощности по отгрузке представлены лесоперегружателями Fuchs и консольно-козловыми кранами.
«Погрузку в железнодорожные составы на нижнем складе мы на 98% осуществляем своими силами. Только при пиковых нагрузках, поломках техники и других форс-мажорных обстоятельствах привлекаем подрядные мощности. Отказ от аутсорсинга перевалочных работ обусловлен экономической целесообразностью — у нас есть необходимые технические мощности и опытный персонал для их выполнения.
Потребителям и на свои лесоперерабатывающие предприятия сортименты мы доставляем наземными и водными видами транспорта. Это связано с географическим расположением арендованного лесного фонда и нижних складов. Для доставки продукции на собственные предприятия в населённых пунктах Ломоватка, Вельск, Лойга, Костылево мы используем железнодорожный транспорт.
С каждого нижнего склада по железнодорожным направлениям продукция уходит как на наши заводы, так и сторонним потребителям. Один из активов компании, ЗАО «Онегалеспром», расположен вблизи Онежского озера, поэтому отсюда поставка лесоматериалов осуществляется по воде — баржами», — рассказывает директор Дивизиона «ВЛП — Лесозаготовки» ГК «Вологодские лесопромышленники» Константин Рогатых.
Инвестиции на обновление автопарка холдинг выделяет ежегодно: в 2020 году закупили 13 единиц техники, в 2021-м планируют приобрести ещё 17 машин. При выборе мощностей специалисты компании руководствуются такими факторами, как производительность, скорость перевалки, качество складирования, точность манипуляций и эксплуатационные затраты.
«Любое приобретение техники выполняется через призму экономики. Мы сравниваем машины разных производителей, проводим анализ их эксплуатации в пятилетней перспективе эмпирическим путём, а также опираясь на опыт использования аналогичных машин, если таковой имеется на предприятиях нашей группы. Только после этого принимается решение о приобретении. Сегодня автопарк компании на 70% состоит из машин отечественного производства, однако мы рассчитываем постепенно перейти на импортную технику», — делится планами представитель ГК «Вологодские лесопромышленники».
Избежать инвестиций в дорогостоящее оборудование можно, передав все операции по перевалке леса на аутсорсинг специализированной компании. Так, например, поступило руководство Сегежского ЦБК (входит в структуру Segezha Group), выстроив сотрудничество с ООО «Мантсинен» — дочерней организацией финского концерна Mantsinen. Аутсорсинг операций по перевалке круглого леса и щепы на лесохимическом предприятии позволил передать подрядчику весь комплекс работ по выгрузке, складированию и перемещению сырья, обслуживанию техники, а также зачистку вагонов и судов после выгрузки, уборку рабочих площадок.
«История сотрудничества Сегежского ЦБК с компанией Mantsinen началась в 2006 году в рамках проекта реконструкции лесоподготовительного производства. Передача перевалочных работ подрядной организации позволила решить целый комплекс задач: внедрить более рациональную схему технологического процесса приёмки и складирования древесного сырья, наладить его бесперебойные поставки на производство, сократить потери древесного сырья на этапах приёмки и хранения, а также снизить расходы на обслуживание и содержание объектов в лесосырьевом цехе.
Для конкретных условий производственной деятельности были разработаны и внедрены эффективные технологические процессы перегрузки, базирующиеся на использовании машин нового поколения. Сотрудничество продолжается и сегодня, в настоящее время весь комплекс работ по перевалке передан на подряд», — рассказывает руководитель лесной биржи АО «Сегежский ЦБК» Павел Панас.
Таким образом, предприятия полностью сняло с себя все риски по выбору оптимальной техники под решение конкретных задач. Помимо снижения затрат на пополнение и содержание парка машин, аутсорсинг погрузочно-разгрузочных работ снимает часть обязанностей с персонала, по-скольку управление техникой, её ремонт и обслуживание полностью выполняют представители подрядчика.
Это тоже даёт несколько преимуществ: сокращение постоянных расходов на оплату труда, возможность перенаправить освободившиеся кадры на решение других задач и повышение безопасности на производстве.
Наряду с прямыми экономическими эффектами сотрудничество с надёжной подрядной организацией обеспечивает оптимальную перевалку круглого леса. Опыт в обработке грузов, наличие собственных производительных машин в исправном состоянии и отработанных логистических схем гарантируют заказчику выполнение поставленных задач и исключают непрогнозируемые расходы.
Текст: Мария Кармакова
Пеллеты покидают страну?
У отечественных производителей древесных гранул появилась надежда на то, что непростые времена наконец могут закончиться. Модернизация устаревших котельных, казавшаяся поначалу утопией, начала приносить плоды. Также наметился сдвиг в...
Читать далее...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.