Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов
, а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.
Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneP4zKag9TA
Отчёт главы Счётной палаты Красноярского края Татьяны Давыденко об аудиторской проверке министерства лесного хозяйства Красноярского края.
В начале своего выступления хочу привести несколько цифр. В 2018 г. экспорт древесины, которую вывозят за пределы Красноярского края, значительно превысил объёмы прошлых лет и составил 48 млрд руб. В том числе в Китай вывезено древесины на 33 млрд, это почти 70% от экспортируемой древесины.
И третья цифра — поступление налоговых и неналоговых платежей в бюджет Красноярского края составило 1 млрд 591 тыс. руб.
В последнее время на разных уровнях власти всё чаще говорят о системном кризисе в отечественном лесном хозяйстве.
Несмотря на попытки декриминализовать отрасль и ограничить вывоз необработанной древесины за границу по различным схемам, всё равно именно сырьё с минимальной обработкой на протяжении многих лет вывозится за рубеж. Именно это экспортный продукт российского лесхоза.
Как отметил президент во время выступления 14 мая на медиафоруме Общероссийского народного фронта «Правда и справедливость» в Сочи, нужно наводить порядок в лесной отрасли: там и воруют ужасно, и нанесение колоссального ущерба природе и будущим поколениям.
О наличии проблем в лесной отрасли не единожды заявляла спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Россия занимает лишь 2% мировой деревообработки. А сколько поручений было дано президентом: вложить инвестиции, построить деревообрабатывающие предприятия, не вывозить лес, дома обрабатывать, продавать вторичную продукцию, чтобы деньги оставались в стране. Но лес весь роздан, жульё, которое за 5 копеек получило сотни тысяч гектаров, — вот ключевая речь, вот наша экономика, наши рабочие места и доходы бюджета.
Счётная палата РФ на протяжении ряда лет ведёт постоянный мониторинг реализации переданных полномочий субъектам в лесной отрасли. И вы, депутаты, в свою очередь не оставили без внимания эту тему и поручили нам провести оценку реализации в крае приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов, о результатах которой я сейчас доложу.
В качестве приоритетных направлений освоения лесов и развития лесного комплекса в федеральных краевых документах обозначена поддержка проектов по глубокой переработке древесины, которые предполагают строительство крупных лесоперерабатывающих комплексов или техническое, технологическое перевооружение существующих лесоперерабатывающих мощностей.
Механизмом для реализации этой цели являются инвестиционные проекты. Всего с 2008 г. на территории Красноярского края осуществлялась реализация 14 инвестпроектов, из которых на момент проведения мероприятия завершено только три. Срок реализации ещё трёх проектов закончился в 2017 г., но и сегодня они входят в состав приоритетных.
За 17 лет — это период реализации всех инвестпроектов до 2025 г. — общий объём инвестиций, который край должен получить, — 149 млрд руб. За прошедшие 10 лет должны были получить 102 млрд рублей.
Фактически привлечено только 45 млрд руб. — это 44%. Не привлечено инвестиций на сумму 57 млрд руб. При этом было запланировано производство 28 видов продукции, но фактически осуществлялся выпуск только 7, и то незначительный.
Производство щепы — 20%, пиломатериалы — 12%, пеллеты — 5%, фанера — 3%.
В соответствии с отчётами на 1 октября 2018 г. АО «Краслесинвест» не построило завод топливных гранул, а также второй завод лесопиления в Богучанском районе.
«Ксилатэк-Сибирь» не начал производство пеллет (от редакции: пеллетный завод «Ксилатек-Сибирь» запущен в декабре 2018 г.).
«ДокЕнисей» не вышел на производственные мощности.
Пояснения эти предприятия дают следующие: несвоевременное финансирование, многократная корректировка проектно-сметной документации и в итоге изменение целевых установок инвестпроектов.
Вот на чём хочу заострить внимание: согласно 310 постановлению Правительства РФ, включение инвестпроектов в перечень приоритетных — основание для заключения Минлесом договора аренды (это очень важно!) лесного участка без проведения аукциона. А также оплата аренды участка на льготных условиях с применением понижающего коэффициента 0,5.
На этих условиях на территории края объём лесного фонда, переданного в аренду, составляет более 5 млн га. А как происходит освоение этих лесов?
При реализации инвестпроектов объёмы производства незначительны, а объём хаотического освоения расчётной лесосеки составил около 10 млн кубометров. Например, лесопромышленный комплекс в Богучанах: при фактическом объёме освоения расчётной лесосеки в 5 млн кубометров объём производства пиломатериалов — 500 тыс. кубов, это 9%.
Инвестпроекты в Лесосибирске: при фактическом объёме освоения 839 тыс. кубов производство продукции — 9 тыс. кубов, или 11%.
Эти факты могут свидетельствовать о наличии рисков использования, я говорю очень корректно, лесных ресурсов не по целевому назначению. Возникает вопрос: каким образом всё контролируется? Лес рубят, а производства продукции почти нет.
Слабо ведётся и претензионная работа при исключении инвестпроекта из перечня приоритетных, а их исключено пять за период действия. Должна быть выплачена арендная плата. Сумма доначисленной арендной платы превысила 600 млн руб., и она до сих пор не оплачена.
Кроме того, арендаторами не выполняются обязательства по реализации противопожарных, лесовосстановительных мероприятий, что является одной из причин увеличения горимости. Выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в среднем составляет около 65%.
Реализация инвестпроектов в крае не обеспечила ожидаемый социальный эффект. В первую очередь не выполнен показатель по созданию рабочих мест. При плане 4,4 тыс. работников привлечено 2,5 тыс.
Согласно концепции и отчётам организаций в 2017–2018 гг., запланировано поступлений налоговых платежей в консолидированный бюджет от инвестпроектов 7,3 млрд руб. Фактически поступило 343 млн руб., это чуть не дотянуло до 5%.
По итогам проведённого анализа нами сделано предложение, направленное в Законодательное собрание, которое вошло в постановление правительства.
Одно из наших предложений, которое звучало, — запретить предоставлять в аренду участки леса на льготных условиях до тех пор, пока не построены предприятия, не модернизированы производства там, где выделялись деньги на инвестпроекты.
Также по предложению Заксобрания края мы провели анализ эффективности деятельности лесничеств. Результаты показали следующее: начиная с 2005 г. тип ведомственной подчинённости и организационно-правовая форма лесничеств неоднократно изменялась.
От федеральных государственных предприятий — лесхозов, находящихся в ведении агентства лесного хозяйства, до краевых государственных бюджетных учреждений, которыми они на сегодняшний день и являются.
В Красноярском крае осуществляют деятельность 60 краевых государственных бюджетных учреждений-лесничеств, которые в соответствии со ст. 19 Лесного кодекса реализуют переданные полномочия РФ по защите и воспроизводству лесов.
Штатная численность работающих — 1 тыс. 445 единиц, ежегодный объём финансирования — 1 млрд руб., средняя зарплата по лесничествам варьируется от 12 тыс. до 27 тыс. рублей. Одно Кодинское лесничество показало более 50 тыс. Минлесхоз края — уполномоченный орган в области лесных отношений и учредитель лесничеств.
Намеренно зачитаю, чем должны заниматься лесничества, так как это звучит в Уставе. Целями их деятельности является «обеспечение многоцелевого национального непрерывного неистощительного использования лесов для удовлетворения потребности общества в лесах, лесных ресурсах на территории края.
Обеспечение охраны и защиты лесов, воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов».
Эту огромную работу должны сделать лесничества! На чём они работают. По состоянию на 1 января 2018 г. износ основных средств (в целом по лесничествам) — 82%. В связи с этим лесничества вынуждены привлекать подрядные организации для выполнения работ, а не выполняют работы своими силами.
По договорам подряда выполнено 95% от общего объёма санитарно-оздоровительных мероприятий. 70% работ по восстановлению почвы, 50% по искусственному лесовосстановлению.
Привлечение лесничествами сторонних организаций свидетельствует о том, что госзадание утверждалось министерством края без учёта материально-технических возможностей. Увеличение стоимости основных фондов лесничеств ежегодно предусматривается.
Около 40 млн руб. получены от продажи леса. Необходимость обновления материальной базы и так понятна, судя по количеству договоров подряда.
Несмотря на значительную степень износа материально-технической базы, установлены неоднократные факты передачи лесничествами в Минлес края и другие учреждения приобретённых объектов основных средств.
За 2 года лесничества передали средств на 20 млн руб. Передано шесть автомобилей, мебель, компьютеры и т. д. Наибольший объём основных средств материальных запасов передан Кодинским, Богучанским, Енисейским лесничествами.
В ходе мероприятий установлено, что министерством края принимались противоречивые решения. Первоначально согласование сделок по приобретению дорогостоящего имущества, а впоследствии — решения о необходимости его изъятия.
Аналогичный вывод мы могли сделать и по факту согласования приобретения Кодинским лесничеством трёх квартир для обеспечения жильём молодых специалистов, которые впоследствии были исключены из состава основных средств. Самим министерством сделано заключение о том, что надлежащие правовые основания для приобретения квартир у учреждения вообще отсутствуют.
Поскольку 70% доходов лесничеств ежегодно получают от реализации заготовленной древесины, не могу не остановиться на этой теме подробнее.
Процедура реализации древесины регламентирована приказом министерства леса. Из 60 лесничеств края собственными силами заготавливали древесину в 2017 г. только 10, а в 2018 г. — 4.
Лесничества выполняют функции по заключению договоров на выполнение работ с последующей реализацией заготовленной древесины. Несмотря на то что реализация лесничествами заготовленной древесины приказом министерства предусматривает конкурентные процедуры, покупателями заготовленной древесины в крае являются, как правило, те же лица, что осуществляли заготовку, либо аффилированные организации.
Конкуренция при закупке у лесничеств древесины вообще отсутствует. Например, Кодинским лесничеством практически все договоры купли-продажи заключены с тремя организациями: «Карат», «КаратЛес» и «Сибирская лесопромышленная компания», которые ранее выполняли работы по проведению санитарных рубок.
Учредитель вышестоящих организаций — одно и то же лицо. В 2017 г. из 10 договоров купли-продажи древесины, заключённых Кодинским лесничеством, 9 заключено с этими организациями.
Большемуртинское лесничество в 2018 г. заключило договоры с компаниями «Полиграф» и «ЛесКом» (20 из 23 договоров), где единственным учредителем является также одно и то же лицо.
Хочу обратить ваше внимание на услуги по заготовке древесины по договорам подряда, стоимость которой в целом по краю в 2017 г. — 6 руб. 60 коп. за 1 кубометр, а в 2018 г. — 6 руб. 40 коп. Есть примеры, где подрядчики рубят лес за 1 руб. за 1 куб. При этом экономически обоснованные затраты, по данным Минлеса, составляют от 80 до 100 руб.
Всё это похоже на то, что подрядные организации занимаются благотворительностью, но на это можно посмотреть и с другой стороны. С тех денег, которые зарабатывают подрядные организации, потом ведь платятся налоги, а мы получили всего 1,5 млрд руб.
По результатам мероприятий установлено, что в 2017–2018 годах семи лесничествами края осуществлялась реализация древесины организацией, учредители которой — представители КНР.
В действиях лесничеств в ходе выборочной проверки договоров, заключённых при реализации древесины, усматриваются признаки сговора и наличие коррупционных рисков. Установлены факты получения денег от организаций потенциальных покупателей древесины ещё до того, как проводились торги.
Так, на основании счетов, выписанных Енисейским лесничеством потенциальным покупателям древесины «Промлесэкспорт», лесничеству заранее на счёт перечислили 4,8 млн.
Впоследствии с указанной организацией лесничеством были на самом деле заключены договоры купли-продажи заготовленной древесины на общую сумму 9 млн. Общий объём платежей, полученный Енисейским лесничеством от таких потенциальных покупателей, — более 13 млн.
Возврат денег не проводился.
Таким образом, организации, перечисляющие заранее деньги, всегда получали право на приобретение заготовленной древесины. Эти факты свидетельствуют о наличии признаков сговора между лесничествами и покупателями древесины.
Выявлены нарушения при определении лесничествами минимальной стоимости древесины, в том числе занижение первоначальной стоимости Кодинским, Большемуртинским, в результате чего учреждения недополучили большой доход.
О наличии коррупционных рисков свидетельствует и непроведение лесничествами претензионной работы.
Счётная палата в течение трёх лет призывала к централизации процесса реализации древесины в крае. В том числе когда мы проверяли государственное предприятие «КрасЛес».
Когда было принято решение о переходе на торговлю лесом через биржу в 2018 г. в соответствии с поручением президента, было подписано соглашение по сотрудничеству с Санкт-Петербургской международной товаросырьевой биржей. Мы обрадовались и надеялись на улучшение ситуации.
А теперь о результатах, сложившихся только по краю, по итогам торговли древесиной на бирже в 2018 г. В прошлом году Минлесом был запущен пилотный проект, в который вошли шесть лесничеств. Стоит отметить, что взаимодействие лесничеств с биржей осуществлялось не напрямую, а через биржевую компанию.
Основные итоги реализации лесничествами древесины через биржу представлены на слайде. Из общего объёма древесины, запланированного к реализации по результатам санитарно-оздоровительных рубок, — 2,6 млн кубометров — через биржу прошёл 361 кубометр — 7%. Несмотря на то что Красноярский край по объёму реализации древесины на бирже занимает второе место среди субъектов РФ, цена на бирже сложилась в 2–3 раза ниже, чем в других регионах: у нас — 296, средняя на бирже — 813.
При этом в Удмуртии лес на бирже продавали за 992, в Новгородской области — 902, Иркутской — 781. Это при равных условиях. Кроме того, отмечается самый низкий рост цен по результатам проведённых на бирже торгов.
Установлено отсутствие конкуренции при проведении торгов в 5 из 6 лесничеств. Это означает, что кто рубил, тот же и победил на бирже. 2–3 участника заявлялись только при реализации древесины в Красноярском лесничестве.
При этом в торгах принимали участие одни и те же участники: «Лесная Компания Красноярск», Манантный, Шуинов, которые становились победителями торгов, а также приобретали древесину у лесничеств и вне биржи по ценам, аналогичным сложившимся по итогам биржевых торгов.
Средняя цена реализации 1 куба древесины по итогам биржевых торгов по договорам Красноярского лесничества увеличилась в 4,3 раза — со 127 рублей до 540. При этом изначально установленная цена на торгах была ниже средней в 4 раза.
Вышеуказанные факты могут свидетельствовать об искусственном создании конкуренции при проведении биржевых торгов. И, конечно, мы посчитали ущерб: только по этим шести лесничествам это 200 млн руб. Я закончила доклад, все наши предложения есть в отчётах, и они нашли своё отражение в постановлении, которое вам предстоит принять.
Отношения России и Китая: сохранить нельзя расстаться
Как бы ни пытались наши соотечественники искать новые рынки сбыта своей продукции, всё чаще мы слышим о том, что львиная доля экспорта практически любого сегмента российского ЛПК приходится на Китай. Интерес наших партнёров-азиатов год от года не...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.