Возрождение лесной охраны: как создать эффективный институт и «утолить» кадровый голод? | Лесной комплекс
Бензопилы серии GEOSMAX
Узнать больше Свернуть
Развернуть

GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.

Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.

GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.

Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
unsplash.com/@markusspiske

Возрождение лесной охраны: как создать эффективный институт и «утолить» кадровый голод?

Спикер
Ирина Пустовая Руководитель практики по вопросам правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды партнерского бюро Legal&Audit

Российская газета сообщила, что за состоянием отечественных лесов будет следить обновлённый институт лесной охраны. Его создание планируется в рамках процесса по декриминализации лесной отрасли. Функции нового института разделят между собой сотрудники Федерального агентства лесного хозяйства, Росприроднадзора и представители региональных властей. Проект постановления пока находится в стадии публичного обсуждения.

Казалось бы, зачем возвращать к жизни однажды уже упразднённый институт? Тем более, когда защитой и охраной отечественных зелёных просторов уже занимаются специалисты Рослесхоза и лесничеств? Но ситуация, складывающаяся в российских лесах, откровенно сказать, всё равно не радует: с начала текущего года на территории нашей страны правоохранительные органы зафиксировали свыше 3,3 тысяч случаев нелегальной вырубки лесных насаждений, и это количество будет только расти. Новая лесная охрана может стать, по мнению законодателей, эффективным инструментом борьбы с «чёрными» лесорубами. 

Ранее кандидат экономических наук, доцент Департамента менеджмента и инноваций ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации» Михаил Хачатурян отметил, что вопрос возвращения института лесной охраны в настоящее время «перезрел», а существующая служба и вовсе держится «на голом энтузиазме» старожилов.

За комментарием «Лесной комплекс» обратился к руководителю практики по вопросам правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды партнерского бюро Legal&Audit Ирине Пустовой.

— Кто и каким образом в настоящее время осуществляет надзор за лесами в России? Привнесёт ли проект Положения о федеральном государственном лесном контроле что-то новое в эту сферу?

Ирина Пустовая, начальник отдела государственной лесной инспекции и юридического обеспечения
Ирина Пустовая, руководитель практики по вопросам правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды партнерского бюро Legal&Audit

— В соответствии с действующим правовым регулированием, государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляются Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом) и его подведомственными единицами — Департаментами по федеральным округам. К их компетенции отнесены контроль и надзор на землях обороны и безопасности и отдельные виды надзора, установленные лесным законодательством.

В лесничествах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесную охрану уполномочены осуществлять Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и её территориальные органы.

Государственный лесной надзор на землях лесного фонда Российской Федерации в настоящее время осуществляют уполномоченные в сфере лесных отношений органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса. Для органов исполнительной власти субъектов данная функция является полномочием, переданным Российской Федерацией .

Проект Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), о котором идёт речь в Российской газете, полностью повторяет действующую в настоящее время систему контроля в приведённой отрасли. В данной части проект постановления не предполагает внесения значительных изменений в действующую систему распределения полномочий.

Из проекта Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) следует, что внесение изменений в порядок осуществления лесного надзора обусловлено, прежде всего, вступлением в силу с 1 июля 2021 года Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и подзаконных актов, принятых в его развитие.

Проведённый анализ действующих правовых актов и проектов, предлагаемых к принятию, позволяет предположить, что это «закон-спутник». Проект Федерального закона № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», статья 75 в редакции, подготовленной ГД ФС РФ ко II чтению 19.05.2021, и рассматриваемый Проект Постановления указывают на то, что институт лесной охраны с принятием названных нормативных документов не претерпит значительного реформирования.

— Как Вы считаете, необходим ли институт лесной охраны в современных реалиях?

— Ответ на этот вопрос однозначен: институт лесной охраны необходим, но реформы по декриминализации лесной отрасли в целях повышения управляемости в данной сфере недостаточно. Полное государственное финансирование института лесной охраны делает его обременительным для бюджета, ввиду чего существуют и дефицит штатной численности государственных лесных инспекторов, и невысокое денежное содержание таких должностных лиц.

— Возможно ли в действительности наладить эффективную работу нового института? Какие меры следует для этого предпринять? 

— Можно сказать, что наладить эффективную работу института лесной охраны возможно, но при этом потребуется глубокая переработка и значительные изменения действующего Лесного кодекса Российской Федерации и подзаконных актов, принятых в его развитие. 

В Российской Федерации необходимо развивать не только институт лесной охраны, но и институт управления лесной отраслью, который в настоящее время фактически отсутствует. Не зря многие старожилы лесного хозяйства и подавляющее большинство органов исполнительной власти в сфере лесных отношений в субъектах Российской Федерации говорят о том, что необходимо переходить к системе единого лесоуправления. Это система, при которой функциями лесозаготовок и полномочиями по осуществлению государственного лесного надзора наделено одно государственное учреждение. В условиях цифровизации лесной отрасли и при сохранении финансирования переданных полномочий, в том числе на проведение экспертных исследований, и финансирования затрат на техническое оснащение служебными автомобилями, современными измерительными приборами и средствами фиксации такая система может являться эффективным механизмом по декриминализации лесной отрасли и повышению качества лесоуправления в целом, а не только повышения качества работы института лесной охраны.

— Как обстоит ситуация с подготовкой кадров для лесного хозяйства? Будет ли лесная охрана обеспечена нужным количеством высококвалифицированных специалистов?

— В настоящее время лесная отрасль испытывает кадровый голод, данное обстоятельство обусловлено тем, что молодое поколение всё меньше стремится обучаться рабочим профессиям. И проблема не только в том, что лесная охрана нуждается в высококвалифицированных специалистах со знанием лесного дела, проблема ещё и в том, что действующее правовое регулирование требует от государственного инспектора леса не только знаний лесной науки, но и глубоких знаний в области юриспруденции. Так, сотрудник лесной охраны должен не только обладать знаниями и навыками из сферы ведения лесного хозяйства, но и уметь ориентироваться в законодательстве, применять эти знания на практике, составляя грамотные процессуальные документы.

Для обеспечения лесной охраны высококвалифицированными специалистами необходимо не только популяризировать профессию, но и выстроить эффективную систему материального стимулирования специалистов, обеспечить стабильно высокий уровень заработка в отрасли.

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

ФГИС ЛК
Готова ли отрасль к переходу на ФГИС ЛК?  С каждым днём «цифровой двойник леса» всё ближе к...
Читать онлайн
Новости
ru.freepik.com

Лесопродукция на продажу: переориентация экспорта или внутренний рынок?

Переориентация экспорта российской лесопродукции практически завершена. Те предприятия, что нашли иные площадки сбыта, активно наращивают сотрудничество с новыми партнёрами, а их отстающие коллеги не менее активно стараются нагнать упущенное,...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.