На рубеже 2010-2020-х годов лесные отношения в Российской Федерации резко изменили вектор развития. Причиной послужил отказ от структурных и экономических реформ в пользу жёсткого административного регулирования.
Без представления лесному сообществу каких-либо причин неисполненным осталось поручение Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева от 22 февраля 2019 года, обязывавшее Минприроды, Минэкономразвития и Минфин России до 20 мая того же года представить предложения по подготовке новой редакции Лесного кодекса РФ.
Разработка и принятие нового лесного законодательства уступили место плану мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утверждённому 1 октября 2020 года заместителем Председателя Правительства РФ Викторией Абрамченко, и Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ 11.02.2021 г. N° 312-р.
План декриминализации лесного комплекса объединил 50 мероприятий (действий и решений) со сроками исполнения от 15 ноября 2020 года до 1 апреля 2021 года. Все они разбиты на четыре раздела: нормативно-правовые, организационные, контрольные и технологические мероприятия.
В рамках названных сроков основные нормативно-правовые мероприятия получили законодательное обеспечение. Речь идёт в первую очередь о таких резонансных решениях, как:
• создание единой информационной системы управления лесным комплексом для обеспечения прослеживаемости оборота древесины от её заготовки и переработки до реализации готовой продукции на внутреннем и внешнем рынках;
• передача полномочий по федеральному государственному надзору на федеральный уровень с распространением на сферы транспортировки, хранения и обработки древесины;
• разграничение полномочий по федеральному надзору и государственной лесной охране,
включающей патрулирование лесов, а также распространение на работников государственной лесной охраны мер государственной защиты;
• реформирование системы лесоустройства как основы учёта, планирования, инвентаризации и оценки лесов с разграничением полномочий власти и с закреплением лесоустройства на землях лесного фонда на федеральном уровне.
Большие надежды в достижении победы над лесным криминалом авторы перечисленных документов возлагают на информатизацию и цифровизацию лесных отношений. Об этом свидетельствует тот факт, что в Стратегии одним из ключевых показателей развития лесного комплекса указано «число активных пользователей в ЛесЕГАИС, тыс. человек».
В продвижении мероприятий по декриминализации лесного сектора важная роль отведена Общероссийскому народному фронту и средствам массовой информации. При этом телевизионные новости и специальные лесные программы с показом лесных делянок, оккупированных «чёрными лесорубами», напоминают по тональности подачи информации сводки с военных фронтов.
Чтобы декриминализация лесного комплекса не ограничилась указанными мероприятиями, а стала долговременной основой государственной лесной политики, в этом процессе необходимо задействовать экономические и финансовые механизмы. Через них все участники лесных отношений должны прийти к устранению нелегальной и коррупционной деятельности как в сфере оборота древесины, так и при её заготовке.
Один из таких механизмов — лесной налог, призванный заменить существующий порядок установления платежей за древесину на корню, заимствованный из советской централизованно планируемой экономики, когда лесные ресурсы не были объектом купли-продажи, а директивно передавались в рубку лесозаготовителям в статусе сырьевых баз. Основу этого порядка составляла экономическая оценка лесных насаждений (древесины на корню) по таксационным показателям, документально подтверждённым лесорубочным билетом.
Лесорубочный билет обслуживал лесные отношения в советский и постсоветский периоды вплоть до принятия Лесного кодекса в 2006 году. Выданный лесхозом, он удостоверял легальность происхождения древесины на этапе её заготовки (у пня) без какого-либо подтверждения этой легальности на стадиях транспортировки, переработки и потребления древесины.
Ставки платежей, получивших название «попенной платы», утверждались на союзном уровне государственным прейскурантом с дифференциацией по району заготовки (с учётом степени лесистости территории), разрядам (расстоянию вывозки от пня до нижнего склада), породам и категориям крупности древесины.
По прошествии более 30 лет система установления платежей сохранила все основные элементы, за исключением порядка формирования ставок платежей. Сегодня размер платежа формируется из минимальной ставки, утверждаемой и корректируемой Правительством Российской Федерации, и бонуса к ней как результата конкурсного отбора лесопользователей.
Взимание платежей по результатам таксационной оценки растущих лесонасаждений успешно лоббирует частный лесной бизнес, что позволяет поддерживать их на низком уровне — в 2020 году показатель составил 165 рублей за кубометр. (Для справки: цена древесины на корню в скандинавских странах составляет 15–35 евро за м3 в зависимости от породы и сортимента.)
Аргументами для сохранения платежей на низком уровне являются как поддержание конкурентоспособности отечественной лесной продукции на внешних рынках, так и удовлетворение спроса населения внутри страны при его низкой покупательной способности.
В 2004 году существующую систему лесных платежей вывели из-под юрисдикции налоговых органов из-за трудностей их налогового администрирования. По инициативе Рослесхоза были предприняты попытки перевести систему на рыночные методы, которые не дали результатов.
И не только из-за отсутствия достоверных данных об обороте древесины, но и по причине скрытого лоббизма участниками лесных отношений условий для нелегальных и коррупционных сделок с целью получить доступ к лесным ресурсам.
Эти условия в виде коррупционных рисков проявляются при заключении договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений через аукционы, где присутствует слишком много неопределённостей в оценке параметров лесных участков при их таксации.
Не освобождает от коррупционных рисков и даже усиливает их безаукционный доступ к использованию лесов, реализуемый в рамках приоритетных инвестиционных проектов. Устранить из системы лесных отношений нелегальные и коррупционные сделки, как в сфере оборота заготовленной древесины, так и при доступе юридических и физических лиц к использованию лесов, способен лесной налог.
В этом случае налогооблагаемой базой становится не таксационная оценка древостоев, а заготовленная учтённая древесина. Условия для этого создали федеральный закон от 28.12.2013 г. 415-ФЗ и последовавшие за ним многочисленные акты с внесением в этот базовый закон поправок.
Так, с 2014-го по 2021 годы были приняты законодательные и нормативные акты, которые ввели сортиментацию заготовленной древесины лесопользователями, Единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), где фиксируются декларации о сделках с древесиной, сопроводительные документы на её перевозку всеми видами транспорта, а также сведения, содержащиеся в договорах аренды лесных участков, договорах купли-продажи лесных насаждений, договорах о предоставлении лесных участков в бессрочное пользование, лесных декларациях и отчётах об использовании лесов.
Приведённые выше действия, подкреплённые масштабной цифровизацией документооборота, создают налогооблагаемую базу, представленную функционалом:
V0= ∑n1 Vi,
где V0 — объём учтённой заготовленной древесины в целом по стране,
1…i…n — сортименты круглого леса в номенклатуре, утверждаемой Правительством Российской Федерации,
Vi — документально подтверждённый объём заготовки i-го сортимента.
Следующим ответственным шагом за установлением налогооблагаемой базой в натуральном выражении (кубометрах круглого леса) должна стать её конвертация в доход с целевым назначением на развитие лесного хозяйства. Речь идёт о политическом решении: распределить полученную добавленную стоимость между лесным хозяйством и лесной промышленностью в соответствии с приоритетными целями их развития. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

где Р0 — цена базового сортимента франко-пункт учёта древесины,
Рi — цена i-го сортимента франко-пункт учёта древесины,
Кi — налоговый коэффициент для i-го сортимента.
При существующем обезличенном методе калькулирования затрат на заготовку древесины коэффициенты, установленные по соотношению цен и прибыли, будут одинаковыми.

где D0 — годовое суммарное значение лесного налога,
S0 — базовая налоговая ставка или ставка налога в расчёте
на кубометр учтённой заготовленной древесины базового сортимента.
Устанавливаем налоговые ставки для всего набора сортиментов:
Si= S0 · Ki,
где Si — налоговая ставка для i-го сортимента.
Сумма дохода, декларируемого юридическими или физическими лицами, обладающими правами на рубку леса, определяется по формуле:

где Dj — сумма дохода, декларируемого j-м юридическим или физическим лицом,
1…j…m — набор сортиментов, заготовленных j-м юридическим или физическим лицом.
Лесной налог, устанавливаемый в соответствии с предложенным алгоритмом действий, вводится в Налоговый кодекс специальным федеральным законом. Базовая налоговая ставка и сортиментные налоговые коэффициенты также утверждаются законом и подлежат пересмотру с учётом изменений, происходящих на внутреннем и внешнем лесных рынках.
Инициатива по их пересмотру может принадлежать как федеральным органам государственной власти, так и органам власти субъектов Российской Федерации.
Налоговый статус лесных платежей радикально поменяет администрирование в части их сбора, которое в настоящее время осуществляют органы государственной власти в сфере лесных отношений субъектов РФ. Происходит это вопреки требованиям статьи 83 Лесного кодекса, которая не относит администрирование платежей к полномочиям Российской Федерации, переданным на региональный уровень.
Министерства и департаменты лесного комплекса в субъектах РФ осуществляют одновременно управление лесной промышленностью и лесным хозяйством. Трудно представить, что они могут эффективно выполнять ещё и задачу по сбору платежей для федерального бюджета. Для выполнения этой работы у региональных властей нет ни профессионально подготовленных кадров, ни экономических интересов (наполнять деньгами федеральный бюджет в ущерб собственному).
В сложившейся ситуации налоговый статус лесных платежей без сомнения укрепит финансовую дисциплину в части ответственности лесопользователей вносить платежи в установленном размере в установленное время. При этом из системы лесных платежей уйдёт конфликт интересов двух властей (федеральной и региональной), возникающий при распределении лесного дохода и порождающий коррупционные риски.
Эффект от введения лесного налога в лесные отношения не ограничится достижением фискальных целей. В комплексе с другими финансовыми механизмами он способен через систему льгот и преференций оказывать стимулирующее воздействие на технологическую трансформацию лесного сектора с конечной целью создания в нём «зелёной» экономики.
Но при этом налоговые льготы должны быть привязаны не к сортиментам круглого леса, а к юридическим и физическим лицам, осуществляющим заготовку и переработку древесины при достижении ими высоких результатов в области инновационного развития лесного комплекса.
Лесной налог также предоставляет возможности решать общеэкономические и даже политические задачи, принимая на себя функции таможенной пошлины путём дифференциации ставок при использовании древесины на внутреннем и внешнем рынках.
Лесной налог становится регулятором экспорта круглого леса с возможным запретом вывоза из страны отдельных сортиментов и пород. В этой ситуации он принимает на себя функции пошлины и выводит экспорт круглого леса из-под юрисдикции ВТО.
Успех в замене существующих квазиналоговых платежей за древесину на корню лесным налогом гарантирован длительным отечественным опытом применения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в качестве инструмента государственного управления минерально-сырьевыми ресурсами.
Через изъятие природной ренты налог на добычу полезных ископаемых оказывает большое влияние на формирование энергетической политики на национальном и глобальном уровнях. Лесной налог может не только продолжить этот опыт, но и усовершенствовать его с учётом особенностей многоцелевого использования лесов как воспроизводимых ресурсов.
На начальном этапе введения лесного налога могут возникнуть негативные факторы, обусловленные неготовностью органов государственной власти и частного бизнеса принять новые условия в отношениях между ними.
Чтобы избежать этого, целесообразно подготовить и реализовать пилотный проект с обложением налогом юридических лиц, осуществляющих использование лесов на базе приоритетных инвестиционных проектов в двух-трёх субъектах в Сибири и на Дальнем Востоке.
Это может быть двухлетний эксперимент с установлением налоговых ставок, исходя из заявленного в договорах размера арендной платы. Такой механизм позволит отработать на практике порядок администрирования налоговых платежей, не ухудшая при этом экономические показатели арендаторов лесных участков.
При наличии политической воли у руководства страны и партнёрских отношений между хозяйственным и промышленным сегментами в ЛПК лесному налогу удастся выполнить главную миссию — победить в отрасли криминал и коррупцию, выведя его на путь устойчивого эффективного развития.
Пеллеты покидают страну?
У отечественных производителей древесных гранул появилась надежда на то, что непростые времена наконец могут закончиться. Модернизация устаревших котельных, казавшаяся поначалу утопией, начала приносить плоды. Также наметился сдвиг в...
Читать далее...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.