С учётом специфики современных бизнес-процессов роль сертификации и декларирования оборудования чрезвычайно важна для деятельности компаний, которые занимаются выпуском, импортом и (или) реализацией сушильного оборудования для пиломатериалов. Поэтому необходимо иметь чёткие представления о порядке декларирования и сертификации данного оборудования. В настоящем материале мы коснёмся вопросов грамотного оформления разрешительных документов для успешного производства и реализации сушильного оборудования на территории Российской Федерации и остальных стран Евразийского экономического союза.
Перечень материалов, оборудования и веществ, подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности в России, утверждён следующими законодательными актами:
• ФЗ-123 от 22.07.2008 г. (с изменениями на 13 июля 2015 года);
• Технический регламент о требованиях пожарной безопасности;
• Постановление Правительства РФ от 17 марта 2009 г. N 241 «Об утверждении списка продукции, которая для помещения под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с её назначением на территории Российской Федерации, подлежит обязательному подтверждению соответствия требованиям Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Несмотря на отсутствие обязательной пожарной сертификации, существует определенный порядок подтверждения качества сушильного оборудования для древесины, определённый техническими регламентами Таможенного союза (ТС). Соответствие их нормативам является обязательным для:
1) сушильного оборудования, изготовленного на территории стран в составе Таможенного союза;
2) импортного сушильного оборудования, которое было выпущено за пределами Евразийского Экономического Союза и поступило в эксплуатацию на территории ТС.
Подтверждение соответствия сушильных камер для древесины и пиломатериалов требованиям безопасности проводится согласно техническому регламенту «О безопасности машин и оборудования» (номер 010/2011), принятому 15.02.2013 года. После перехода 15 марта 2015 года на новую систему сертификации запрещён выпуск и допуск в обращение сушильных камер, на которые не оформлены документы, подтверждающие соответствие требованиям технического регламента. Помимо этого, оборудование, работающее от электросети при номинальном напряжении от 50 до 1000 В переменного тока и от 75 до 1500 В постоянного тока, попадает под действие ещё двух технических регламентов: «О безопасности низковольтного оборудования» (Nº 004/2011) и «Электромагнитная совместимость технических средств» (020/2011).
Согласно приложению Nº 3 к регламенту «О безопасности машин и оборудования», сушильные камеры для пиломатериалов и древесины подлежат обязательному подтверждению соответствия посредством декларирования. Причём, сушильные камеры для пиломатериалов различаются по типу и конструкции, и поэтому эксперты могут относить сушильные камеры к разным группам оборудования, таким, как:
• оборудование деревообрабатывающее;
• оборудование технологическое для лесосплава, лесозаготовки, лесобирж;
• воздухонагреватели.
Сушильное оборудование различается и по принципу действия (диэлектрическое, аэродинамическое, вакуумное, СВЧ, конвекторное). Виды исполнения сушильного оборудования делятся на два основных:
1) самостоятельная конструкция, содержащая весь комплект необходимого оборудования;
2) оборудование, предназначенное для строящегося или построенного ангара сушильной конструкции. Именно в данном случае оборудование можно классифицировать как воздухонагреватель. Что касается классификации по кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (ТНВЭД ТС), то все сушильное оборудование для древесины и пиломатериалов относится к коду 8419320000.
Однако в независимости от того, к какому типу или группе относится сушильное оборудование, на него оформляется именно декларация.
Процедура обязательного декларирования включает проверку сушильных камер на соответствие требованиям нормативных документов по следующим показателям:
• безопасность конструкции;
• электромагнитная совместимость;
• электробезопасность (измерение сопротивления изоляции, испытание изоляции на пробой, показатели электрического сопротивления, степеней защиты);
• уровень вибрации и шума;
• содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ;
• показатели энергоэффективности;
• эргономические параметры.
Список контролируемых показателей представлен в нормативных документах на конкретные марки (модели) и виды сушильного оборудования. Процесс обязательного декларирования соответствия требованиям технических регламентов проходит в несколько этапов:
1) оформление заявления для регистрации декларации и его подача вместе с подготовленным пакетом документов в выбранный вами аккредитованный орган по сертификации;
2) проведение необходимых испытаний, оформление протокола/ов испытаний (в том случае, если они не проводились заранее и не были предоставлены вместе с заявлением на регистрацию);
3) проверка документации на предмет достаточности доказательств соответствия оборудования требованиям ТР ТС и последующая регистрация декларации в едином реестре.
Порядок декларирования о соответствии оборудования, в том числе сушильного оборудования для пиломатериалов В зависимости от особенностей схемы для получения декларации о соответствии могут быть предоставлены следующие виды протоколов испытаний:
• протоколы приемо-сдаточных, приемочных и иных испытаний (отчёты об испытаниях от зарубежных лабораторий), проведённых заявителем в испытательной и/или аккредитованной испытательной лабораториях (схема 1 Д, применяется для серийной продукции, 2 Д используется для партии продукции). Декларирование на основании таких протоколов называется «декларированием на основании собственных доказательств»;
• протоколы испытаний, осуществленных только в условиях аккредитованных лабораторий (схема 3 Д, 6 Д для серийной продукции и 4 Д для партии продукции).
Наглядно набор процедур по схемам декларирования можно представить в таблице Nº 1.
Помимо самого оборудования декларированию и сертификации подлежат и комплектующие сушильного оборудования, закупленного производителем. К примеру, вентиляторы всех типов, тепловое оборудование (калориферы, теплообменники), электротехническое оборудование, газовые горелки сопровождаются копиями деклараций или сертификатов соответствия.
Во-первых, декларация ТР ТС — обязательный документ, удостоверяющий право владельца на законную и беспрепятственную деятельность по производству, ввозу, реализации в пределах стран Таможенного Союза сушильного оборудования для пиломатериалов.
Оформление декларации имеет принципиальное значение, как для производителей и поставщиков, так и для покупателей. Согласно законодательству, производители и поставщики не могут ввозить и реализовывать товар, соответствие которого не доказано декларацией ТР ТС, а эксплуатирующие компании не имеют право его использовать. Отсутствие разрешительной документации снижает шансы на выигрыш тендеров и конкурсов практически до нуля. Кроме того, декларация ТР ТС — гарантия добросовестности поставщика и ответственной, законной деятельности потребителя. Стоит отметить, что дополнительным преимуществом при участии в тендерах может стать наличие сертификата ТР ТС вместо декларации. Это возможно, так как техническими регламентами предусмотрена возможность по выбору заявителя оформить вместо декларации сертификат соответствия на бланке Таможенного Союза.
Во-вторых, следует отметить, что появилось существенное отличие от правил декларирования и сертификации, действующих ранее. Теперь иностранный производитель не может оформить декларацию на себя без привлечения организации, зарегистрированной согласно законодательству в одной из стран-участниц ЕАЭС, которая будет его уполномоченным представителем.
И если ранее проверяющим органам, зачастую, было сложно предъявлять претензии относительно несоответствия продукции иностранному производителю, то сейчас требования едины для всех производителей и поставщиков. Поэтому ещё раз напомним — заявку на оформление декларации подают зарегистрированные в соответствии с законодательством государства-члена Евразийского Экономического Союза на его территории юридические лица или индивидуальные предприниматели, которые являются:
• изготовителем (относится к производителям, которые расположены на единой территории ЕАЭС);
• выполняющим функции иностранного изготовителя (имеют договор уполномоченного лица, не путать с договором поставки) в сфере обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям соответствующих технических регламентов и в сфере ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям этих регламентов.
В-третьих, покупателям-импортёрам зарубежного оборудования при заключении контрактов необходимо получить от зарубежного производителя для прохождения процедуры декларирования документы: паспорта, руководства по эксплуатации, обоснование безопасности (или технический файл согласно приложению VII Директивы 2006/42/ЕС). Наличие отчётов об испытаниях, прошедших в европейских лабораториях, может упростить процедуру декларирования. Кроме того, им и отечественным производителям требуется ответственно подойти к процедуре декларирования и выбрать надёжный центр для подтверждения соответствия. Другой группе покупателей, которые приобретают сушильное оборудование уже на территории ТС у производителей ТС, импортёров или дистрибьюторов, следует запрашивать декларацию ТР ТС, протоколы и проверять подлинность декларации по единому реестру.
Завершив этап подтверждения соответствия и зарегистрировав декларацию ТР ТС, заявитель должен выполнить ещё ряд обязательств, обозначенных в нормативных документах:
1) отмечать все оборудование знаком ЕАС (каждую единицу по отдельности) ещё до выпуска и/или реализации на территории стран ЕАЭС. Если не представляется возможным нанести знак непосредственно на оборудование, необходимо обозначить его на прилагаемых эксплуатационных документах и упаковке. Внешние параметры знака, его размеры и вид, регламентированы согласно решению Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. Nº 711. Для ознакомления с полной информацией о требованиях к параметрам знака, необходимо учитывать изменения, утверждённые Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 года Nº 800;
2) в течение десяти лет после окончания срока действия декларации ТР ТС, заявитель должен сохранять этот документ и все прилагающиеся к нему доказательственные материалы. По требованию контролирующих органов документы предоставляются на проверку. Отказ от их предоставления может расцениваться как недостоверное декларирование и влечёт для заказчика крайне неприятные последствия — привлечение к административной ответственности согласно ст. 14.44. КоАП РФ. Согласно требованиям законодательства Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность за невыполнение требований технических регламентов, статьи КоАП 14.43 РФ. За нарушения правил реализации и маркировки производитель или импортёр так же привлекается к административной ответственности по статьям 14.45 и 14.46 КоАП РФ.
Эти правила сертификации следует учитывать всем группам заинтересованных лиц: как компаниям, использующим сушильное оборудование для пиломатериалов, так и производителям (либо их уполномоченным представителям).
Усиление ответственности за нарушение оборота древесины: препятствия на пути к прозрачности
О том, что власти начнут штрафовать лесопромышленников за нарушение правил оборота древесины, мы писали ещё в марте текущего года. Впервые о нём заговорили в ноябре 2023-го, а весной документ приняли в первом чтении. Спустя ещё несколько месяцев...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.