Лесозаготовка в 2024 году: перспективы и решения | Лесной комплекс
Бензопилы серии GEOSMAX
Узнать больше Свернуть
Развернуть

GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.

Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.

GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.

Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
С чем идём на заготовку?
Фото: Евгений Ошкин

Лесозаготовка в 2024 году: перспективы и решения

Проблемы «душат» отрасль со всех сторон: изменения в законодательстве, нехватка специалистов, высокие финансовые издержки и сложности с техникой становятся причиной бессонных ночей лесопромышленников.

Во время работы секции «Лесная техника» на отраслевой конференции «Лесозаготовка: аналитика, экономика, внедрение IT-решений» участники обсуждали наболевшие проблемы покупки, ремонта и обслуживания техники. А также делились последними решениями, которые появятся в ближайшем будущем и, возможно, оправдают надежды лесозаготовителей.

Откатываемся назад

По данным Рослесхоза, объём российской лесозаготовки в 2023 году составил 188 млн, снизившись на 4% по сравнению с 2022 годом, когда он находился на уровне 195 млн м.

«Комфортная гонка за кубами приостановилась. Если раньше мы могли себе позволить красиво заготавливать, то сейчас нужно думать, как снизить себестоимость заготовки, потому что это стало нерентабельно. Дорогостоящую технику сейчас не купить, приходится рассматривать б/у, запчасти стали дороже в 2-3 раза из-за поставок по параллельному импорту, увеличился и срок их доставки до 3-4 недель. Это отразилось на работе операторов, они стали намного меньше и бережнее эксплуатировать технику, без перегрузов», — комментирует ситуацию президент Союза лесозаготовителей Павел Субботин.

Тенденцией последнего времени, по словам специалистов, становится техническое донорство. Лесопромышленники пускают на запчасти отработавшие свой век единицы оборудования, чтобы полноценно продолжить работать на более новой технике.

С чем идём на заготовку?
Фото: Мария Кармакова

«Действительно, в последнее время очень распространён восстановительный ремонт. Что-то разбираем, чтобы собрать другое. Ни для кого не секрет, что поставить в страну разными способами можно многое, но это будет дороже от 160 до 200 и более процентов», — говорит кандидат технических наук Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета им. С. М. Кирова Фёдор Свойкин.

По словам Павла Субботина, первыми из строя выходят харвестеры. Они работают до первой серьёзной и, соответственно, дорогой поломки. Их никто ремонтировать не будет, проще вернуться к советской классике — бензопиле «Урал».

«Да, приходим к тому, что на замену валочной машины возвращаются бензопилы, даже возобновили продажи популярных когда-то советских марок, так как гнаться за кубом и увеличивать поставки нет потребности, бригада вальщиков вполне справится с потребностями и ручным способом. Другой вопрос в том, что не все операторы харвестеров умеют обращаться с бензопилой», — говорит г-н Субботин.

Г-н Свойкин не согласен с коллегой, считая, что те, кто привык заготавливать древесину более-менее комфортно, ни за что не вернутся к технологиям советского времени.

«Вспомните эти пережитки советского прошлого: пилы „Урал” и „Дружба” и другие. Весят они порядка 10 кг с поворотным редуктором, к которым с собой ещё нужно иметь две 10-литровых канистры топлива. Хочется же работать на чем-то комфортном и улучшать условия труда. Спросите у любого из моих студентов, захотят ли они поработать на таком инструменте, когда есть аналоги весом 4 кг и с собой требуют 3-литровую канистру масла.

Сегодняшних студентов мы за валку леса ручным моторным инструментом никак не посадим. Я постоянно слышу, что операторы скоро пересядут и будут заготавливать бензопилами. Ну, никто не захочет пересесть с удобной, комфортной кабины оператора. Куда уйдут вальщики? Они начнут вахтами ездить в другие регионы и обратят внимание на нефть, газ, просто перейдут в другую отрасль», — считает он.

С чем идём на заготовку?
Фото: Мария Кармакова

Ждём новых решений

Европейскую технику, конечно, продолжают эксплуатировать, но и она не вечна. Совершенно очевидно, что нужны свежие решения для разработки лесосек, и специалисты работают над этим направлением, только пока полностью удовлетворить нужды и закрыть все потребности не получается.

«Наши предприятия неплохо адаптировались к ситуации, пришлось начать изучать агрегаты и пробовать изготавливать их копии, так как привезти оригинал стало просто нецелесообразно. Дополнительные затраты на логистику и наценка посредников делают запчасть дороже в 3-4 раза. Что-то мы уже умеем импортозамещать, причём делаем намного дешевле оригинала.

В первую очередь это востребованные детали, у которых небольшой срок годности. Мы научились делать телескопы стрелы манипулятора как для харвестеров, так и для форвардеров, в общем металл, так как он быстрее всего снашивается, но основная проблема остаётся в электрике», — делится опытом Павел Субботин.

Осложняется ситуация ещё и тем, что российских производителей, способных делать качественный продукт, не так-то много, и их основные силы направлены на сферу обороны и вооружения из-за сложной внешнеполитической ситуации, считает генеральный директор компании «ДСТ-Урал» Евгений Горелый. Параллельно они выпускают самую востребованную продукцию, чтобы совсем не потерять рынок.

«Абсолютно новых отечественных решений пока нет, и производители не скрывают: все технические решения похожи на чужие разработки. Понятно, что реверс-инжиниринговые решения подразумевают именно физическое копирование объекта. Сейчас очень много приходит запросов на копирование харвестерных головок.

Но я открою большой секрет: на смену им уже пришли другие более современные агрегаты. А мы пытаемся копировать то, что производилось 15-20 лет назад, только физику, не говоря о системах контроля управления, программном обеспечении.

Что это, как не технологическое отставание? Тут нужно ответить на вопрос стратегически: фиксируем отставание или всё-таки хотим в этой отрасли что-то сделать новое? Нужно сделать такой чекап и проверить, что у нас с микроэлектроникой, что с гидравликой. Готова ли наша промышленность к копированию не только физических характеристик, но и внутренностей», — рассуждает Фёдор Свойкин.

Много разговоров идёт вокруг полевых испытаний харвестеров и форвардеров КАМАЗ, которые прямо сейчас проходят в Карелии. Харвестер КАМАЗ-1010 и форвардер КАМАЗ-1011 — пока опытные образцы, и сравнивать их с аналогами зарубежной техники, по мнению операторов, ещё сложно. По словам опытных сотрудников, у машиностроителей хороший потенциал, разработчики взяли верный вектор для развития отечественных автоматизированных лесозаготовительных комплексов — высокотехнологичных и современных машин.

«Знаю, что скоро появится ещё больше российских аналогов, пока идём в правильном направлении. Всё происходит достаточно интересно. О полной замене импорта говорить слишком рано. Даже если получится достаточно достойный экземпляр, чтобы нарастить такое количество выпуска единиц, который требуется для российского рынка, потребуются годы и очень большие инвестиции», — считает г-н Субботин.

«Очень сложно локализовать машиностроение в одной стране, и это нормальная ситуация, мировой тренд. Даже представители КАМАЗа говорят: „Что нам поставят, то мы соберём и вам предложим”. Они абсолютно модульно собирают свои машины из деталей, которые им поставили из разных стран. И в лесу будет то же самое», — считает г-н Свойкин.

С чем идём на заготовку?

Стоит ли надеяться на Китай?

В начале лета новость о полевых испытаниях форвардера, произведённого в Китае, облетела всех заинтересованных лиц, но пока особенного энтузиазма не вызвала. Наши лесозаготовители не верят, что китайцы могут сделать достойный наших лесов продукт, и ждут первых подтверждённых результатов об эффективности новой техники.

«Китайские гусеничные харвестеры смогли быстро занять свою нишу, а в форвардерах остаётся потребность, и, если бы положительные результаты испытаний были, нам бы уже их озвучили. Но, может, это вопрос времени, пока ещё остаётся возможность завозить б/у технику с малой наработкой. Обновить лесовозный парк авто для вывозки на дальнее плечо вполне можно, китайские сортиметовозы уже заинтересовали наших заготовителей, многие начали покупать. А вот вывозить с делянки пока будем по-старинке: „Уралами” и КАМАЗами», — говорит г-н Субботин.

Лесозаготовительная техника — новое направление для китайских машиностроителей, оборудование достаточно технологичное, и попытки китайцев сделать что-то подобное пока не увенчались успехом. Это не значит, что они не освоят нишу, тем более что в разработке задействованы силы инженеров двух стран.

«Лес-ПромСервис» оборудует новые харвестеры. На площадке готовы к отправке заказчикам из СЗФО два экскаватора XCMG (компания является дилером этого китайского завода), оснащённые харвестерными агрегатами. И если один из них изготовлен ещё Ponsse, то другой — производства китайской марки Jsailin.

«Я думаю, что Китай сможет ещё за 2-3 года обеспечить потребности российского ЛЗК, они возьмут порядка 70% рынка, остальные 30% уйдут на долю рынка отечественным аналогам. Тут, собственно, тоже наработка есть», — прогнозирует г-н Субботин.

С чем идём на заготовку?

На самом деле, китайцы тоже ничего не предлагают нового, всё те же копии европейцев, просто они имеют возможность серийного производства.

«У нас не полтора миллиарда, как в Китае, а в 10 раз меньше, соответственно, у нас нет такого объёма потребления, в результате мы производим не такую крупную серийность. Мы не можем демпинговать, как они, у нас проблемы исторические с высокой стоимостью энергоносителей. Как следствие, высокая стоимость сырьевых продуктов, металлов. Но, если мы хотим дальше иметь независимую страну, нужно ответить на вопрос: сами будем строить или китайцев позовём, которые нас потом и съедят?» — говорит г-н Горелый.

Кто считает, что Китай нам поможет, тот очень сильно заблуждается. Китай в первую очередь поможет себе, это знают те, кто с ними уже работал. Делают они всё только в интересах своего государства, считает Фёдор Свойкин. И предлагает обратить внимание на смежные тяжёлые отрасли промышленности, где уже созданы отечественные технические решения, способные работать в схожих природных и производственных условиях.

«Пока мы спасали „АвтоВАЗ”, Китай создал автомобильную промышленность. Соответственно, пока мы смотрели в одну сторону, у нефтяников и газовиков сформировалось решение на пневматиках сверхнизкого давления, которые успешно применяются. Я даже сделал подборку. Это вовсе не те нелепые „каракаты”, которые видим, когда едем на охоту и рыбалку.

Это абсолютно рыночные решения, которые уже приобрели крупнейшие компании: «Россети», МЧС, ФСК. И более того, уже созданы промышленные трактора на неудобных рельефах, а также коммерческие образцы для работы в лесу, я рекомендую обратить внимание на этот опыт. Нам следует дальше идти в ногу со временем.

Не надо фиксировать технологическое отставание и концентрироваться на том, что предлагает нам реверс-инжиниринг, а именно копирование устаревших решений. Обратите уже внимание на тех производителей, которые делают коммерческие продукты. Практически в каждом регионе Российской Федерации есть производители с пневматикой низкого давления.

И суммарно каждый из этих заводов уже на данный момент выпускает порядка 60 машин в год. Если на них обратят внимание и, понятно, поддержат, то вполне возможно, что они смогут помочь лесной отрасли. Но это нужно проработать и провести настоящий чекап нашей промышленности», — рекомендует Фёдор Свойкин.


Текст: Марина Каталакиди

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №4 2024

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

ru.freepik.com
Сохранить субсидии на экспорт лесопродукции: господдержку... Перевозка лесоматериалов — удовольствие, как знают сами...
Читать онлайн
Новости
ru.freepik.com

Сотрудничество Китая и России в ЦБП: что покупаем и что продаём

В 2024 году новости о том, что «друзья» из Китая занимаются тем, что активно покоряют очередную нишу рынка российской лесопродукции, стали чем-то вполне обыденным. Эксперты справедливо опасаются, что столь крепкая привязанность целой отрасли к...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.