Движители лесной техники как фактор производительности | Лесной комплекс

Движители лесной техники как фактор производительности

За рубежом основной объём лесосечных работ выполняют машины с колёсным движителем. Эта привилегия постепенно приживается и у нас в России. Однако сравнение колёсных и гусеничных движителей с точки зрения производительности вызывает откровенный спор между лесопользователями. Естественно, что у каждого своя «правда». Сами же производители неоднозначно подходят к этой теме, приводя аргументированные доводы.

В Европе и Северной Америке компании Роnsse, John Deere и другие на базе колёсных шасси производят харвестеры, форвардеры, валочно-пакетирующие и валочнотрелёвочные машины, трелёвочные тракторы с манипулятором и пачковым захватом, транспортировщики древесных отходов и рубительные машины. А дополняют стальную плеяду лесных помощников агрегаты для лесозаготовки и перегружатели на гусеничной платформе. Среди всего этого многообразия лесникам порою трудно выбрать действительно эффективный лесной комплекс для заготовки. Ведь при разработке лесосек влияние проходимости машин, а значит и их тип движителя, на производительность операций в конкретных природно-производственных условиях особенно велико.

Например, изначально в Сибири занимались только хлыстовой заготовкой леса, что подразумевало использование лишь гусеничной техники. Ещё лет десять назад харвестеров как таковых в Красноярском крае и в помине не было. Сейчас же в наших лесах можно встреть и «жёлтые», и «зелёные», и «красные» машины. И с каждым годом концентрация колёсной техники становится гораздо больше, чем хлыстовой. А обусловлено это тем, что количество лесосек, где раньше могли работать хлыстовые машины, существенно сократилось, да и сместилось в глубину тайги. Туда сложно доставлять технику, поэтому лесозаготовители переходят именно на колёсную формулу. Преданными «гусеницам» остались разве что большие комбинаты, среди них ОАО «Лесосибирский ЛДК-1», ЗАО «Новоенисейский ЛХК», кодинский ООО «Карат-Лес», где до сих пор используют хлыстовой метод заготовки. Почему же одни отдают предпочтение колёсной, а другие — гусеничной технике, и как это связано с производительностью? Оказывается, этому есть вполне логичное пояснение.

Обычно технику берут не на год и не на два. Хорошо, если предприятие или частное лицо имеет стабильную лесосырьевую базу: тогда хлыстовой метод вполне оправдан. С этим утверждением согласны не все специалисты. Свою точку зрения относительно данной темы высказал один из экспертов рынка лесозаготовительной техники.

«Как правило, подвести мнения под один знаменатель невозможно. Сегодня лесозаготовка ведётся как сортиментным, так и хлыстовым методом. И вопрос зависимости производительности от типа движителя всецело формирует ряд факторов. Речь идёт об объёмах лесозаготовительного фонда, способе заготовки, местности и рельефе, где будет работать техника. Например, если выбирать гусеничные машины, то надо понимать, что они дают очень хороший объём сырья только в том случае, если в наличии имеются обширные лесосеки, на которых можно заготавливать лес за определённый сезон. Если же много мелких лесосек, и приходится постоянно перемещать машины, то хлыстовой способ тут сильно проигрывает сортиментному. В хлыстовой заготовке главной считается валочно-пакетирующая машина, которая не только стоит дорого, но и очень тяжёлая — её стандартный вес порядка 40 тонн и своим ходом она передвигается в радиусе не более 10 км. Поэтому её необходимо перевозить, а это дополнительные затраты. Когда же в лесу нет хороших дорог и мостов, то с транспортировкой данных машин зачастую возникают проблемы. В этом случае мобильность колёсного парка неоспорима. К тому же при хлыстовом способе заготовки требуется минимум три машины: две гусеничных и ода колёсная. А при сортиментном методе задействованы всего две, и обе с колёсной формулой. В условиях раздробленности лесных угодий раздувать штат сотрудников и парк техники не разумно. Поскольку это выльется в колоссальные расходы на горюче-смазочные материалы, оплату труда персонала, обслуживание техники и прочие расходы, компенсировать которые можно только очень большими объёмами лесозаготовок. Так что, если сейчас и готовят древесину хлыстами, то только в том случае, если в пересчёте на год выходят на существенную прибыль. Ведь себе в убыток вряд ли кто-то станет работать.
Допустим, если поставить в равные условия колёсную и гусеничную технику, то у первой явно преимуществ будет больше. Взять, к примеру, Красноярский край. По большей части наши лесники получают участки там, где выделили. Да и лесосеки у них, в основном, для зимней заготовки. Поэтому летом они оказывают услуги другим организациям, у которых нет своей лесной спецтехники. Такая мобильность достигается как раз за счёт колёсного движителя. Гусеничные этим похвастаться не могут. С точки зрения производительности, есть успешные компании, в которых гусеничная техника работает в режиме харвестера. Так, например, в отдельных регионах России, некоторые крупные предприятия используют экскаваторы с харвестерной головкой. И достаточно эффективно ведут заготовки определённого леса. В любом случае, каждый лесозаготовитель выбирает спецтехнику под собственные нужды и условия, с которыми, зачастую, не поспоришь. Кстати, статистика также подтверждает приоритет колёсной лесозаготовительной техники. На российский рынок харвестеров и форвардеров в прошлом году было поставлено более 400 единицами. А «заводских» гусеничных харвестеров импортировали около пяти. Порядка 40 экскаваторов переоборудовали в гусеничные харвестеры», — рассказывает директор красноярского филиала ООО «Ремтехника» Алексей Чащин.

В одной увязке

Действительно, если однажды вместо привычных 200 000 кубов сырья по каким-то причинам выделят лесосеку лишь на 40 000 кубов, то с гусеничными машинами хозяину придётся туго. «Добить» недостающие объёмы будет практически невозможно, а содержать технику и персонал придётся. С колёсными машинами в этом смысле проще: они, отработав в одном месте, свободно перемещаются в другое, а значит, всегда есть шанс и свои деляны вырубить, и найти подработку на стороне. Тем более, все прекрасно понимают, что подобные комплексы не покупают из последних средств, зашитых в матрас, а, чаще всего, берут в лизинг или кредит. Соответственно, простои и издержки хорошенько могут ударить и по авторитету, и по собственному кошельку. Поэтому в лесном бизнесе нужно быть весьма дальновидным и иметь реальное представление о том, как и чем будут покрываться все расходы и ответные риски. Сюда же увязывается и вопрос по кадрам. Современные лесные комплексы требуют профессионального подхода к лесозаготовительным процессам. Трудягами без специальных навыков со стороны не обойтись, да и их сейчас днём с огнём не сыщешь. В основной своей массе работники «с большой дороги» не спешат перерабатывать: некоторые вообще неделю пьют, вторую «просыхают», а там уже и срок вахты на исходе. Хороший персонал ещё поискать нужно. Оператор — не тракторист, соответственно, машину подбирают под профессионала.

В действительности, взвешивать всё «за» и «против» можно до бесконечности. Поэтому своё веское слово в разрезе данной темы говорят профессионалы.

«Технические характеристики — важный, но не единственный фактор, определяющий эффективность работы лесозаготовительных машин. Для достижения высоких показателей производительности характеристики машины должны соответствовать условиям эксплуатации, машина должна быть надёжной и удобной в обслуживании. Кроме того, для сокращения простоев и повышения КТГ важна оперативная и качественная сервисная поддержка. Квалификация и навыки оператора очень сильно влияют на показатели эффективности лесозаготовительной техники и порой являются определяющими. В первую очередь на выбор типа лесозаготовительных машин влияет технология заготовки. Машины для сортиментной заготовки кардинальным образом отличаются от машин, предназначенных для хлыстовой заготовки. Следующий немаловажный фактор — это рельеф и тип почв на делянках. При выборе навесного оборудования — такого, как харвестерные головки, необходимо учитывать породный состав и характеристики заготавливаемой древесины.
Тип движителя не является основным фактором, определяющим эффективность и производительность машин. Однако правильный выбор движителя в зависимости от условий эксплуатации позволит сократить простои, связанные с необходимостью вытаскивать завязшие машины. Для сортиментных машин, работающих на склонах и слабонесущих грунтах, общей рекомендацией будет использование восьмиколёсного шасси, цепей или гусениц. Хлыстовые машины в большинстве своем выполнены на гусеничном ходу. Для колёсных трелевочных тракторов, работающих на слабонесущих грунтах, возможно использование сдвоенных колёс или моногусениц для снижения давления на грунт», — приводит весомые аргументы менеджер по продуктовому маркетингу John Deere Никита Назаров.

Гусеницы — на шаг ближе к производительности

Сегодня вектор производительности лесных машин успешно регулируют и гусеницы противоскольжения. Ранее эту нишу занимали только заморские производители. Теперь же отечественный бренд потеснил конкурентов, поставив на поток выпуск траков в республике Карелия в Петрозаводске. Кстати, по результатам механических испытаний, проводимых сертифицированной лабораторией группы компаний «Росатома», «карелы» способны подвинуть импортные аналоги. Причём практическое тестирование в реальных условиях — лучшее тому подтверждение.

«Мы наладили полный цикл изготовления гусениц противоскольжения для колёсной техники, осуществляющей заготовку древесины по скандинавской технологии. Они вышли в свет под торговой маркой «РуТрак» — ВГ30 (вездеходная гусеница) и ВГ30-М (на одно колесо); разработаны как одно из эффективных инженерно-технологических решений для лесозаготовительной техники. Они универсальны и предназначены д ля использования на всех типах грунтов, практически любых ландшафтах и в различных погодных условиях: горы, топь, глубокий снег, лёд. Благодаря двойному продольному грунт-зацепу и широкому кованому траку гусеницы противоскольжения обладают отличной флотацией и, в то же время, превосходно держат машину на крутых склонах. Так как траки гусениц изготавливаются под протектор и профиль колёс, исключено проскальзывание резины, что приводит к снижению расхода топлива и уменьшению износа дорогостоящей резины. В результате отличного прилегания гусеничного полотна к колесу машина получает хорошую курсовую устойчивость, уменьшается «болтанка» техники, а это приводит к меньшим нагрузкам на тандемы и другие детали машины. При этом работа оператора становится более комфортной и существенно повышается производительность», — отмечает директор по развитию завода «Интермаш» Валерий Гришунин.

Одно из звеньев лесозаготовки

Всю лесозаготовку можно разделить на несколько этапов: пиление, складирование, когда могут использоваться перегружатели российского производителя UMG, собственно лесопереработка — пиление и измельчение, где также используются перегружатели для подачи древесины на загрузочные столы или станки для распила.

«Подбор перегружателей — очень важный процесс. При подборе учитываются все условия и требования, предъявляемые заказчиком. Основные требования — это длина стрелы и рукояти, а также грузоподъёмность на максимальном вылете и подъёме. Как правило, подбор происходит после составления заказчиком технического задания. Если его нет, то мы предлагаем заказчику помощь в его составлении. Делается это в первую очередь для того, чтобы у заказчика появилось чёткое видение, что, куда, и в каких объёмах он планирует переваливать.
Еще один немаловажный фактор, который влияет на выбор перегружателей — это время рабочего цикла. Под рабочим циклом подразумевают время, которое потребуется перегружателю для подъёма леса, поворота в зону выгрузки, собственно выгрузки и поворота в обратную сторону. Чем меньше времени затрачивает перегружатель на один цикл, тем больше он перевалит леса за единицу времени. В зависимости от модели и навыков оператора, в среднем перегружатель выполняет три цикла в минуту. Этим они выгодно отличаются от экскаваторов, которые часто используют в качестве перегружателей. Вся конструкция последних направлена на уменьшение времени цикла. Именно для этого производители усиливают поворотный круг и поворотный редуктор, смещают центр тяжести для увеличения грузоподъёмности. Как правило, на нижних складах используют перегружатели на гусеничном ходу. Это значительно облегчает работу в лесной местности на неподготовленных площадках. Там, где участок ровный и есть покрытие, используют колёсную технику. Наша компания предлагает в таких случаях колёсные перегружатели», — говорит региональный директор по Сибирскому федеральному округу АО «КВИНТМАДИ» Василий Мелёхин.

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №4 2017

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Woodex-2021 Главные события выставки Woodex-2021: обзор выставочной...
Перейти к проекту →
Новости
Сканер Finscan

Компания Microtec Espoo поставит два скоростных сканера сибирским деревообработчикам

Успех и эффективность любого деревообрабатывающего предприятия зависят в первую очередь от оборудования. Деревообработчики...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.