По ком звонит колокол? | Лесной комплекс

По ком звонит колокол?

Раскаты отраслевого набата звучат не первый год на просторах страны. «Голодные игры» в кадровом секторе лесного хозяйства утомили многих участников отрасли. Отголоски дефицита специалистов, отвечающих современным требованиям устойчивого лесоуправления, остро ощущаются и на производстве, и в органах управления лесами, и в учебных заведениях. С каждым годом, по мере развития добровольной лесной сертификации, экологизации рынков сбыта, ужесточения международного законодательства, становится очевидным потребность в компетентном персонале лесного кластера.

Вопрос ребром

О насущной потребности растить квалифицированных специалистов отдельно для каждого региона рассуждают многие. Но как быть, если налицо недостаточное финансирование сферы образования и научных исследований в лесной отрасли: закрылись почти все НИИ, и их акционирование привело, фактически, к развалу профильной науки. Кадровый потенциал уже сейчас имеетнегативную динамику с устойчивым тяготением к дисбалансу: в образовательных учреждениях и в системе управления лесами потребность исчисляется тысячами специалистов в год как с высшим, так и со средним профессиональным образованием. Директор Дивногорского техникума лесных технологий Юрий Михайлович Павлов подчеркивает, что реализация стратегии развития ЛПК на период до 2020 года на основе модернизации и технологического развития лесной отрасли потребует формирования кадрового потенциала для лесной отрасли нового качественного уровня.

«Поскольку мы являемся членами Союза лесопромышленников Красноярского края, то хотим быть полезными этому сообществу для того, чтобы оно более эффективно работало. Тем более, что уже не раз отмечалось, что качество лесохозяйственных работ в последнее время оставляет желать лучшего. Для улучшения качества образовательных программ мы ввели специальный мониторинг, цель которого — выявить потребности в квалификации и компетенций, коими должны на сегодняшний день обладать наши выпускники. И мы стремимся к тому, чтобы придя работать, они смогли без потери рабочего времени на восполнение каких-либо пробелов в знаниях приступить к своим профессиональным обязанностям. Как говорил один из известных американских предпринимателей Стив Джобс, нет смысла нанимать толковых людей, а затем указывать им, что делать. Мы нанимаем людей, чтобы они говорили, что делать нам. Поэтому одна из наших стратегических задач — подготовить специалистов, способных производить не только традиционные виды работ, но и принести самые передовые технологии в производство. Мониторинг показывает состояние особенностей рынка труда лесной отрасли на текущий момент. Например, присутствуют такие моменты, как отсутствие огромного количества персонала рабочих профессий: чекеровщики, стропальщики, вальщики, сортировщики, рамщики, трактористы. Даже операторы лесозаготовительных комплексов у многих хозяйственников не обучены, и соответственно не имеют документов на право работы. Сегодня мы готовим по озвученным выше специальностям, и готовы принять на обучение работников лесного производственного корпуса. Другой нюанс, что арендаторы сами осуществляют все лесохозяйственные мероприятия, причём в этой среде чувствуется недостаток квалифицированных работников среднего звена. А между тем, не за горами обретение законной силы 122-ФЗ, который чётко регламентирует применение профессиональных стандартов, по которым работники всех организаций, в том числе и коммерческих, должны соответствовать требованиям принятых профессиональных стандартов. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации актуализировало Реестр профессиональных стандартов (на 15 января 2016 года разработаны и утверждены 804 профессиональных стандарта)», — говорит Юрий Павлов.

Время собирать классы

В декабре 2012 года известного на местном лесном рынке специалиста Александра Шмакова пригласили в техникум для развития проекта по подготовке кадров на лесозаготовительные комплексы. В конечном итоге 30 апреля 2015 года был открыт Инновационный центр прикладных квалификаций. Сейчас его образовательные программы объединили потенциал образовательных, научных учреждений и организаций, профильных промышленных предприятий региона и решили некоторые задачи повышения качества подготовки специалистов в области лесного хозяйства. Формирование совместно с производителями современной техники практических программ и внедрение в образовательный процесс инновационных научных разработок и сложного высокотехнологичного оборудования уже приносит свои плоды.

Александр Шмаков, начальник Инновационного центра прикладных квалификаций Дивногорского лесхоз-техникума
Александр Шмаков, начальник Инновационного центра прикладных квалификаций Дивногорского лесхоз-техникума

«За это время под одной крышей собрали разных производителей дорожно-строительных и лесозаготовительных машин, таких как Caterpillar, Komatsu, John Dere, Ahwi и «Амкодор». В итоге мы пришли к тому, что кроме учебных классов, оборудованных симуляторами, мы теперь имеем и учебный комплекс компании Komatsu (Valmet). Благодаря этому студенты, проходящие у нас практику, и слушатели курса в реальном режиме работают на лесосеке. А пионерами в стратегии внедрения в учебный процесс симуляторов в Дивногорском техникуме лесных технологий были представители Komatsu. Инициативу проявили две стороны: техникум заинтересован был в ноу-хау, а компания Komatsu в продвижении своих машин. Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края активно поддержало инициативу. Именно с Komatsu началась история обучающего процесса. На тот момент в Сибирском регионе присутствие данной техники было не слишком явным. На Дальнем Востоке и Северо-Западе — «красные» (Komatsu) присутствовали везде. Поэтому заинтересованность в наращивании внимания к своему бренду способствовало возникновению столь полезной идеи и претворению её в реальность. Несмотря на то, что «зелёные» (John Deere) зашли в Сибирь ранее, Komatsu решительно подошли к проекту по созданию своего учебного класса на базе Дивногорского техникума. Кстати кабинет от John Deere в скором времени будет полностью готов, уже сейчас мы проводим занятия в нём со своими курсантами.
В арсенале Центра есть материалы и по Ponsse, поэтому, когда к нам приезжают на обучение, то стараемся делать упор на ту технику, которая присутствует в организации и с которой операторам предстоит в дальнейшем работать. И скажем так, нам большого труда не составляет делать уклон на какую-либо марку лесной техники. Вся учебная литература у нас имеется. Кстати, по трём представителям у нас имеются симуляторы», — рассказывает начальник Инновационного центра прикладных квалификаций Александр Шмаков.

Кстати, Инновационный центр прикладных технологий — проект самоокупаемый. И финансируется лишь за счёт денег, которые платят слушатели за обучение. Но попасть на обучение не так просто. При приёме слушателей опираются на ЕКС — 37 (Единый квалификационный справочник), в котором прописана специальность — машинист лесозаготовительных машин 7-8 разряда и указаны требования к абитуриентам — обязательно среднее техническое образование. Это минимум, который должен быть для людей, которые хотят работать на современной лесозаготовительной технике. По сути, они должны уже иметь удостоверение тракториста и опыт работы, так как это высшая ступень развития тракториста.

«Это как космонавт в авиации. Профессия хорошо оплачивается, но чтобы им стать, надо гаек покрутить в этой жизни немало. А то некоторые студенты хотят сразу попасть в ранг профессионалов. Но чтоб таковым специалистом стать, желательно иметь не столько техническое образование, но и лесное. Поскольку машинист лесозаготовительной техники должен знать про лес всё. Поэтому когда ко мне приходят студенты с начальных курсов, которые ещё не изучили все лесные дисциплины, но уже хотят быть операторами, я отвечаю — так не бывает. Поскольку они ещё не прошли все стадии своего развития как специалисты. Некоторые даже становятся трактористами, чтобы попасть к нам в Центр, но при этом путают породы древесины — не могут отличить сосну от ели. Я не считаю это пороком, просто молодость, а необходим опыт и знания. Поэтому пока основная масса слушателей, которая приходит на обучение к нам, это уже специалисты с опытом работы в лесу», — обрисовывает ситуацию Александр Шмаков.

Учиться, учиться и ещё раз учиться

Говоря о реалиях производственных будней начальник Центра проводит параллель учебного процесса за рубежом и отечественной подготовкой персонала.

«С директором техникума мы неоднократно обсуждали сроки обучения подобных специалистов. Так, например, в Финляндии, операторов харвестеров и форвардеров готовят три года. Как и у нас, там на первом курсе преподают общеобразовательные предметы, а лесные и специальные дисциплины со второго. А на производственную практику выходят в конце обучения сроком на три месяца. На этот период они уезжают в лес и работают на комплексах на подряде, зарабатывая реальные деньги. При этом на услугах комплекс себя окупает, так как удовольствие это не из дешёвых. Приведу пример: по договору стоимость курса обучения 50 000 рублей и плюс топливо. Техника в моих руках имеет расход до 12 л в час. Когда же садится практикант, у него расход топлива до 32 л в час. Ощущаете разницу? Поэтому мы и хотим постепенно выйти на зарубежный уровень. Но там финансирование идёт с трёх сторон — федеральный бюджет, местный и лесопользователи. К примеру, у финнов 85% территории покрыто лесом. Им нужны специалисты, и они вкладывают денежные средства в подготовку кадров. У нас же никто не хочет вкладывать деньги в обучение. Хотя из личного опыта назову того, чей интерес подкреплён действиями. Речь идёт о Евгении Попчуке из фирмы ООО ПКФ «Альянс ЕД». Он подарил нам комплекс Valmet, а после оборудовал и учебный кабинет от Caterpillar. Кстати, представители Cat позднее установили в классе свои симуляторы. При этом на сам ремонт кабинета было потрачено порядка 250 000, а стоимость одного симулятора порядка 50 000 долларов. Таким образом, производители современной техники понимют, что им необходимо продвигать продукт, а лесопользователям нужны хорошие специалисты», — рассуждает Александр Шмаков.

О лесозаготовке говорят — сложный бизнес и тяжёлый. Только на первый взгляд несведущему человеку кажется, что это золотая жила, а на самом деле там столько статей затрат, что не все частники вывозят эту тему. Особенно это касается тех, кто грешит покупками б/у техники. Не хватает им средств, так как кредитов им не дают. Что поделать, если в стране кредитная политика такая, что предприятиям, прочно стоящим на ногах, со стороны банков — хоть манна небесная — различные преференции и снижение процентных ставок по кредитам. Потому как чуть ли очередь к ним со своими предложениями банковского продукта. Мелким же лесопользователям никто ничего не даёт, потому как бизнес рискованный, а в залог они ничего кроме леса либо своей старой техники не могут предложить. В принципе банки не любят связываться с лесниками, скажем так, черная метка стоит на лесном бизнесе.

Педагогический коллектив и руководители учреждений активно ратуют в высших эшелонах власти за создание полноценного лесозаготовительного факультета, который бы под эгидой федерального статуса смог получать достаточную финансовую подпитку и готовить специалистов нового формата.

Егор Зубков, студент Дивногорского лесхоз-техникума
Егор Зубков, студент Дивногорского лесхоз-техникума

«Моё обучение фактически подходит к концу, и я стану механиком. Выпала возможность получить права и на эти машины. Меня уже ждут на работу. Я проходил практику в Богучанском ЛПК, после чего мне и предложили связать дальнейшую профессиональную деятельность с этим предприятием. Присмотрелись ко мне, когда я работал на процессоре. Поскольку в штате много пожилых работников, то резервируют молодое поколение операторов. Так что осталось пару месяцев, и я стану готовым специалистом, которого ждёт работодатель. Почему решил связать с этой профессией свою жизнь? Да, в нашем районе в основной массе занимаются лесозаготовкой, поэтому другого направления даже и не рассматривал. Но мне это нравится, тем более есть стимул — хорошая заработная плата. Во время практики сравнил и объёмы работы, и выплаты, так что главное — стремление наращивать потенциал и качественно выполнять работу, а по деньгам не обидят, ведь оплата труда у нас сдельная», — делится студент Дивногорского техникума Егор Зубков.

«На обучение привёл личный интерес и тяга ко всему новому. Нравилась современная техника, которая оказалась не только своеобразной в поведении, но и весьма результативной в рабочем процессе. Когда впервые сел за симулятор, то был впечатлён. Некая тревога присутствовала — как бы не вывести из строя программу или джойстик, но любопытство одержало верх. Теперь дело за отработкой моторики: хочется «отточить» свои действия на симуляторе, чтобы на практике в реальности сократить до минимума количество проводимых операций, но при этом нарастить объёмы рубки-резки качественной древесины. Уже жду практику, где в реальности оценю свои способности работать с новой техникой. Если б встал вопрос выбора агрегата, то я б предпочтение отдал форвардеру, так как на нём легче. Причём скандинавский метод заготовки (харвестер, форвардер) при использовании одного комплекса способен выдавать порядка 100 000 м3 древесины и находится в заготовительном строю фактически круглогодично», — уверяет студент Роман Сачков.

Безусловно, нынче не только представителям педагогической ниши, но и самим абитуриентам хочется вернуть целевую подготовку как при советской власти, когда заинтересованные организации отправляли своих работников на обучение и повышение квалификации. Но и с этим вопросом не всё так просто. Несмотря на болевые точки в нише лесного образования из стен Центра уже вышло порядка 150 операторов, с которыми руководитель учреждения поддерживает связь, так как постоянно требуется кому-то грамотный персонал. Ротация кадров присутствует, потому как не всё хорошо сейчас в лесной отрасли. Сами производители современных лесозаготовительных машин сегодня не остаются в стороне от решения острых проблем с кадрами.

«Из ситуации, когда стоит вопрос острой нехватки квалифицированных кадров, выход есть. Причём ключевым моментом данной темы является вопрос, что ожидает заказчик от рынка труда. Если он ждёт чуда, что в любой момент может привлечь готового специалиста, способного управлять техникой, то в данном случае большинство работодателей ждёт разочарование. Как показывает практика, в основной своей массе профессионалы, как правило, трудоустроены и не собираются менять место работы. Работодатель, адекватно оценивающий ситуацию, скорее пойдёт по иному пути и под свои потребности самостоятельно станет осуществлять подготовку персонала для работы на многооперационной импортной лесозаготовительной технике. То есть из имеющегося штата произведёт отбор кандидатов, которых можно отправить на повышение квалификации. Допустим, если человек обладает опытом работы на манипуляторе на базе лесовоза КамАЗ, то велика вероятность, что из него выйдет достойный оператор форвардера, поскольку на обеих машинах установлена схожая манипуляторная установка.
Также можно рассматривать и кандидатуру с приличным багажом знаний и навыков работы с отечественной лесозаготовительной техникой, а затем после прохождения дополнительного обучения азам управления и технологиям разработки лесосеки пересадить его на импортную. Так, как это происходит в Дивногорском техникуме. На мой взгляд, в регионе должны присутствовать учреждения, способные в течение двух-трёх лет подготовить специалистов для управления современной техникой.
Дефицит кадров в стране стоял особо остро в силу застоя и задержки модернизации старой отечественной техники, в которой термин эргономики рабочей среды фактически отсутствовал. Сейчас же со стороны молодёжи наблюдается активный интерес к технологиям заготовки и непосредственно к современной технике. Большинство молодых людей со среднеспециальным образованием стараются не упустить шанс получать достаточно хорошие деньги. А благодаря новой современной технике операторы могут зарабатывать около 100 000 рублей только за вахту в 15 дней. Поэтому желание работать в данной сфере вполне оправдано, но не каждый после прохождения спецкурсов способен работать на данных машинах. Да, глаза горят у многих при такой перспективе: пойти в техникум, получить корочки и через пару месяцев трудоустроиться.
Однако при этом существует определённая неуверенность не только у лесопользователей и предприятий, но и у молодых специалистов. Поскольку последние не обладают достаточным практическим опытом на машинах подобного ранга. Ведь по сути, одного желания недостаточно, нужны твёрдые практические навыки работы, а значит, требуется изыскать возможность привлечения специалистов со стороны. Однако подобный поиск зачастую сводится к банальному переманиванию персонала из других компаний более высокой заработной платой. Либо работодатель приступает к продолжительному, ориентированному скорее на перспективу, способу комплектации кадров путём подготовки востребованного специалиста. Рост собственных профессионалов, которые обладают пониманием различных механизмов и машин — процесс длительный, но оправданный. Поскольку желательно чтобы у слушателей курса подготовки операторов было порядка ста дней практики управления машиной непосредственно в лесу, а не беглый курс по видеоматериалам на YouTube, картинках и проспектах, или тестовым заездам на тракторах. В этой связи оправдано использование симуляторов как серьёзного практического тренинга. Благодаря им можно сразу разглядеть потенциал у слушателя: способен ли человек к дальнейшему прогрессу — сокращению холостых операций и увеличению производительности», — объясняет генеральный директор ООО «Сибтрак» Эдуард Романов.

Инвестировать надо и в кадры

Многие руководители зачастую тратят деньги на дорогостоящее оборудование, но совершенно не вкладываются в обучение. А ведь эта инвестиция не менее важна, и она способна гораздо быстрее окупить себя и создать надёжный кадровый тыл. К примеру, дефицит операторов лесозаготовительных машин. И данная ситуация складывается не из-за плохой подготовки специалистов, а от стремительного развития лесозаготовительных производств в регионе, который является флагманом лесной отрасли России. Так, в 2010 году потребность в операторах лесозаготовительных машин составляла 1000 человек, а в 2015 — 2000 человек. Профессиональные училища нуждаются в федеральной финансовой поддержке для приобретения современных тренажёров-симуляторов, поскольку они стоят чуть дешевле современных харвестеров и форвардеров, но, увы, и ах — пока субъекты не смогут сами решить эти проблемы.

«На данный момент проблему острой нехватки квалифицированных кадров многие крупные компании решают самостоятельно, так как большинство учебных заведений не обладают достаточными ресурсами для подготовки высококвалифицированных специалистов. У них нет нормальной материально-технической базы и актуальной программы. Поэтому даже оператора, у которого есть диплом об окончании профильного заведения, зачастую приходится учить заново. Естественно, что компании с крупным парком техники не готовы рисковать и брать на работу некомпетентного человека. Недавно в John Deere провели исследование, которое показало, что для подготовки человека к работе на делянке необходимо потратить порядка 300 литров солярки, плюс надо закладывать расходы на амортизацию машины. Также во время обучения теряется производительность. То есть стоимость обучения специалиста для компании достаточно серьёзная, но это всё равно гораздо дешевле, чем устранения последствий работы некомпетентного работника.
Со своей стороны John Deere поддерживает инициативы компаний в этой отрасли. Мы предлагаем симуляторы лесозаготовительных машин. Кроме того, есть программа — TimberSkills, которая устанавливается на симуляторы John Deere и помогает ученику получить практический опыт выполнения всех операций лесозаготовки до начала работы на делянке. Программа не только позволяет выполнять различные упражнения, но и анализирует корректность их выполнения и обеспечивает последовательное формирование навыков. Поэтому её использование позволяет повысить эффективность обучения. Отмечу, что данная программа тестировалась техническими инструкторами нашей компании и получила положительные отзывы: помогла значительно сократить количество ошибок, свойственных новичкам, что, естественно, отразилось на производительности.
Что же касается будущего в разрезе кадрового потенциала, то раньше был акцент на организацию тренинг-центров на базе различных профильных учебных заведений. Нельзя сказать, что эта система себя оправдала. Поэтому сегодня лесозаготовители берут дело в свои руки и становятся кузницами кадров: крупные компании открывают учебные центры, которые обучают как своих специалистов, так и операторов других организаций. И, на мой взгляд, такая тенденция будет развиваться», – рассуждает специалист по продуктовому маркетингу John Deere Никита Назаров.

Решение кадрового вопроса в лесной отрасли лежит целиком в плоскости разобщённости самой отрасли, в отсутствии единого интереса со стороны всех участников лесопользования, которые обязаны квалифицированно и профессионально управлять кадровыми и другими процессами. А главным локомотивом развития лесной отрасли обязано быть государство. Нельзя оставаться равнодушными к выгорающей, вырубаемой, исчезающей от нерационального использования и управления лесной сокровищницы страны. Иначе в наследство будущим поколениям мы оставим лишь массу нерешаемых задач и мёртвую природную экосистему.

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №2 2016

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Woodex-2021 Главные события выставки Woodex-2021: обзор выставочной...
Перейти к проекту →
Новости
Экскаватор Hyundai R520LC-9S

Экскаватор Hyundai R520LC-9S: производительность, надёжность, комфорт

Строительная техника корейского бренда, в частности — экскаваторы, пользуется большим спросом на российском рынке. Такая...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.