Государственная инвентаризация лесов провалилась — к такому выводу приходит всё большее число экспертов отрасли. Да и в целом в России наблюдается кризис системы лесоучётной деятельности. Эта тема стала основным вектором доклада директора по развитию ООО «Леспроект» Владимира Архипова в рамках VI научно-технической конференции «Леса России».
Комментируя новейшие изменения лесного законодательства в области лесоустройства, он отметил, что кризис коснулся всех основных элементов системы, включая осуществление государственной инвентаризации лесов, проведение лесоустройства, ведение государственного лесного реестра, подготовки лесных деклараций и отчётов об использовании лесов.

— Государственная инвентаризация должна охватывать все леса страны. А наша инвентаризация усечённая, потому что проводится только в отношении лесов, которые находятся государственном лесном реестре, и не учитывает все остальные, а их по разным оценкам до 150 млн га. Второе: по итогам первого этапа ГИЛ данные о лесах на 35% больше, чем зафиксировано в государственном лесном реестре. И где правда? Точно так же мы не знаем, сколько на самом деле заготавливается древесины в Российской Федерации.
Очевидно, что необходима коренная модернизация всей системы лесоучётных работ. С нашей точки зрения, она должна идти по четырём основным направлениям. Первое и главное — совершенствование нормативно-правовой базы. Второе — разработка современных цифровых технологий лесоучётных работ, высокопроизводительных и прозрачных, с использованием последних современных достижений науки и техники в области дистанционного зондирования Земли. Следующее направление — создание аппаратно-программной инфраструктуры лесоучётных работ. И, наконец, создание целостной системы подготовки кадров.
12 мая этого года случилось историческое событие: в первом чтении принят законопроект, который касается совершенствования лесоучётной деятельности. Я оцениваю его как прорывной, потому что он содержит ряд принципиально новых новелл, направленных на повышение эффективности лесоустройства.
Первое — установление квалификационных требований к участникам лесоинвестиционного рынка. Мы переходим к электронной форме документооборота по лесоустройству. Леса, слава Богу, остаются федеральной собственностью, а контроль федерального имущества — ответственная и сложная задача, нельзя её поручать кому попало. Это должны быть специалисты, имеющие соответствующую квалификацию.
Следующая новелла, которая мне очень нравится, — наконец-то присвоен правовой статус институту отвода и таксации лесосек. И, что особенно важно, введено понятие таксационного описания лесосеки отдельно от таксационного описания лесоустройства, причём первое имеет правовое преимущество перед вторым. И теперь, чтобы не принять лесную декларацию, основанную на таксационном описании лесосеки, органам исполнительной власти на местах придётся это обосновывать натурным осмотром и конкретными операциями.
Следующая новелла: теперь федеральным законом установлено содержание лесоустроительной инструкции из 16 пунктов. Среди них есть и новые, такие как критерий установления зон освоения лесов, требование нормативно-справочной информации, необходимой для проведения работ, форма электронных документов и, что важно, проверка качества выполнения и результатов работ. В течение этого года и следующего в соответствии с законопроектом будет вестись подготовка соответствующих подзаконных актов.
Идею законопроекта я поддерживаю во всём, кроме одного момента. В пояснительной записке сказано, что лесоустройство должно выполняться в отношении лесов, находящихся в хозяйственном обороте. Пока эта зона определена в объёме 300 млн га. По нашим оценкам она может составлять до 400 млн га. Вопрос в том, какое лесничество попадёт в план на ближайший год, а какое на 2033-й? Я вижу здесь очень серьёзную потенциальную коррупционную составляющую. Потому что лесоустройство очень дорогая штука, если выполнять его правильно. Конечно же, арендаторы лесных участков заинтересованы в том, чтобы попасть в план раньше. Учитывая, что давность лесоустройства в среднем составляет более 20 лет, оно необходимо всем.
На мой взгляд, главным и единственным критерием при определении очерёдности включения лесничеств в план должна стать давность проведения в них государственного лесоустройства. Общеизвестно, что сегодня таксация лесов наземным способом, как правило, проводится методом актуализации имеющихся данных. Фактически происходит замена очень трудоёмкой и дорогой таксации на дешёвую камеральную кабинетную процедуру. Для меня это факт, я уже 45 лет работаю в сфере лесоустройства.
Отмечу, что все достоинства новых законодательных инициатив может перечеркнуть определённый на государственном уровне вектор на монополизацию лесоустроительной деятельности. На мой взгляд, это серьёзная ошибка с далеко идущими негативными последствиями. Конкуренция на рынке лесных работ стимулирует развитие новых технологий, повышение качества и оптимизации стоимости этих работ. А если лесоустройство будет внутри Рослесхоза, когда сами готовим проект, сами себе заказываем, сами проверяем и принимаем, — это тупиковый путь. И чем раньше наши законотворцы это поймут, чем лучше.
Наше предложение заключается в следующем: проводить лесоустройство централизованно, в рамках федерального плана, но с квалификационным отбором организаций, которые могут выполнять эти работы. Тогда у нас будет нормальная конкуренция между организациями в области лесной таксации.
Пеллеты покидают страну?
У отечественных производителей древесных гранул появилась надежда на то, что непростые времена наконец могут закончиться. Модернизация устаревших котельных, казавшаяся поначалу утопией, начала приносить плоды. Также наметился сдвиг в...
Читать далее...
Строительная химия: новые требования и новые решения
С давних времён люди питали особую любовь к дереву: из него строили дома, изготавливали посуду, орудия труда и предметы быта. За доступность, прочность, эстетичность, экологичность древесину продолжают ценить до сих пор. Сегодня существует немало...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.