Анализ Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года: текущее положение дел и перспективы | Лесной комплекс
Завод Meusburger Новтрак
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов , а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.

Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneP4zKag9TA

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Зелёный лес и природа

Анализ Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года: текущее положение дел и перспективы

Казалось бы, на законодательном уровне Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года была спроектирована и согласована ещё в 2017 и 2018 гг. соответственно.

Подписанный два года назад Дмитрием Медведевым документ, по словам премьер-министра, определяет основные задачи динамично развивающейся отрасли, среди которых возможно выделить несколько приоритетных:

  1. охрана и сбережение лесных богатств России (в том числе от пожаров);
  2. налаживание системы лесовосстановления.

Но отчего же утверждённый проект до сих пор продолжает волновать умы и сердца профессионального сообщества?

Насколько важна актуализация Стратегии развития ЛК России на сегодняшний день и каким видится будущее хозяйства в ближайшие десять лет — сложившуюся ситуацию в отрасли проанализировал «Лесной комплекс».

Существующая Стратегия развития ЛК РФ. Критика

Эксперты считают, что утверждённая Медведевым в сентябре 2018 года Стратегия развития лесного комплекса во многом не соответствует существующим реалиям.

К примеру, критическим мнением относительно обсуждаемого документа в июле 2020 года поделились парламентарии Архангельской области, заявив, что переработки требует, в частности, понятийный аппарат, представленный в Стратегии.

Замглавы Минпромторга Российской Федерации Виктор Евтухов поделился данными о том, что вклад лесного комплекса в ВВП страны в 10 раз ниже, чем в США, несмотря на то, что по количеству лесных ресурсов РФ вдвое превосходит Штаты.

Последствия этой ситуации таковы: в мировом объеме продукции ЛПК лишь 3% приходятся на долю нашей страны. Россия значительно уступает таким странам, как Финляндия (8,4%), Швеция (10,1%), Америка (12,7%) и т. п.

Предусмотренное создателями проекта развитие событий, согласно которому место главных экспортных товаров должны были занять целлюлоза и пиломатериалы, также не оправдал себя. В последние годы аналитиками был замечен рост производства тарного картона, в то время как темпы производства всё той же целлюлозы заметно снизились.

Такой сценарий в Стратегии 2018 года не рассматривался: увеличение производства картона в документе обозначено минимальными цифрами: с 2,6 млрд долларов по экспорту в 2020 году до 3,6 млрд в 2024-м.

Отдельного рассмотрения заслуживают и вопросы экологии.

По мнению Дмитрия Замолодчикова, завкафедрой общей экологии МГУ, действующая Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 года представляет российские леса в основном в качестве источника сырья. Столь потребительское отношение, считает эксперт, является в корне неверным.

Устоявшийся подход обесценивает лес, превращая его лишь в постоянно потребляемый ресурс, однако любой лесной массив является как носителем определённой экосистемы, так и объектом культурного наследия.

Дмитрий Замолодчиков отмечает, что в документе 2018 года не учтён тот факт, что в нынешнее время происходит постепенное изменение климата. Потепление ведёт к ежегодному повышению пожароопасности в лесах и влечёт за собой необходимость перемен в области лесовосстановления и санитарных мероприятий.

Стратегия развития ЛК России до 2030 года. Ожидаемые перемены

В июле 2020 года на заседании Совета Федерации был принят к рассмотрению проект распоряжения Правительства РФ об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года.

Результатом встречи стал список рекомендаций в сфере ЛПК, среди которых оказалось сразу несколько новых положений по актуализации Стратегии.

Мы выделили несколько наиболее интересных пунктов и привели их ниже для ознакомления.

  1. На роль координатора по созданию и контролю за воплощением проекта назначить Министерство экономического развития РФ.
  2. Создать в структуре исполнительной власти объединённый орган, целью которого будет управление ЛК России с учётом практики ведения лесного хозяйства в различных регионах страны.
  3. Уточнить реальные цифры вклада ЛК в валовой внутренний продукт страны.
  4. Дополнить обсуждаемый проект новым разделом, который поможет стабильно обеспечивать сырьём южные предприятия по переработке древесины, а также значительно уменьшить нагрузку на лесные массивы европейской части страны.
  5. Остановить процессы ликвидации и объединения разноуровневых учебных заведений, занимающихся подготовкой будущих кадров для ЛК. Дополнительно разработать комплекс действий по обеспечению заведений материально-технической базой, а также закреплению выпускников в отрасли.
  6. Рассмотреть вопрос действия системы госпрограммы стимулирования и реализации новых инвестпроектов, а также совершенствования производств по лесозаготовке и деревообработке.
  7. Создать госпрограмму по развитию специализированного машиностроения.
  8. Заняться формированием отраслевого подхода к экспорту продукции российского ЛПК (в частности — деревообработки).
  9. Заняться актуализацией плана действий по развитию инфраструктуры в лесах. Рассмотреть статус лесных дорог на федеральном уровне.

Инициатива о внесении изменения в действующую Стратегию развития была принята по решению Председателя Правительства России Михаила Мишустина.

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Читать онлайн
Новости

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.