«Свеза»: новая ЛесЕГАИС не привела к обещанному коллапсу | Лесной комплекс
Теплоресурс
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Промышленные котлы на биомассе от производителя. Водогрейные и термомасляные котельные. Теплогенераторы для линий производства пеллет.

Подробнее Свернуть

«Свеза»: новая ЛесЕГАИС не привела к обещанному коллапсу

Спикер
Борис Диденко Директор по закупкам и логистике компании «Свеза»

С запуска обновлённой системы контроля за оборотом российского леса ЛесЕГАИС прошёл месяц. Для некоторых лесопользователей работа с ней стала настоящим испытанием на прочность, поскольку они не успели адаптировать свой бизнес под новые условия. 

Однако, как считают власти, своё основное назначение система успешно выполняет: она стала заслоном на пути у «чёрных лесорубов» и в то же время не остановила оборот древесины. Как отметила вице-премьер Виктория Абрамченко на оперативном совещании у председателя правительства Михаила Мишустина, благодаря информационному взаимодействию между Федеральной таможенной службой (ФТС) и Федеральным агентством лесного хозяйства удалось предотвратить нелегальный экспорт российской древесины. Лесозаготовители, которые не подтвердили законность своего груза и не оформили цифровой паспорт, вывезти лес из страны не смогли. 

По словам вице-премьера, модернизированная система контроля помогла обнаружить несколько серых схем, которыми ранее активно пользовались недобросовестные участники рынка. Например, оформив один бумажный сопроводительный документ, заготовитель мог вывозить неограниченное количество древесины с одной делянки. ЛесЕГАИС же автоматически сверяет баланс разрешённой заготовки и уже вывезенного объёма, тем самым пресекая такую возможность. Система не позволяет создать ЭСД на партию, которая превышает фактический объём заготовленного на делянке леса.

«Лесной комплекс» обратился за профессиональным мнением к директору по закупкам и логистике компании «Свеза» Борису Диденко. Эксперт рассказал, как повлияло внедрение модернизированной системы на работу компании.

К внедрению ЛесЕГАИС нужно было готовиться

Далеко не все представители лесной отрасли оказались готовы к новым реалиям. О грядущих в 2022 году нововведениях они знали ещё с прошлого года и потому принимали участие в пилотных проектах по освоению электронной системы учета передвижения спиленного леса. 

Так, например, директор КАУ «Алтайлес» Виталий Кеслер рассказал, что в компании заблаговременно приняли решение о приобретении необходимого оборудования для водителей лесовозов, которые, согласно новому законодательству, должны иметь при себе QR-код на транспортируемую ими партию леса или номер сопроводительного документа груза. Для этого необходимо уметь пользоваться новым приложением, а его поддерживают далеко не все сотовые телефоны. 

«Любой проверяющий может отследить груз на соответствие действительности через мобильное приложение. Таким образом, государство приняло меры против «чёрных лесорубов». Лишний раз теперь никто из них не повезет лес незаконно, — цитирует Виталия Кеслера информационный портал «Алтайская правда».

В свою очередь, Борис Диденко рассказал, что «Свеза» также успела подготовиться к внедрению новой системы, потому и 2022 год компания встречала в приподнятом «боевом духе»: 

Борис Диденко
Борис Диденко, директор по закупкам и логистике компании «Свеза»

«Наша компания довольно хорошо подготовилась к переходу на новые требования оформления древесины, что позволило в начале года работать в штатном режиме. Наши склады оборудованы в соответствии с требованиями постановления, весь объём отгружаемых и принимаемых лесных материалов сопровождаются ЭСД. Чтобы обеспечить работу в новых условиях, «Свеза» пересматривает графики работы контролеров на отгрузке, выводит дополнительных сотрудников для ускорения оформления ЭСД».

Однако, по словам эксперта, не обошлось и без трудностей. Несмотря на то, что система ЛесЕГАИС довольна проста в использовании, из-за многопользовательской эксплуатации ошибки на первом этапе всё-таки неизбежны. Кроме того, в связи с дополнительным оформлением электронных сопроводительных документов формируются очереди как при загрузке автомобилей на складах древесины, так и при выгрузке древесины в месте назначения и погашении ЭСД. Борис считает, что для того, чтобы привести эти процессы в нормативное состояние, потребуется время.

А был ли коллапс? 

Тут же стоит вспомнить, что к новости о  внедрении системы некоторые регионы страны относились достаточно «прохладно». Так, депутаты Архангельского областного собрания обещали всей отрасли наступление в 2022 году коллапса в связи с появлением ЭСД.

В ноябре 2021 года зампредседателя областного собрания Александр Дятлов рассказывал, что представители  крупных лесопромышленных предприятий  Архангельской области были встревожены грядущими переменами. Повод для волнения был весомый: на тот момент отсутствовали соответствующие подзаконные акты, а новый сопроводительный документ никто и в глаза не видел. 

Директор по закупкам и логистике компании «Свеза» отметил, что опасения лесопромышленников были напрасны:

«Как мы видим, предсказанного коллапса не происходит, но наше мнение остается прежним: система нуждается в тестировании и более длительном изучении участниками рынка». 

Более того, эксперт считает, что внесённые правительством изменения в системе учета и контроля перевозки лесного сырья, которые вступили в силу 1 января, являются принципиально правильными для отрасли и со временем сделают лесную логистику прозрачной. 

Однако прежде необходимо урегулировать ситуацию с ЭСД. И добиться этого, по мнению Бориса Диденко, можно при помощи возвращения на некоторый период времени бумажного сопроводительного документа: 

«Как минимум на ближайшие полгода, до урегулирования ситуации с ЭСД,  необходимо разрешить транспортировку древесины с сопроводительным документом на бумаге. А после шести месяцев переходного периода можно было бы установить справедливый уровень штрафных санкций — например, штраф, равный тарифу на перевозку. Таким образом, недобросовестный перевозчик заплатит вдвое дороже». 

Новости
Техстройконтракт

Крупногабаритные и сверхкрупногабаритные шины WestLake для российского рынка

Компания Zhongce Rubber Group Co Ltd производит шины КГШ и СКГШ под брендом«WestLake». В роли её официального представителя в России выступает компания «Техстройконтракт».

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Присоединяйтесь к Forestcomplex в Телеграм. Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.