Первый месяц 2025 года показал, что отраслевики не зря опасались проблем, сопряжённых с переходом во ФГИС ЛК. Несмотря на заверения разработчиков и Рослесхоза в том, что процедура пройдёт с минимальными трудностями, практика показала обратное.
Не помогло и обещанное ведомством увеличение штата техподдержки на праздничные дни. Чаты, профильные форумы и соцсети с начала года буквально взорвались от негодования лесопромышленников, а фраза «отрасль встала» стала звучать даже чаще, чем в недавний кризисный период.
Также не добавляет оптимизма ситуация с оснащением лесовозной техники системой «ЭРА-ГЛОНАСС», и, пока стороны винят друг друга, процесс тормозится. Предложения о переходном периоде высказали не только бизнесмены, но и депутаты, хотя непохоже, что они будут услышаны. На момент подготовки материала Иван Советников оставался непреклонен.
Оптимистично настроенных на работу в новой системе резко поубавилось уже в первые рабочие дни нового года. А всё потому, что она просто не выдержала нагрузки и «легла» 9 января. Желание создать документы в личном кабинете у пользователей отбили три мерцающие ёлочки и бесконечная загрузка системы на любом устройстве.
Ситуация продолжалась несколько часов во многих регионах страны, возложенные надежды на быструю работу техподдержки не оправдались. Здесь мы не будем приводить шквал красочных комментариев бизнесменов из соображений цензуры, но отметим, что не раз у многих случился эффект дежавю. В памяти свежи подобные сбои с предшественницей системы, ЛесЕГАИС, в 2022 году.
«Если ЛесЕГАИС вводилась как что-то совершенно новое, и непонятные моменты, которые возникали, хотя бы разъясняли в начале внедрения, то почему допустили во ФГИС ЛК схожие во многом детские проблемы? Совершенно очевидно, что недооценена нагрузка системы, в том числе не рассчитана на такое количество участников. Нам торжественно вещали о том, что система тестируется и она будет обкатана в реальных условиях.
А что в итоге? Почему на сегодня такой результат? Отрасль парализована, люди вынуждены смотреть на мигающие ёлочки и признавать своё бессилие. Ведь в данной ситуации от каждого из нас ничего не зависит. При этом начальство многих компаний винит именно своих сотрудников в том, что что-то не получается, потому что руководители вынуждены считать потери и затраты от того, что ФГИС ЛК не работает», — возмущается инженер лесного фонда ООО ЛЗК «Лунвож» Никита Клюкин.
Без возможности создать необходимый документ у перевозчиков есть два варианта: ждать, когда всё заработает, и нести убытки от простоев или отправить машину в надежде не нарваться на штраф. Естественно, это сложный выбор, и ни один путь бизнесменов не устраивает.
Оформление специальных документов, дополнительных соглашений и редактирование отправленных материалов входят в топ проблем, которые заготовители пытаются решить самостоятельно или с помощью коллег. Ответы от техподдержки либо не приходят неделями, либо не разрешают проблему, отмечают представители бизнеса и в доказательство приводят скриншоты с обратной связью:
«Затруднения в работе системы связаны с недостаточной мощностью криптооборудования на платформе ГЕОП. Инженерами техподдержки ФГИС ЛК проводятся работы по оптимизации потребления трафика и расширению количества возможных криптоподключений. В течение 2 недель ожидается дооборудование стенда соответствующими устройствами».
Примерно также отвечает Рослесхоз: «Структурными подразделениями Рослесхоза и разработчиками ФГИС ЛК проводится интенсивная работа по увеличению производительности информационной системы и сокращению сроков обработки запросов службой технической поддержки в целях недопущения сбоев в системе и поддержания её корректной работы».
Кстати, в ведомстве по-прежнему сохраняют спокойствие и подчёркивают, что трудности испытывают лишь единицы, а самые дисциплинированные регионы, которые позаботились о внесении данных заранее и даже перепроверили их, в нормальном режиме вошли в новую систему. Так, по информации Рослесхоза с начала года во ФГИС ЛК сформировано больше 198 тысяч электронных сопроводительных документов на транспортировку древесины и оформлено 7500 госуслуг в сфере пользования лесами.
Заместитель руководителя Рослесхоза Вячеслав Спиренков на любые жалобы, связанные в числе прочего с работой интерфейса, парирует, что нужно было заранее внести информацию о лесосеках, лесных участках, правоустанавливающих документах, вести работу с лесным бизнесом по вопросам оснащения техники системой спутниковой навигации, проверять качество внесённых данных, «в этом случае переход был бы безболезненным, а регионы, где эта работа началась практически в конце года, безусловно, столкнулись с трудностями».
Никто не отменяет ответственности за своевременное внесение данных, но говорить: «Сами виноваты», — когда система периодически «вылетает» и всем одинаково не позволяет работать в личном кабинете, как минимум странно. Последний массовый сбой был зафиксирован 27 января, а 28 доступ закрыли на несколько часов из-за технических работ. Как отметили пользователи, в январе такие случаи стали постоянным явлением.
Чтобы отслеживать во ФГИС ЛК треки движения лесной техники по всей стране, она должна быть подключена к системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Размер штрафов, как говорят представители малого и среднего бизнеса, может просто обанкротить их. Напомним, что в случае перевозки древесины без системы спутникового мониторинга придётся заплатить в казну от 20 до 49 тысяч рублей для должностных лиц, от 100 до 200 тысяч — для индивидуальных предпринимателей и от 200 до 400 тысяч — для юрлиц.
От таких сумм бизнесмены рискуют уйти в убыток, потому что даже один штраф в 200 тыс. рублей ощутим для предприятий малого бизнеса. А тем временем первые наказания не заставили себя ждать: сразу шесть машин, выехавших с деляны в Подпорожье, попались инспекторам. Водители получили штраф, а лесовозы отправились на стоянку, поделился новостями генеральный директор ЗАО «Кингисеппский леспромхоз» Дмитрий Ханейх.
И здесь снова волна непонимания с обеих сторон. Пока руководство АО «ГЛОНАСС» периодически отчитывается о всё большем количестве подключённой техники и списывает проблемы на цифровую неграмотность владельцев техники, те, в свою очередь, акцентируют внимание на простоях машин из-за длительного ожидания регистрации в системе.
На конец января — начало февраля к платформе мониторинга подключили более 35 тыс. единиц лесовозных машин, при этом 85% (около 30 тыс.) транспортных средств зарегистрировали только за первый месяц 2025 года. По заверениям представителей системы, процесс подключения занимает от 3 до 7 дней, сервис работает без сбоев, а все трудности возникают из-за того, что владельцы техники дотянули до последнего и устроили ажиотаж в конце декабря.
Самые распространённые ошибки связаны с тем, что данные вносятся впопыхах, с массой ошибок, из-за этого и происходит задержка регистрации, считает управляющий директор по развитию продуктов мониторинга и интернета вещей АО «ГЛОНАСС» Дмитрий Рубцов.
«Мы постоянно анализируем поступающие от пользователей запросы в техническую поддержку. Разбор ситуаций, когда возникают задержки в регистрации, показал, что в 90% случаев проблемы заключаются в кардинально различающемся уровне цифровой грамотности владельцев лесной техники. Например, самые распространённые ошибки — описки при вводе данных из документов и договоров, оплата с неполными реквизитами.
Существенную долю обращений составляет проблематика, связанная с некорректной установкой и настройкой аппаратуры спутниковой навигации. К сожалению, владельцы техники зачастую выбирают подрядчиков с недостаточным уровнем компетенций, что приводит к подобным проблемам. За минувшие два месяца мы уже провели серию вебинаров для партнёров. В ближайшее время на основе самых часто задаваемых вопросов мы запустим вебинары для всех желающих», — пояснил г-н Рубцов.
Однако у отраслевиков своя правда, и никакие вебинары не могут помочь решить вопрос со скоростью регистрации транспортных средств. Красноречивых комментариев и личных примеров масса как в сети, так и в личных беседах.
«Иван Советников уже с середины 2024 года всем доложил, что с 1 января 2025 года вводим ФГИС и систему ГЛОНАСС. Но по факту обе они оказались не готовы к работе в таких масштабах. Личные кабинеты начали открывать с конца ноября, это правда, но доделывали их ещё в январе. А сами приборы появились у некоторых партнёров в декабре, всё это время то отклоняли заявки, то тянули с договорами, с идентификацией сим-карт и их привязкой.
Ни о каких 3-7 днях речи не идёт, 15 дней в январе всё стояло, у некоторых регистрация техники затянулась на месяц. Причём одна единица до сих пор не прошла полной регистрации, то есть договор в ГЛОНАСС есть, а ФГИС ЛК её не видит, а одно транспортное средство вообще отнесли к другой организации.
И это не вопрос нашей цифровой грамотности. Вот и выходит, что коробочки куплены чуть ли не с ноября, но данные не передаются. Техника стоит, лес и пиломатериал лежат на складах, рабочие сидят дома, а мы несём убытки, так как ничего не работает», — констатирует положение дел генеральный директор ООО «ТСК» (Green Forest Export) Антон Романенков.
Он отмечает, что многие лесопромышленники для перевозки готового материала пользовались услугами сторонних организаций, у которых нет привязки к системам мониторинга, теперь же они отказываются везти всё, что связано с лесной отраслью.
По информации из разных источников, сейчас SIM-карт практически не достать, а те, что удаётся купить на сером рынке, стоят в два раза дороже. Ещё один непроработанный момент, по мнению отраслевиков, — установка ГЛОНАСС для перевозчиков из-за границы.
«Нерезиденты РФ не могут установить сервис, так как регистрация SIM-карт осуществляется только через портал Госуслуг. Мы находимся на грани выживания из-за того, что количество экспортных единиц техники резко сократилось, иностранные перевозчики просто боятся ставить машины под погрузку доской. А с учётом того, что белорусы давят ценами, наш пиломатериал становится просто неконкурентоспособным», — возмущаются представители одной из деревообрабатывающих компаний.
На этот же факт, но с другого ракурса обратил внимание и зампред Комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Евгений Марков, который в числе немногих поддержал представителей отечественного лесного бизнеса. По его мнению, перевозчики-нерезиденты, ссылаясь на правила международных перевозок, не устанавливают системы мониторинга, а значит, теоретически могут стать более конкурентными по сравнению с российскими компаниями и даже вывозить неучтённый лес.
«Эта ситуация поставила на колени весь лесопромышленный комплекс. Легче перевезти ящики с фруктами или овощами, нежели пиломатериалы», — высказал своё мнение г-н Марков и предложил не только увеличить штат техподдержки, но и установить переходный период для малого и среднего бизнеса.
Осторожные разговоры о возможности создания переходного периода и послаблений в штрафных санкциях на это время звучали ещё осенью прошлого года. Но активное движение началось с реальным возникновением проблем. Письма в органы власти направляют не только отраслевики, но и депутаты. Так, президент «Опоры России» Александр Калинин в письменной форме обратился к вице-премьеру РФ Дмитрию Патрушева с предложением отложить внедрение ФГИС ЛК до конца марта 2025 года из-за недочётов системы и возможности появления ошибок в документах на перевозку древесины.
«В ходе практического применения системы был выявлен ряд важных недочётов. Например, отсутствует синхронизация сведений в информационных системах, нет сведений о значительном количестве лесосек на лесных участках.
Часть информации в системе имеет многочисленные погрешности. Кроме того, техническая конструкция системы неудобна для лесопользователей, поскольку не позволяет оперативно скорректировать допущенную неточность, проверить фактическое расположение лесосеки и объектов лесной инфраструктуры, сформировать промежуточный вариант.
Поэтому мы обратились к Министру природных ресурсов и экологии РФ Александру Козлову с предложением установить с 1 января 2025 года переходный период, в течение которого к лесопромышленным предприятиям, использующим ФГИС ЛК, не будут применяться меры административного взыскания», — рассказал председатель комитета областного Собрания по лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, природопользованию и экологии Александр Дятлов.
«Накопленный негативный опыт работы с системой, ошибки в данных о лесах и границах участков, некорректно выписанные штрафы, периодические технические сбои в работе ГЛОНАСС, ещё и само внедрение в активный сезон — практически преступление против отрасли, которая с трудом выживает последние годы. Ведь она пострадала из-за кризиса больше всех, и самое малое, о чём просят лесопромышленники, — дать время на то, чтобы устранить недочёты и перестроиться без нервов», — выражает не только своё мнение г-н Романенков.
Несмотря на то, что за перенос сроков внедрения на март и возможность так называемого пробного периода выступают многие, глава Рослесхоза не устаёт повторять свою позицию — послаблений не будет.
«Напомню, норма, предусматривающая обязанность по оснащению лесовозов средствами спутниковой навигации, была принята в 2021 году. В 2022 году мы прислушались к бизнесу: они очень попросили отодвинуть внедрение ГЛОНАСС, так как не все успели подготовиться и был достаточно сложный год для лесного бизнеса. Мы услышали бизнес и на уровне закона предусмотрели отсрочку по вступлению в силу этих требований на 3 года (до 1 января 2025 года) для комфортной адаптации бизнеса к изменениям в контроле за оборотом древесины. Но что мы увидели?!
Многие это восприняли как нашу слабость и подумали, что норма и дальше будет откладываться, хотя мы неоднократно говорили о том, что переносов „вправо” не будет. Некоторые начали активную работу по подключению аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС только в последние дни декабря 2024 года. И, конечно, не успели к 1 января. А теперь, вместо того чтобы нагонять упущенное время, снова просят о переносе сроков. Те, кто начал готовиться заранее, всё успели!» — аргументирует Иван Советников.
Такого же мнения и зампред Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин. Он отметил, что у перевозчиков было время подготовиться к нововведениям, установить на машины оборудование и нормально работать с 1 января 2025 года, не опасаясь никаких штрафов. А введение переходного периода им не поможет, всё равно найдётся множество причин тянуть и дальше, считает он.
Пока стороны не слышат друг друга и не могут выстроить диалог, есть те, кто вообще сомневается в эффективности системы против нелегальной лесозаготовки.
«Окончательно справиться с незаконной добычей при помощи электронной системы не получится. Нарушения происходят в лесу, они не доступны цифровому отслеживанию. Что касается дежурств ДПС, то и тут есть сомнения: вряд ли нелегалы будут перевозить добытую древесину по крупным дорогам, скорее, выберут другие маршруты», — считает глава НП «Союз лесопромышленников Ленинградской области» Владимир Петров.
«Лишь бы в конце не оказалось, что добропорядочные лесозаготовители и арендаторы, установившие ГЛОНАСС на транспорте и заготовительной технике, не оказались стрелочниками, на которых откатают штрафы. Ведь тот, кто не установил, как говорится, не пойман — не …», — опасаются бизнесмены.
Текст: Марина Каталакиди
Переходный период для ФГИС ЛК: три месяца без штрафов
2025 год начался с внедрения ФГИС ЛК по всей России. Впрочем, процесс запуска системы не прошёл без эксцессов. Так, по инициативе профильной комиссии по лесному комплексу «ОПОРА РОССИИ» направила письмо на имя вице-премьера РФ Дмитрия Патрушева, в...
Читать далее...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.