Пеллетное производство — сибирские реалии в сравнении | Лесной комплекс
производство пеллет

Пеллетное производство — сибирские реалии в сравнении

13.11.2015

На фоне резкого изменения валютной ситуации прошлой осенью в сторону строительства гранульных производств практически одновременно посмотрели сразу несколько лесопильных предприятий сибирского региона. В результате сегодня в Иркутской области в стадии активного строительства находятся целых три пеллетных завода. Транспортная составляющая, традиционно высокая для сибирского региона, не имеющего альтернативного железной дороге способа доставки гранул в западные порты России для дальнейшей отправки гранул европейским потребителям, ввиду резкого снижения курса рубля значительно снизилась на фоне общей стоимости гранул в валюте. Экспортировать пеллеты стало значительно выгоднее, и этим, отчасти, можно объяснить своеобразный сибирский бум в сфере строительства пеллетных заводов.

Интересно, что подобный бум, совершенно не привязанный к валютным колебаниям, характерен сегодня и для Европы. К примеру, эстонская компания Hekotek, поставившая оборудование для всех трех новых гранульных заводов в Иркутскую область, только за неполный 2015 год выполнила поставку еще 4 комплексных пеллетных заводов — двух в Эстонию, и по одному в Беларусь и в Швецию. Оказывается, общее настроение в пользу строительства новых пеллетных производств в целом одинаково и для России, и для Европы, несмотря на различные предпосылки.

Абсолютно одинаков и продукт, производимый гранульными заводами разных стран. Пеллеты премиум-класса российского производства ничем не отличаются от своих европейских аналогов. Все это возможно благодаря высокому качеству как сырья, так и оборудования, на котором российские пеллетные предприятия выпускают свою продукцию. Заводы, поставленные в Россию компанией Hekotek, по качеству оборудования ничем не отличаются от заводов, поставляемых в Европу — и те, и другие комплектуются из одинаковых компонентов, с учетом условий работы и специфики сырья конкретного завода, а никак не страны, где он расположен. А вот структура себестоимости пеллет, выпускаемых в России и Европе, отличается настолько, что стоит уделить этому особое внимание. Возьмем для примера маленькую Эстонию — с одной стороны государство соседнее, а с другой — интегрированное в европейскую экономическую структуру.

Интересные расчеты

В общей себестоимости тонны гранул эстонского производства порядка 70 Евро составляет сырье. В среднем 10 Евро составляют затраты на электроэнергию, 4 Евро — на рабочую силу, 4 Евро — расходные материалы и обслуживание, и те же 4 Евро требует логистика до порта. При средней стоимости тонны пеллет в порту 130 Евро, маржа составляет порядка 38 Евро (в эту цифру входит и амортизационная составляющая).

В России ситуация иная, а поскольку в начале статьи мы упоминали пеллетный бум в Сибири, рассмотрим структуру себестоимости пеллет именно для этого региона. Не претендуя на безупречную точность данных (и для удобства сравнения), переведя рублевые затраты в Евро, получим нулевую стоимость сырья. Зачастую ее значение можно рассматривать даже со знаком минус, ведь выпуск пеллет означает для лесозавода отсутствие дополнительных затрат на вывоз отходов производства на свалку или же устранение последствий самовозгорания опилок. Стоимость электроэнергии для производства тонны пеллет в среднем составляет 5 Евро, еще в Евро обходятся расходные материалы и обслуживание. Трудозатраты составляют порядка 6-7 Евро.

И все же основной нагрузкой на плечи сибирских производителей пеллет ложатся транспортные затраты — доставка тонны гранул из Иркутской области до порта Санкт-Петербург обходится примерно в 45-50 Евро. При средней стоимости пеллет в порту 100 Евро за тонну, получаем маржу производителя — 23-28 Евро (без вычета амортизационной составляющей).

Что в приоритете?

Обычно для успешного снижения себестоимости продукции производителю целесообразно в первую очередь прилагать усилия для уменьшения самых больших показателей в ее структуре. И если для гранульных заводов Эстонии таким приоритетным моментом является сырье, то для сибирских предприятий оно, наоборот, доступно в избытке, уступив первое «почетное» место транспортировке. Однако, пока основным рынком сбыта сибирских пеллет остается Европа, говорить о возможности снижения ее стоимости всерьез не приходится, ведь альтернативы железной дороге в этом вопросе не существует. Временное же снижение доли транспортной составляющей, связанное с прошлогодним скачком курса валют, вероятнее всего, действительно временное, поскольку традиционное ежегодное повышение железнодорожных тарифов на 10% в течение каких-нибудь нескольких лет вернет ситуацию на круги своя. Поэтому в среднесрочной перспективе наиболее рациональным решением могло бы стать создание внутреннего рынка потребления пеллет.

Пример Архангельска

В Архангельской области уже несколько лет успешно функционируют 7 коммунальных котельных, работающих на сжигании пеллет местного производства. Однако наличие на месте только одного поставщика пеллет, причем плотно ориентированного на экспорт гранул, не позволяет пока говорить там о динамичном развитии этого направления — коммунальное хозяйство не может позволить себе риски, связанные с зависимостью от единственного поставщика топлива. Что касается ситуации в Иркутской области, 4 серьезных поставщика пеллет (с учетом заводов, запуск которых готовится в самом ближайшем будущем) — уже немало, а значит риска отсутствия топлива для пеллетных котельных не предвидится.

Тепловая энергия, получаемая из отходов — всегда наиболее разумное и рациональнее для общества решение, тем более при таком низком уровне стоимости сырья и производства, как в Иркутской области. Приведенные выше цифры и расчеты показывают, что пеллеты вполне могут быть конкурентоспособным топливом на местном рынке. Однако, сделать его таковым — задача, которая, очевидно, не под силу бизнесу без участия государства.

Текст: ООО «АдверКон», www.lespromtech.ru

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №6 2015

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Woodex-2021 Главные события выставки Woodex-2021: обзор выставочной...
Перейти к проекту →
Новости
система безопасности ограничения грузового момента

Метаморфозы: как превратить экскаватор в кран

Компания «Техстройконтракт» представила инновационную разработку, которая способна превратить экскаватор в полноценный кран...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.