Перевозка леса железнодорожным транспортом: проблемы и решения | Лесной комплекс
Завод Meusburger Новтрак
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов , а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.

Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneP4zKag9TA

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Вагончик тронется…
Фото: Freepik

Перевозка леса железнодорожным транспортом: проблемы и решения

Логистика в нынешних условиях стала для ЛПК ещё одним узким горлышком. Крупногабаритная машина российского экспорта со скрипом, неуклюже начала экстренно разворачиваться на восточное и южное направления. И тут выяснилось, что железнодорожная инфраструктура к таким резким манёврам совершенно не готова. Она просто не справляется с объёмами грузоперевозок.

На Восток!

Российские экспортёры древесины и пиломатериалов, которые раньше отправляли свою продукцию в Европу, выходят на рынки Азии и Африки. Это подталкивает их к необходимости перестраивать логистику, выбирать перевозчиков, работающих с этими регионами, и изучать требования и правила, к которым нужно адаптироваться.

На глобальном рынке перевозок есть свои сложности, связанные с так называемым «контейнерным кризисом», когда экспортёры сталкиваются с нехваткой контейнеров по некоторым направлениям и повышением стоимости доставки товаров. Конечно, эти явления вряд ли можно сопоставить с проблемами российских экспортеров, в частности лесопромышленников. Если до России и докатилось эхо «контейнерного кризиса», то его отголоски в нынешней ситуации трудно различимы.

Когда западные покупатели отказались от российских товаров, экспортёры начали разворот на восток. При этом и поставщики, и перевозчики столкнулись с тем, что пропускной способности железных дорог не хватает, чтобы удовлетворить возросший спрос. Даже если удалось найти покупателя в Азии, доставить ему товар может быть сложно.

Санкции затронули все отрасли, и лесная не исключение. Закрытие европейского рынка, на который приходилось больше 20% экспорта древесины, — значительное, но не единственное изменение. Другие страны, включая Казахстан, Корею и Японию, сократили закуп лесопродукции из России. Эти факторы привели к снижению производства и заготовки древесины и пиломатериалов и, соответственно, экспорта, который в 2022 году упал на 22%. Основным покупателем остаётся Китай: на него приходится 63% поставок. На втором месте Таджикистан с долей в 10%.

Хотя официальных требований к контейнерам для перевозки леса нет, есть особенности, которые надо учитывать при транспортировке. Дело в том, что его тяжело и грузить, и перевозить из-за высокого риска повредить контейнер. Из-за этого некоторые перевозчики работать с таким грузом не любят.

Фото: frimufilmsa-Freepik

Если груз получается габаритный или очень нестандартный, разрабатывают НТУ — непредусмотренные технические условия. Это описание схем крепления груза, которые должны помешать ему сломать дверь контейнера и предотвратить другие проблемы при перевозке.
Много нюансов при транспортировке лесоматериалов связаны с сопроводительной документацией.

Чтобы экспортировать лес, нужно получить фитосанитарный сертификат, который выдаёт Россельхознадзор после экспертизы, подтверждающей, что дерево не заражено паразитами и его можно перевозить. Тут уже влияет его разновидность — анализ некоторых сортов древесины может затянуться больше чем на месяц.

Нужно узнать требования страны-импортёра к древесине — они тоже могут отличаться. Это особенно актуально для тех, кто планирует выход на новые иностранные рынки. Такие данные предоставляют государственные организации, помогающие экспортёрам: АО «Российский экспортный центр» или региональные Центры поддержки экспорта.

Без помощи — труба

Как отмечают эксперты лесного бизнеса, количества квот на перевозку грузов в Восточном и Южном направлениях категорически не хватает: для более продуктивной работы нужно на треть, а то и вполовину больше. Другая проблема, с которой сталкиваются даже при наличии согласованной заявки на перевозку, — недельные задержки в приёмке и отправке леса.

По словам лесопромышленников, перечисленные сложности, как и сам подход, когда квоты на перевозку выделяются за 2-3 дня до начала месяца, мешает предприятиям планировать объёмы производства и продаж.

Компенсации транспортных затрат на перевозку лесопродукции тоже не все считают достаточными. Крупные компании тратят миллиарды рублей на эту статью расходов. С учётом этого компенсации — капля в море.

В начале июня лесопромышленники направили коллективное письмо вице-премьеру Виктории Абрамченко, и пожаловались на то, что поддержка ЛПК, обещанная на совещании с президентом России Владимиром Путиным в феврале этого года, до сих пор не работает. Тогда лесной бизнес поднимал вопрос об отсрочке арендной платы лесных участков, повышении размера транспортной субсидии для экспортёров и помощи с логистикой.

В июньском обращении представителей лесного бизнеса к Абрамченко, как пишет «КоммерсантЪ», снова прозвучала просьба ускорить принятие нормативных актов, позволяющих платить за аренду лесных участков по фактическим объёмам заготовки. Также отраслевики упомянули необходимость введения моратория на индексацию арендных ставок в 2024 году и отсрочку новых правил расчёта арендных платежей до 1 января 2026 года.

Лесопромышленники говорят о том, что предприятия несут убытки, и помощи государства не хватает для стабилизации ситуации. Прошёл год с момента введения санкций, но отрасль фактически так и не смогла адаптироваться к новым условиям.

В качестве примера приводится тот факт, что шесть ведущих игроков ЛПК Архангельской области получают субсидию в размере 1,5 млрд руб., тогда как необходимо порядка 10 млрд руб.

Обсуждая тему логистики, эксперты отмечают в первую очередь проблемы именно железнодорожных перевозок. Парадоксально, но сейчас, как отмечает вице-президент Segezha Group Николай Иванов, компании дешевле доставить лес в Китай из Архангельской области, чем из Сибири.

Фото: Freepik

Представители лесного бизнеса считают, что нужно увеличить количество судозаходов в порты Балтийского бассейна, и предлагают временно обнулить ставку налога для флота, зарегистрированного в странах, с которыми нет соглашений об исключении двойного налогообложения. В противном случае, поскольку российский флот находится под санкциями, налог в 10% от стоимости фрахта ложится на плечи производителей и теряется всякий экономический смысл перевозки.

О необходимости помощи государства в модернизации транспортной инфраструктуры в направлении оставшихся дружественных рынков: Юго-Восточной Азии, стран MENA, СНГ — в который раз говорит и директор по поставкам древесины и логистике АО «Группа компаний «Вологодские лесопромышленники» Анатолий Щербаков.

По его мнению, платёжеспособный спрос на круглые лесоматериалы со стороны российских компаний можно повысить за счёт увеличения квот и возврата к докризисной стоимости доставки леса.

Даже самые оптимистичные представители лесной промышленности отмечают, что ситуация сложная и без помощи на уровне государства в этот раз никак.

Совместные проекты

Однако, как говорит русская пословица, под лежачий камень и вода не течёт. Пока государство занято другими насущными проблемами, лесопромышленники предпринимают любые попытки хотя бы отчасти снизить стоимость перевозок. Крупные предприятия в партнёрстве с логистическими компаниями разрабатывают совместные проекты.

Так, группа компаний «Вологодские лесопромышленники» совместно с ООО «Рэйл Ру» в Ленинградской области открыла новый терминал: 18 мая со станции Подпорожье Октябрьской железной дороги был отправлен первый контейнерный поезд.

В этот проект «Вологодские лесопромышленники» инвестировали 40 миллионов рублей. Эти средства пошли на приобретение подвижного состава, обслуживание частным маневровым локомотивом. Выстроены технологические процессы взаимодействия с ОАО «РЖД».
По словам представителей компании, терминал создали не только для обработки собственной продукции, но и для предоставления логистических услуг партнёрам.

«Новый терминал позволит оптимизировать логистические цепочки по доставке продукции нашего деревообрабатывающего завода «ЛДК N°2». Удачное географическое расположение терминала сокращает автоплечо в несколько раз. Кроме того, появляется выход на ж/д инфраструктуру, отсутствующую в Вытегорском районе Вологодской области», — рассказал Анатолий Щербаков.

Ставки на мультимодальные перевозки

Холдинг Segezha Group и транспортная группа FESCO на Петербургском экономическом форуме в июне 2023 года подписали соглашение о намерениях развивать совместные логистические решения на внутренних и экспортных направлениях.

Речь идёт о перевозках из Северо-Западного, Центрального, Приволжского и Сибирского регионов России в страны ЮВА, Средиземного моря, Турцию, Индию и Китай. Партнёры планируют сотрудничать и в рамках проектов по Северному морскому пути, а также международному транспортному коридору «Север — Юг».

Председатель Совета директоров FESCO Андрей Северилов назвал соглашение одним из первых шагов на пути долгосрочного сотрудничества и выразил надежду на то, что вместе получится повысить эффективность логистических процессов и продвижение транспортных продуктов на зарубежных рынках.

Развитие новых логистических схем и транспортных решений ведёт к объективному росту доли мультимодальных перевозок.


К слову
Профильный комитет Архангельского парламента поддержал просьбу Союза лесопромышленников и лесоэкспортёров Вологодской области об исключении пиломатериалов из системы учёта ЛесЕГАИС. В нынешних условиях каждая копейка на счету, а на организацию нескольких складов древесины в разных регионах и ведение каждого склада в системе ЛесЕГАИС нужны дополнительные расходы.

К тому же при оформлении документов легко потерять экспортную составляющую, а значит, нагрузка и цена на продукцию вырастет ещё на 21 тысячу рублей. Цены в Китае, который стал основным рынком сбыта лесоматериалов, и так находятся «на дне», и любые дополнительные затраты ведут к убыточности продаж пиломатериалов.


Виталий Цай, руководитель направления экспортных перевозок ООО «ТФЛ Логистика» (TFL)
Виталий Цай, руководитель направления экспортных перевозок ООО «ТФЛ Логистика» (TFL)

Виталий Цай, руководитель направления экспортных перевозок ООО «ТФЛ Логистика» (TFL)

«Наша компания тоже ощутила на себе изменения. Объемы экспорта снизились, но у нас есть несколько постоянных клиентов, которые отправляют древесину с нами в Китай: Тайцан, Рижао, Циндао, Нинбо. Были также проектные отправки во Вьетнам.

Если говорить в целом по отрасли, основные рынки сбыта лесопродукции сейчас – Китай, Таджикистан, Турция, ОАЭ. Разницы в стоимости перевозки для необработанного дерева и пиломатериалов нет. Вид древесины тоже не влияет. Цена зависит от объёма и состояния рынка логистики в конкретный момент времени».

Михаил Шамолин, президент Segezha Group
Михаил Шамолин, президент Segezha Group

Михаил Шамолин, президент Segezha Group

«В условиях трансформации глобальной экономики нам приходится перестраивать и логистические схемы. Наш бизнес опирается одновременно на внутрироссийский и зарубежные рынки: по итогам 1-го квартала текущего года валютная выручка Segezha Group составила 63%. Поэтому нам важна надёжная логистика как внутри России, так и в направлении зарубежных дружественных стран.

Развитие новых логистических схем и транспортных решений ведёт к объективному росту доли мультимодальных перевозок. В этом контексте расширенное сотрудничество с FESCO обещает быть взаимовыгодным: с одной стороны, это будут надёжные логистические услуги, с другой — наполнение грузами лесной промышленности транспортных коридоров, в том числе альтернативных, находящихся пока в стадии своего становления».

Текст: Елена Скуратова

Статья опубликована в журнале Лесной Комплекс №4 2023

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Читать онлайн
Новости

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.