«ЭРА-ГЛОНАСС»: подключение идёт по плану? | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
лесовоз

«ЭРА-ГЛОНАСС»: подключение идёт по плану?

Требование об обязательной установке датчиков системы ГЛОНАСС на всей лесовозной, лесопожарной и лесозаготовительной технике с 1 января 2025 года разделило жизнь бизнесменов на до и после. Как водится у нас в стране, нововведения разного рода с трудом воспринимаются в любой отрасли.

Не стали исключением лесопромышленники: мало кто озаботился оснащением своих машин заранее, надеясь, что изменения отложат или вовсе не введут. Однако день икс наступил, и многие оказались к нему совершенно не готовы.

Подключение к «ЭРА-ГЛОНАСС»

Согласно Постановлению Правительства № 1378 от 5 августа 2023 года, на технике, которая задействована в лесной отрасли, должен быть установлен прибор АСН. Он передаёт все данные о её передвижении в госинформсистему «ЭРА-ГЛОНАСС» и ФГИС лесного комплекса.

Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС», созданная 10 лет назад для обеспечения безопасности водителей и пассажиров, сегодня выполняет не только эти функции. Она призвана помочь в легализации поставок леса. Система должна повысить контроль за оборотом древесины, сделать процедуру более прозрачной и свести серые схемы перевозки к минимуму. 

«За эти годы компания стала одним из крупнейших системных интеграторов, внесла значительный вклад в разработку и внедрение отечественных информационно-навигационных технологий. Передовые компетенции, накопленный опыт и инновационные подходы позволяют эффективно выполнять государственные задачи. Собственные программные продукты и телекоммуникационные решения, получившие признание в нашей стране и на международном рынке, успешно применяются в деятельности служб экстренного реагирования, управлении логистикой, мониторинге транспортных средств, различных отраслях экономики и сферах, напрямую влияющих на качество жизни и благополучие миллионов россиян. 

Это особенно важно в условиях, когда устойчивость цифровой инфраструктуры входит в число национальных приоритетов», — отметил председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин, поздравляя компанию с юбилеем.

Под оснащение аппаратурой спутниковой навигации попадают следующие виды техники: 

  • лесотранспортная,
  • лесопожарная,
  • лесозаготовительная.

Система позволяет определить: 

  • координаты места нахождения транспортных средств;
  • траекторию их движения.

Программное обеспечение системы интегрировано с Федеральной государственной информационной системой лесного комплекса (ФГИС ЛК), куда и поступает вся информация в режиме реального времени.

Это существенное отличие от предыдущей процедуры перевозки леса. Во время работы с системой, известной под аббревиатурой ЛесЕГАИС, достаточно было сформировать QR-код в кабинете. С начала текущего года этого уже мало. Необходимо также предоставлять сведения о маршрутах и местоположении лесной техники в режиме онлайн.

перевозка леса

Заветный QR-код подтверждает, что машина прошла идентификацию в АО «ГЛОНАСС» и её маршрут соответствует заявленному. Это оберегает собственника от штрафов, которые в случае нарушений доходят до 400 000 рублей и грозят арестом водителя. А при повторном инциденте — изъятием транспортного средства. 

Теперь под контролем всевидящего ока находятся:

  • госномер транспортного средства,
  • скорость движения,
  • категория техники,
  • вид потребляемого топлива,
  • включение зажигания,
  • то, нажата ли тревожная кнопка,
  • то, вскрывался или нет корпус АСН.

Данные с терминала передаются при движении каждые 15 минут или каждые 5 км. Если машина находится на стоянке, раз в 2 часа.

Трудности установки

Как оказалось, ответственных бизнесменов в стране мало: по нашим данным, в октябре лишь единицы приобрели оборудование, да и с подключением тоже не торопились. 

По мере приближения к заветной дате рынок поставщиков услуг начал расти, а владельцы техники на своём опыте поняли смысл выражения «готовь сани летом». К концу 2024 — началу 2025 года негодование нарастало, на отраслевых мероприятиях и специализированных интернет-форумах зазвучали гневные высказывания. Ажиотаж породил проблемы с наличием АСН и сроками регистрации, а значит, остановил вывозку древесины.

 «От сочетания этих букв: ФИГС ЛК и ГЛОНАСС — многих до сих пор передёргивает. В основном бухгалтерский отдел, но и водителям тоже пришлось погрузиться в новую реальность. К постоянным сбоям программы уже все привыкли, как и к тому, что ГЛОНАСС на всех просто не хватило. Когда же большинству наконец удалось установить системы мониторинга, начались проблемы с регистрацией. Но вывозить лес надо было в любом случае и в любых условиях,  поэтому происходили эпизоды, когда кто-то действовал на свой страх и риск, без подключений», — комментирует ситуацию президент Союза лесозаготовителей Павел Субботин.

Однако просьбы ввести мораторий на штрафы из-за невозможности подключения к «ЭРА-ГЛОНАСС» услышаны не были. В марте 2025 года представители АО «ГЛОНАСС» заявляли, что процесс подключения к системе мониторинга занимает 3‒7 дней. Но большинство компаний выжидали до последнего и тем самым создали небывалую нагрузку на конец декабря — начало января.

Не помогали ни увеличенный штат техподдержки, ни пошаговые инструкции для подключения. В компании отметили, что главными проблемами стали не дефицит оборудования и не сложности с регистрацией, а цифровая неграмотность пользователей, которые допускают массу ошибок при вводе данных. Другая сторона ответила на эти комментариями нецензурными выражениями и просьбой предоставить переходный период для подключения лесовозов к системе.

«Пик подключений АСН-терминалов в России пришёлся на декабрь 2024 года. В это время все отмечали дефицит устройств и кратный рост цен на них, из-за чего многим компаниям приходилось переплачивать в два или три раза. В настоящее время спрос временно снижен, но мы ожидаем повторения ситуации к сентябрю 2025 года и рекомендуем всем своим клиентам начать переоснащение сейчас, чтобы сэкономить», — делится мнением менеджер по «ЭРА-ГЛОНАСС» ГК FTNET Виталий Молчанов.

Схема подключения к «ЭРА-ГЛОНАСС»

Г-н Молчанов также рассказал о процедуре подключения и распространённых ошибках.

Для работы с «ЭРА-ГЛОНАСС» необходимо пройти 4 основных этапа.

  • Установка АСН: монтаж аппаратуры, соответствующей требованиям Постановления Правительства № 1378 и Приказа Минприроды № 121. 
  • Заключение договора с АО «ГЛОНАСС»: подписание соглашения на передачу навигационных данных во ФГИС ЛК. Часто с этим помогают аккредитованные и сертифицированные агенты, к которым можно обратиться за помощью. Такая схема необходима в том случае, если ранее организация не заключала договор с АО «ГЛОНАСС».
  • Регистрация в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»: внесение сведений о ТС в систему, включая идентификатор АСН и SIM-карту. 
  • Внесение данных во ФГИС ЛК: через личный кабинет лесопользователя необходимо добавить информацию о технике, проверить оснащение и активировать передачу данных. Корректность этого важного шага напрямую зависит от внимательности сотрудника, поскольку внесение всей информации происходит вручную, что зачастую приводит к ошибкам.

«Из нашего опыта могу выделить две самые распространённые ошибки. Первая возникает при регистрации и внесения данных в личном кабинете. Важно запомнить, что при вводе госномеров транспортных средств можно использовать только кириллицу. Латинские буквы система не распознает. 

Второй момент связан с сезонностью. Исходя из различных бизнес-процессов тех или иных организаций, техника может использоваться только в определённый промежуток времени (весна-лето). При возобновлении работ в личном кабинете АО «ГЛОНАСС» необходимо возобновить передачу данных, иначе система будет помечать треки от подобной техники как нарушение. Также очень важно уделить особое внимание корректной настройке и установке самого блока, где есть свои тонкости», — поясняет эксперт. 

Ситуация сегодня

Спустя полгода страсти немного улеглись. На 2025 год, по данным ФГИС ЛК, около 75% лесной техники оснащено АСН. Остальные 25% — преимущественно старая техника или ТС, работающие на землях обороны (исключены по ПП № 1378). Такой информацией поделился Виталий Молчанов. 

«Так или иначе, ввод новых требований всегда влечёт за собой сложности. Так как работаем мы преимущественно с конечными пользователями, то не понаслышке знаем, с какими трудностями столкнулись владельцы лесной техники. Большой проблемой стала несовместимость старых моделей спецтехники с новым оборудованием, что повлекло дополнительную финансовую нагрузку на организации, негодования правда было много. 

Некоторые компании пытались хитрить, чтобы обойти требование. Обычный телематический трекер пробовали замаскировать под АСН, меняя sim-карту. Это всегда ведёт к блокировке сигнала от нелицензированного устройства через какое-то время, а владельцу ТС приходится повторно покупать и оснащать свой транспорт уже сертифицированными АСН-устройствами. Мы настоятельно рекомендуем не пытаться обойти закон. Скупой платит дважды», — заключает специалист. 

На XI Невском международном экологическом конгрессе в мае 2025 г. заместитель главы Рослесхоза Вячеслав Спиренков отчитался о том, что с начала года 80 тыс. единиц лесной техники оборудованы датчиками системы АО «ГЛОНАСС».

перевозка леса

Это значит, что любые передвижения машин можно отследить в режиме реального времени. В случае с лесопожарной техникой такая опция помогает оперативнее направлять помощь к очагу возгорания и более эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

«А если речь идёт о лесовозной технике, то мы можем проверить маршрут движения. Если по неизвестным причинам он был изменён, значит, и легальность перевозимой древесины под вопросом», — заявил Вячеслав Спиренков.

Несмотря на препятствия, эксперты уверены, что внедрение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» значительно повысило прозрачность работы в лесной отрасли, хотя и потребовало времени на адаптацию. Нельзя отрицать, что ещё остались белые пятна и технические нюансы, однако основные проблемы решены, считают представители контролирующих органов. 

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

рубка деревьев при строительстве дороги
О лесных дорогах замолвите слово: закон не должен мешать... Сегодня свободная добыча песка и гравия разрешена, если эти...
Читать онлайн
Новости

Павловния: перспективы в культивировании и деревообработке

В 2025 году Россия продолжает оставаться одним из ведущих мировых экспортёров древесины, а её лесные ресурсы вызывают большой интерес на международной арене. По данным Рослесинфорга, в январе-феврале текущего года было экспортировано свыше 3,5 млн...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.