Требование об обязательной установке датчиков системы ГЛОНАСС на всей лесовозной, лесопожарной и лесозаготовительной технике с 1 января 2025 года разделило жизнь бизнесменов на до и после. Как водится у нас в стране, нововведения разного рода с трудом воспринимаются в любой отрасли.
Не стали исключением лесопромышленники: мало кто озаботился оснащением своих машин заранее, надеясь, что изменения отложат или вовсе не введут. Однако день икс наступил, и многие оказались к нему совершенно не готовы.
Согласно Постановлению Правительства № 1378 от 5 августа 2023 года, на технике, которая задействована в лесной отрасли, должен быть установлен прибор АСН. Он передаёт все данные о её передвижении в госинформсистему «ЭРА-ГЛОНАСС» и ФГИС лесного комплекса.
Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС», созданная 10 лет назад для обеспечения безопасности водителей и пассажиров, сегодня выполняет не только эти функции. Она призвана помочь в легализации поставок леса. Система должна повысить контроль за оборотом древесины, сделать процедуру более прозрачной и свести серые схемы перевозки к минимуму.
«За эти годы компания стала одним из крупнейших системных интеграторов, внесла значительный вклад в разработку и внедрение отечественных информационно-навигационных технологий. Передовые компетенции, накопленный опыт и инновационные подходы позволяют эффективно выполнять государственные задачи. Собственные программные продукты и телекоммуникационные решения, получившие признание в нашей стране и на международном рынке, успешно применяются в деятельности служб экстренного реагирования, управлении логистикой, мониторинге транспортных средств, различных отраслях экономики и сферах, напрямую влияющих на качество жизни и благополучие миллионов россиян.
Это особенно важно в условиях, когда устойчивость цифровой инфраструктуры входит в число национальных приоритетов», — отметил председатель правительства Российской Федерации Михаил Мишустин, поздравляя компанию с юбилеем.
Под оснащение аппаратурой спутниковой навигации попадают следующие виды техники:
Система позволяет определить:
Программное обеспечение системы интегрировано с Федеральной государственной информационной системой лесного комплекса (ФГИС ЛК), куда и поступает вся информация в режиме реального времени.
Это существенное отличие от предыдущей процедуры перевозки леса. Во время работы с системой, известной под аббревиатурой ЛесЕГАИС, достаточно было сформировать QR-код в кабинете. С начала текущего года этого уже мало. Необходимо также предоставлять сведения о маршрутах и местоположении лесной техники в режиме онлайн.
Заветный QR-код подтверждает, что машина прошла идентификацию в АО «ГЛОНАСС» и её маршрут соответствует заявленному. Это оберегает собственника от штрафов, которые в случае нарушений доходят до 400 000 рублей и грозят арестом водителя. А при повторном инциденте — изъятием транспортного средства.
Теперь под контролем всевидящего ока находятся:
Данные с терминала передаются при движении каждые 15 минут или каждые 5 км. Если машина находится на стоянке, раз в 2 часа.
Как оказалось, ответственных бизнесменов в стране мало: по нашим данным, в октябре лишь единицы приобрели оборудование, да и с подключением тоже не торопились.
По мере приближения к заветной дате рынок поставщиков услуг начал расти, а владельцы техники на своём опыте поняли смысл выражения «готовь сани летом». К концу 2024 — началу 2025 года негодование нарастало, на отраслевых мероприятиях и специализированных интернет-форумах зазвучали гневные высказывания. Ажиотаж породил проблемы с наличием АСН и сроками регистрации, а значит, остановил вывозку древесины.
«От сочетания этих букв: ФИГС ЛК и ГЛОНАСС — многих до сих пор передёргивает. В основном бухгалтерский отдел, но и водителям тоже пришлось погрузиться в новую реальность. К постоянным сбоям программы уже все привыкли, как и к тому, что ГЛОНАСС на всех просто не хватило. Когда же большинству наконец удалось установить системы мониторинга, начались проблемы с регистрацией. Но вывозить лес надо было в любом случае и в любых условиях, поэтому происходили эпизоды, когда кто-то действовал на свой страх и риск, без подключений», — комментирует ситуацию президент Союза лесозаготовителей Павел Субботин.
Однако просьбы ввести мораторий на штрафы из-за невозможности подключения к «ЭРА-ГЛОНАСС» услышаны не были. В марте 2025 года представители АО «ГЛОНАСС» заявляли, что процесс подключения к системе мониторинга занимает 3‒7 дней. Но большинство компаний выжидали до последнего и тем самым создали небывалую нагрузку на конец декабря — начало января.
Не помогали ни увеличенный штат техподдержки, ни пошаговые инструкции для подключения. В компании отметили, что главными проблемами стали не дефицит оборудования и не сложности с регистрацией, а цифровая неграмотность пользователей, которые допускают массу ошибок при вводе данных. Другая сторона ответила на эти комментариями нецензурными выражениями и просьбой предоставить переходный период для подключения лесовозов к системе.
«Пик подключений АСН-терминалов в России пришёлся на декабрь 2024 года. В это время все отмечали дефицит устройств и кратный рост цен на них, из-за чего многим компаниям приходилось переплачивать в два или три раза. В настоящее время спрос временно снижен, но мы ожидаем повторения ситуации к сентябрю 2025 года и рекомендуем всем своим клиентам начать переоснащение сейчас, чтобы сэкономить», — делится мнением менеджер по «ЭРА-ГЛОНАСС» ГК FTNET Виталий Молчанов.
Г-н Молчанов также рассказал о процедуре подключения и распространённых ошибках.
Для работы с «ЭРА-ГЛОНАСС» необходимо пройти 4 основных этапа.
«Из нашего опыта могу выделить две самые распространённые ошибки. Первая возникает при регистрации и внесения данных в личном кабинете. Важно запомнить, что при вводе госномеров транспортных средств можно использовать только кириллицу. Латинские буквы система не распознает.
Второй момент связан с сезонностью. Исходя из различных бизнес-процессов тех или иных организаций, техника может использоваться только в определённый промежуток времени (весна-лето). При возобновлении работ в личном кабинете АО «ГЛОНАСС» необходимо возобновить передачу данных, иначе система будет помечать треки от подобной техники как нарушение. Также очень важно уделить особое внимание корректной настройке и установке самого блока, где есть свои тонкости», — поясняет эксперт.
Спустя полгода страсти немного улеглись. На 2025 год, по данным ФГИС ЛК, около 75% лесной техники оснащено АСН. Остальные 25% — преимущественно старая техника или ТС, работающие на землях обороны (исключены по ПП № 1378). Такой информацией поделился Виталий Молчанов.
«Так или иначе, ввод новых требований всегда влечёт за собой сложности. Так как работаем мы преимущественно с конечными пользователями, то не понаслышке знаем, с какими трудностями столкнулись владельцы лесной техники. Большой проблемой стала несовместимость старых моделей спецтехники с новым оборудованием, что повлекло дополнительную финансовую нагрузку на организации, негодования правда было много.
Некоторые компании пытались хитрить, чтобы обойти требование. Обычный телематический трекер пробовали замаскировать под АСН, меняя sim-карту. Это всегда ведёт к блокировке сигнала от нелицензированного устройства через какое-то время, а владельцу ТС приходится повторно покупать и оснащать свой транспорт уже сертифицированными АСН-устройствами. Мы настоятельно рекомендуем не пытаться обойти закон. Скупой платит дважды», — заключает специалист.
На XI Невском международном экологическом конгрессе в мае 2025 г. заместитель главы Рослесхоза Вячеслав Спиренков отчитался о том, что с начала года 80 тыс. единиц лесной техники оборудованы датчиками системы АО «ГЛОНАСС».
Это значит, что любые передвижения машин можно отследить в режиме реального времени. В случае с лесопожарной техникой такая опция помогает оперативнее направлять помощь к очагу возгорания и более эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.
«А если речь идёт о лесовозной технике, то мы можем проверить маршрут движения. Если по неизвестным причинам он был изменён, значит, и легальность перевозимой древесины под вопросом», — заявил Вячеслав Спиренков.
Несмотря на препятствия, эксперты уверены, что внедрение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» значительно повысило прозрачность работы в лесной отрасли, хотя и потребовало времени на адаптацию. Нельзя отрицать, что ещё остались белые пятна и технические нюансы, однако основные проблемы решены, считают представители контролирующих органов.
Павловния: перспективы в культивировании и деревообработке
В 2025 году Россия продолжает оставаться одним из ведущих мировых экспортёров древесины, а её лесные ресурсы вызывают большой интерес на международной арене. По данным Рослесинфорга, в январе-феврале текущего года было экспортировано свыше 3,5 млн...
Читать далее...
Сращивание древесины: и в длину, и в ширину
Оборудование для сращивания древесины не теряет своей актуальности уже несколько лет. Это связано в первую очередь с тем, что в результате активной лесозаготовки в стране запасы пиловочника большого диаметра истощились, и деревообрабатывающим...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.