Минприроды России предлагает сократить зоны контроля лесных пожаров до нелесных земель в резервных лесах примерно с 45% от общей площади земель лесного фонда до 6%.
Региональные комиссии по ЧС и пожарной безопасности могут принимать решения об отказе от тушения лесных пожаров в этих зонах «при отсутствии угрозы населённым пунктам или объектам экономики в случаях, когда прогнозируемые затраты на тушение лесного пожара превышают прогнозируемый вред, который может быть им причинён».
В большинстве регионов решения об отказе тушения принимают автоматически, поскольку средств на это нет. В 2019 году площадь пожаров-отказников составила 7,8 млн га — 77% от общей площади официально учтённых лесных пожаров во всех лесах Российской Федерации.
Ранее Гринпис России* предлагал сократить зоны контроля, убрав из них леса Северо-Западного федерального округа, леса вблизи поселений и основных объектов инфраструктуры, эксплуатационные леса и отдельные небольшие фрагменты. В этом случае площадь зон контроля сократилась бы примерно до 1/4 общей площади земель лесного фонда. По расчётам экспертов, в ценах 2020 года это потребовало бы дополнительного финансинования в размере 14-17 млрд рублей в год.
Минприроды приняло другое решение — сократить зоны контроля почти в 9 раз по сравнению с 2019 годом и сделать их не сплошными территориями, а участками из нелесных выдлов в резервных лесах. По мнению экологов, на практике это будет означать почти полный отказ от зон контроля, поскольку почти любой крупный пожар наверняка затронет лесной выдел, территорию рядом с ручьём, рекой или крупным озером. А значит, формально отказаться от его тушения уже будет нельзя.
«Оценить, сколько потребуется дополнительных денег для реального тушения всех пожаров во всех лесах, относящихся сейчас к зонам контроля, не представляется возможным. Но это точно будут многие десятки, если не сотни миллиардов рублей», — говорится на Лесном форуме Гринписа России*.
Кроме того, в пояснительной записке сказано, что «принятие и реализация проекта приказа не приведёт к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». То есть тушить все лесные пожары на территориях, исключаемых из зон контроля, предлагается силами региональных органов управления лесами и организаций, подведомственных Минпироды.
«Фактически это означает, что реально тушить большинство пожаров в зонах контроля по-прежнему никто не будет (поскольку денег на это нет, и взять их большинству регионов будет неоткуда), но дополнительные силы и средства придётся тратить или на имитацию тушения, или на сокрытие сведений о пожарах. От такого как бы сокращения зон контроля реальной пользы для охраны лесов от огня не будет, и меньше гореть леса не станут», — подводят итог эксперты.
*организация, деятельность которой запрещена на территории РФ
Усиление ответственности за нарушение оборота древесины: препятствия на пути к прозрачности
О том, что власти начнут штрафовать лесопромышленников за нарушение правил оборота древесины, мы писали ещё в марте текущего года. Впервые о нём заговорили в ноябре 2023-го, а весной документ приняли в первом чтении. Спустя ещё несколько месяцев...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.