Химуглемет осуществляет прямые поставки рукавов высокого давления, не уступающих ведущим мировым стандартам от завода «Сварог». Собственные склады в Новокузнецке и Москве. Доставка по РФ, в Беларусь и Казахстан
Реклама.
Erid: F7NfYUJCUneTRxkud2CH
Когда речь заходит об экспорте российской пилопродукции, хочется переформулировать известную песенку: «Не крутите пёстрый глобус, не найдёте вы на нём той страны, страны особой, что весь наш товар возьмёт…». Казалось бы, направлений, которые можно освоить, много, однако масса тонкостей и ограничений делает этот путь тернистым для отечественных бизнесменов.
По оценке Национального лесного агентства развития и инвестиций (НЛАРИ), показатели экспорта пилопродукции непрерывно падают. В прошлом году в России её произвели около 33 млн кубометров. Однако сокращение объёма экспорта задаёт негативную тенденцию и ведёт к снижению темпов заготовки в лесной промышленности.
«Общий российский экспорт составляет 9,9 млн кубов. Но вопрос, будем ли мы падать дальше, остаётся открытым. Потому что сейчас мы видим замедление темпов падения. Может быть, 2025 год проведём, скажем так, на нуле или хотя бы немножко вырастем. Однако точного ответа пока дать невозможно. На это влияет слишком много факторов», — поделился мнением генеральный директор ООО «НЛАРИ» Виталий Липский во время одной из конференций, организованной порталом «ПроДерево».
И, хотя нижняя точка экспорта ещё не достигнута и темпы сокращения замедлились, эксперты не исключают худших вариантов развития событий, особенно учитывая возможные геополитические изменения, растущие проблемы с лесозаготовительной техникой, сложную ситуацию с платежами на внешних рынках.
Такие стрессовые условия не добавляют отечественному бизнесу уверенности в завтрашнем дне. Тем более что основной потребитель нашей пилопродукции, Китай, с прошлого года погряз в экономических проблемах. На него приходилось 60% российского экспорта, а сейчас идёт сокращение. Для сравнения, Турция занимает 6% от всей структуры наших поставок. При этом в 2024 году эксперты заметили рост, так же как и отметили увеличение экспорта в Иран и Казахстан (по 3%).
«Можно сказать, что Казахстан в последние годы занимает позицию транспортного и торгового хаба для поставок в страны, которые не входят в ЕС. Благодаря открытости рынков между Россией и Казахстаном, в этой стране создаётся возможность использовать свою уникальную географическую позицию для продажи продукции в Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан», — поясняет аналитик.
В общей структуре российского экспорта 64% поставок приходится на страны Восточной и Юго-Восточной Азии, 14% занимает Центральная Азия, в страны MENA уходит 11% продукции. Однако с недавнего времени складывается ощущение, что последние законсервировали рынок.
Рынки-лидеры имеют свои преимущества и недостатки, которые наш бизнес пока не научился грамотно оценивать. Традиционно к Восточной Азии относят Монголию, Японию, Корею и Китай. Юго-Восточная Азия — это страны, которые расположены южнее. Именно они на сегодня являются самой большой и привлекательной нишей в мире.
В первую очередь они интересны для нас тем, что становятся всё более платёжеспособными и дружественными по отношению к российской продукции. Экономика азиатских стран постоянно требует дополнительного объёма сырья, материалов, и их географическая близость к Сибири и Дальнему Востоку играет на руку отечественным лесопромышленникам.
Разговоры о Северном морском пути периодически звучат на отраслевых мероприятиях, однако эксперты высказывают опасение, что этот маршрут не будет рентабельным в Юго-Восточном направлении.
Тем не менее попытки подобраться к Китаю морем не заканчиваются. Так, транспортная группа FESCO в прошлом году запустила новый судоходный маршрут в Поднебесную из Новороссийска через Суэцкий канал и обратно. Он включает в себя остановки в Жичжао, Нинбо, Шанхае, Наньше, но ясной картины о будущем этого пути пока нет. Как известно, направления сегодня появились, а завтра их закрыли или перефоматировали, сетуют отраслевики.
Для отечественных бизнесменов по-прежнему основной проблемой поставок в Китай остаётся логистическая слабость российской инфраструктуры. Это в первую очередь нерешаемые железнодорожные трудности, когда РЖД не может обеспечить перевозку всей номенклатуры грузов в срок и в нужном объёме, сюда же можно отнести слабо развитую портовую сеть. Есть и третья проблема, по мнению аналитиков, — отсутствие в стране компетентных операторов: сегодня ниша пуста, за исключением пары крупных компаний.
Кроме этого, существенным ограничением может стать то, что обозначенные страны имеют очень развитый и прогрессивный лесопромышленный комплекс, отмечает г-н Липский.
«Они все идут по пути интенсивной переработки круглого сырья, построены на развитии плантаций. Эта крайне эффективная модель, которая будет конкурировать с нами, и в конечном итоге страны Юго-Восточной Азии обеспечат сырьём не только себя, но и других, как сейчас, например, происходит в сегменте фанеры и МДФ. Опять же, благодаря эффективности, у них довольно низкий уровень затрат, себестоимости и локальной продукции. Поэтому сейчас есть много но относительно этого рынка, и в перспективе он может оказаться для нас не столь дружелюбным».
Снова обратимся к статистике от НЛАРИ. Рынок пилопродукции Китайской Народной Республики в 2024 году показывал падение как по общему импорту, так и по хвойным материалам относительно 2023 года. Страна импортировала 63 млн кубов продукции, показав падение на 3,6%, а по хвойным — 8%.
На долю России пришлось 16,6 млн кубов от общего объёма. Радикально сократились поставки хвойных пиломатериалов из Финляндии и Швеции и других европейских стран (на 46%), но при этом выросла отгрузка лиственных пород в Китай. Новозеландский хвойный кругляк и российские хвойные пиломатериалы снизились на 1 и 5% соответственно. Однако Беларусь нарастила объёмы экспорта этого товара до 29%.
«Стоимость пилопродукции в Китае на конец года была практически в тех интервалах, в которых она находилась в течение всего года, радикальных скачков мы не заметили, хотя в конце года было небольшое падение в ряде регионов, но тем не менее они достаточно быстро восстановились.
Одна из негативных тенденций китайского рынка, которую мы сегодня наблюдаем, — это укрепление юаня, оно снижает общую стоимость импорта древесины. Это значит, что в перспективе китайский рынок может оказаться для российских экспортёров менее привлекательным», — поясняет эксперт НЛАРИ.
Состояние секторов экономики Китая с недавнего времени стало объектом пристального внимания заинтересованных стран. Весь год бизнесмены ждут изменений или хотя бы намёка на оживление.
Однако суровая реальность не щадит их нервы: общие продажи недвижимости сократились на 30%. И, несмотря на моментные колебания, сдвига в позитивную сторону и потенциального роста ожидать ещё слишком рано, предупреждает эксперт. Это же касается и мебельного сегмента, где уже в течение нескольких месяцев фиксируют падение продаж на внутреннем рынке.
«К сожалению, внутренний спрос в Китае находится в депрессивном состоянии, и оснований для радужных прогнозов пока нет. В прошлом году на китайском рынке ярко проявился один важный момент — произошло сокращение импорта пилопродукции в Китай. Аналитики это связывают с различными причинами, в том числе с проблемами на европейском рынке, а именно с санитарным состоянием их лесов, но есть и другие мнения.
В 2024 году объём заготовки в Поднебесной достиг 137 млн кубов. В основном этот объём позволил получить хвойный пиловочник китайского производства. То есть те плантации хвойных пород, которые были посажены ранее, уже пошли в оборот и, по одной из версий, стали вытеснять импортируемую пилопродукцию», — делится наблюдениями Виталий Липский.
Такой поворот опасен тем, что по мере созревания китайских лесов стране всё меньше будет нужна иностранная продукция. Не исключено, что к 2040-2050 годам в КНР начнётся активная заготовка и переработка своего леса.
Депрессией и унынием характеризуется и рынок Японии, говорит эксперт, остальные страны Юго-Восточной Азии не обладают достаточным потенциалом и не импортируют российские пиломатериалы.
Напомним, что в странах MENA российская продукция также присутствует. Ближний Восток, Север Африки, Турция, Иран значительно зависят от иностранной лесопродукции. Однако возможности египетского рынка постоянно уменьшаются под давлением шведских и финских производителей.
«Что касается потребления пилопродукции Египтом, то здесь есть определённый позитив и ожидается возможный рост. Он связан с тем, что в сентябре правительство страны объявило об упрощении строительных норм, которые были введены в 2021 году и значительно сократили объём строительства.
Сейчас власти решили вернуться к старым, довольно низким стандартам строительства и ожидают, что это вызовет существенный рост рынка. Потому что выдерживать жёсткие нормы, к сожалению, египетская строительная промышленность не может», — рассказывает г-н Липский.
Кроме этого, в стране активно развивается крупный кластер мебельной промышленности, который объединяет 500 фабрик, образовательные и технологические центры. Доходы от производства мебели и её продажи в другие страны выросли за 2024 год почти до 463,2 млн долларов.
В ближайших планах властей усилить это направление и начать строительство предприятий по выпуску древесноволокнистых плит и МДФ, однако сырьём для них будут служить местная пальмовая древесина или отходы от растительной биомассы, которая присутствует в стране. Если этот продукт будет успешен, то он составит конкуренцию и выдавит пилопродукцию с рынка, по крайней мере, в мебельном сегменте, выражает опасения аналитик НЛАРИ.
С другой стороны, это создаст площадку для реализации инвестиционных проектов, но тут основными интересантами являются европейские компании.
«Египетский рынок динамично развивается. К примеру, совместные проекты с Саудовской Аравией предполагают рост инвестиций в Египет в виде строительства мегапроекта „Рас-эль-Хайма” — нового города-курорта на средиземноморском побережье. Ожидается, что это вызовет рост потребления пилопродукции.
Таким образом, можно сказать, что на текущий момент страна выглядит умеренно позитивно в плане её поставок. Конкуренцию российским предприятиям составляют финны и шведы, которые очень успешны и, надо признаться, на многих рынках уже вытеснили российский бизнес», — отмечает Виталий Липский.
Даже если отвоёвывать у европейцев долю на этом перспективном рынке, у российских экспортёров есть ещё одна проблема — с платежами и египетскими контрагентами. По словам экспертов, получить деньги за товар от них — довольно сложная задача, она связана с дефицитом платёжного баланса Египта.
Отраслевики также надеются на нераскрытый потенциал Ирака, Ирана и Арабских Эмиратов в силу их относительной доступности.
«Пока неизвестно, будет ли в ближайшем будущем давать какие-то преимущества коридор „Север — Юг”. Хотя поставки по этому направлению идут. Пилопродукцию отгружают в Бандар-Аббасе, где есть склады с российским товаром, часть из него идёт в Индию, часть — в Арабские Эмираты и в другие страны региона. Но тем не менее до конца не ясно, сможем мы нарастить поставки по этому пути или нет. Конечно, решение этого вопроса существенно улучшит и логистику, и экономическую составляющую в регионе», — рассуждает аналитик.
Однако здесь не стоит забывать о том, что в последние десятилетия шведские и финские производители составляют нам существенную конкуренцию. А стагнация европейского строительного рынка и экономики приведёт к тому, что компании этих стран будут усиливать свою активность на тех рынках, где действуют российские производители, пытаясь продать в страны MENA объёмы продукции, которые не реализовали в Европе.
И российские лесопромышленники тут останутся в невыгодном положении в силу логистики и политики. К примеру, у РФ нет широкой представленности в Саудовской Аравии и полноценного входа на рынок страны, отмечает эксперт.
«Говорят, Саудовская Аравия строит города будущего, но наше участие там довольно незначительно. Во многом по политическим причинам. Если смотреть на арабский регион без учёта Турции, то интерес вызывают буквально 3-5 стран. Понятно, что Египет — довольно сложная страна, потому что, хоть и имеет очень большую численность населения, однако очень бедного, с низким платёжеспособным спросом.
Более-менее крепкие середнячки: Марокко и Алжир — для нас, по большому счёту, потеряны в плане сбыта, к тому же они находятся полностью под европейским влиянием. Кроме того, у нас нет логистических путей до них. В общем, отношения в сфере торговли лесопродукцией, скажем так, деградирующие. Они были довольно развитые лет 10-15 назад, но на текущий момент скатились практически к минимуму», — говорит об арабских возможностях г-н Липский.
Не последнюю роль в продажах пилопродукции играет ВВП страны, отмечает эксперт. Среди арабских стран не так много можно начитать богатых, которые являются нефтяными. Более 87% населения живут в нищете, а значит, вопрос строительной активности не является для них первоочередным.
«Ситуация такая: чем выше ВВП арабов, тем больше они приобретают лесопродукции. Когда мы наложили друг на друга данные по ВВП и по импорту пиломатериалов, я очень удивился, эта прямая зависимость видна невооруженным взглядом. То есть чем больше ВВП, тем больше денег, а значит, выше потребление и импорт товаров лесной промышленности. Недавно прошла информация, что проекты Саудовской Аравии, связанные со строительством городов и развитием инфраструктуры, будут сворачиваться.
Есть сигналы о том, что строительная активность затухает, хотя Арабские Эмираты ищут новых операторов на возводимые объекты. При существующих тенденциях вероятность того, что эти инвестпроекты закроются, очень высока. Возможно, это коснётся не всех, но тем не менее потребление пилопродукции упадёт», — предполагает эксперт.
Если отталкиваться от теории зависимости ВВП страны от спроса, то можно пристальнее присмотреться к странам Центральной Азии. Здесь темпы роста ВВП даже превышают российские. Однако на рынках Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана мы конкурируем с китайскими товарами: фанерой и МДФ.
Справедливости ради отметим, что для нас эти страны являются своеобразным демпфером: в случае перепроизводства продукции в России она уходит сюда, а при дефиците просто не поставляется, что позволяет немного балансировать российский рынок. Логистически удобны и доступны с точки зрения таможни для нас Казахстан и Киргизия, остальные же страны ограничены всё тем же камнем преткновения — низким платёжеспособным спросом и доходами населения. А стоимость пилопродукции в этих странах зачастую ниже, чем в России.
Текст: Марина Каталакиди
Действуем по обстановке: поговорили с президентом Союза лесозаготовителей о трудностях лесозаготовителей
Кажется, что режим преодоления трудностей у отечественных лесозаготовителей не выключается на протяжении нескольких лет. Большинству приходится работать под девизом «Выдавать кубы любой ценой». Невозможность пополнения парка техники и её износ — не...
Читать далее...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.