Лесу море по колено: плюсы и минусы транспортировки лесогрузов по воде | Лесной комплекс
Оптимизируйте производство
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Создайте эффективную систему бюджетирования и финансового планирования.
Оптимизируйте логистику лесообеспечения и готовой продукции. Обеспечьте отгрузки продукции клиентам точно в срок с системой планирования со встроенными инструментами оптимизации.
Ознакомьтесь с предложениями экспертов Columbus.

Подробнее Свернуть

Лесу море по колено: плюсы и минусы транспортировки лесогрузов по воде

Лесозаготовка и лесопиление — наиболее распространённые виды лесопользования, которые с каждым годом развиваются всё стремительнее. Инновационная техника и оборудование, крупные инвестпроекты и современные предприятия деревообработки — всё это неизменно толкает предпринимателей к наращиванию производственных мощностей и, как следствие, к открытию новых путей экспорта продукции.

Доставка грузов, в том числе леса и пиломатериалов, с помощью речного или морского транспорта, несмотря на активный рост количества транспортировки продукции авиа- и автотранспортом, всё ещё не теряет своей актуальности. Зачастую перевозка лесогрузов по воде является самым оптимальным способом их транспортировки на значительные расстояния и, что важно, в большом количестве.

Какой лес отправить в плавание?

Как говорится: «большому кораблю — большое плавание!» Однако на борту каждого большого корабля есть установленные правила. Грузовые суда — не исключение.

При транспортировке лесогрузов водным транспортом особое внимание уделяется такому важному свойству древесины, как влажность.

Объём содержащейся в древесине влаги зависит от происхождения леса, свойств места, где дерево было срублено, и сезона, во время которого и проводилась лесозаготовка. Так, например, в зимнее время года лесной груз гораздо тяжелее (от 35 до 100%), нежели тот, что был добыт летом.

Древесину разделяют на мокрую (объём влаги свыше 100%), свежесрубленную (влажность от 50 до 100%), воздушно-сухую (влажность от 15 до 20%) и совершенно сухую, влажность которой оценивается в 0%.

Почему же данные сведения о грузе являются столь важными при перевозке леса морским и речным транспортом? Ответ прост: обилие влаги существенно влияет на вес груза, поэтому очень важно верно рассчитать его плотность и степень использования грузоподъёмности водного транспорта.

Лесные грузы, доставляемые водным транспортом (речными и морскими судами), разделяются на несколько основных групп:

  • круглые длинномерные лесоматериалы (кругляк, балансы, рудничные стойки);
  • пилёный лес;
  • технологическая щепа.
Гружёное брёвнами судно-лесовоз

Круглый лес, перевозимый при помощи водного транспорта, по большей части представляет собой лесозаготовки из хвойных пород деревьев. Длина их превышает 3 м. Диаметр кругляка может варьироваться от мелких лесоматериалов (6-13 см) до средних (14-24 см) и крупных (свыше 25 см).

Груз сортируется по сорту, длине и размеру: так его легче уложить в правильные штабеля, высоту и ширину которых устанавливают согласно утверждённым схемам механизации. В случае с укладкой на борт круглых лесоматериалов высота штабелей составляет около 10 м, а длина — 100 м. Учитывается также и расстояние, отведённое для проходов между партиями груза.

Круглый лес перевозят россыпью (навалом) или в специальных пакетах. Сваливать кругляк на судно как попало, т. е. предварительно не подвергнув его сортировке, запрещается.

Для перевозки длинномерных лесоматериалов предназначены специальные суда (лесовозы). Погрузка может происходить несколькими способами: сразу со склада лесоматериалов, при помощи вагонов или воды. Брёвна могут поставляться как навалом, так и будучи связанными в кипу по несколько штук.

Если груз предварительно доставляется к порту загрузки с помощью железнодорожного транспорта, то длина брёвен не должна превышать 6,5 м. Транспортировка крупных лесоматериалов, по размерам превышающих данный показатель, должна быть согласована с портом перевалки грузов.

При загрузке на судно различных по массе видов круглого леса необходимо правильно распределить груз: наиболее тяжёлые брёвна отправляются на погрузку в трюм корабля, а лёгкие лесоматериалы располагаются ровными штабелями на палубе.

Ещё один вид круглого леса — балансовая древесина. Это колотые или круглые брёвна небольшой длины ( от 0,75 до 2 м) и толщиной от 7 до 24 см, изготовленные из древесины различных пород дерева, как хвойных, так и лиственных, и толщиной от 8 до 24 см. Окороченная балансовая древесина перед погрузкой на судно должна быть выдержана в течение минимум 20 суток.

Рудничные стойки допускаются к транспортировке штабелями на открытых судах, поставляются к порту загрузки как навалом, так и в строп-пакетах. Могут быть размещены на судне рядом с балансами, так как по своим характеристикам данные лесные грузы являются схожими.

Пиломатериалы являются вариативным грузом. Это доски, бруски, шпалы, тарные доски. При транспортировке подобных лесогрузов учитываются объёмная масса и влажность (как и с круглыми лесоматериалами), а также цвет, запах и недостатки древесины, так как при неправильном хранении груза на судне он может растрескаться или покоробиться.

На транспортировку пиломатериалов совместно с иными видами грузов налагаются определённые правила: пилёный лес необходимо оберегать от возможных загрязнений и попадания на него различных масел, смол, сыпучих стройматериалов и т. п. Разумеется, нельзя допускать соприкосновения пиломатериалов с огнеопасными и горючими грузами.

Большей частью пилёный лес транспортируется в пакетах, полужёстких стропах и брусково-проволочной обвязке. Хранится он в штабелях, на которых непременно пишется номер накладной, название судна — информация наносится при помощи краски на торцевую сторону штабеля или на специальную дощечку.

Технологическая щепа — особый вид лесогрузов, к транспортировке которого существует совершенно иной перечень требований.

Щепа относится к однородным сыпучим грузам и также к категории грузов навалочных. Влажность её может колебаться от 60 до 90%. Чем меньше уровень влажности, тем легче проходит процесс работ по её загрузке, разгрузке и транспортировке. При погрузке груза используют пневмоустановки, а при выгрузке — грейферы.

При этом технологическая щепа является грузом легкогорючим и может быть подвержена смерзанию (чем больше влажность груза, тем выше возможность того, что частички смёрзнутся между собой).

Щепа является неопасным грузом в отношении смещения при качке корабля. Хранится она на открытых складах в высоких штабелях (до 20 м), вместимость которых достигает 20 тыс. кубометров. Смешивать разнородную щепу запрещается.

По морям, по волнам: чем выгодна доставка лесогрузов водным транспортом?

Многие лесозаготовители предпочитают перевозить грузы именно посредством речного и морского транспорта. Связано это с тем, что у данного вида транспортировки существует ряд преимуществ перед авто- и воздушными перевозками.

  • Низкая стоимость — один из основных плюсов, привлекающих предпринимателей. На ценах сказывается меньшая затрата энергоресурсов, чем у иных видов грузоперевозок.
  • Возможность транспортировки любых видов лесогрузов — крупногабаритные брёвна и пиломатериалы различных видов и форм, технологическая щепа и изделия из древесины — грузовое судно может перевозить самые разные типы продукции.
  • Большие объёмы — куда лучше отправлять груз одной большой партией, нежели делить его на множество маленьких. Современные грузовые корабли могут похвастаться вместительностью в десятки тысяч тонн. Самолёт  или автомобиль им в этом значительно уступают.
  • Безопасность — морской и речной транспорт считаются куда более безопасным в сравнении с автомобилями, так как на воде практически исключены повреждения и потери грузов.
Штабели пиломатериалов на борту грузового судна

Однако, чтобы до конца соблюсти честность и непредвзятость, стоит уточнить, что и недостатки у данного типа грузоперевозок имеются. И достаточно существенные.

  • Невозможность круглогодичной транспортировки — некоторые порты имеют сезонные ограничения и работают только в определённые времена года.
  • Невысокая скорость перевозки — морской транспорт может значительно уступать в скорости грузовому самолёту или автомобилям.
  • Оглядка на метеоусловия — штормовые предупреждения, айсберги и туманы никто не отменял. Метеоусловия могут сказаться на скорости доставки и на количестве финансовых затрат.
  • Наличие специально оборудованных портов — не в каждый речной или морской порт может причалить лесогруз. В порту должно быть установлено специализированное оборудование.
  • Затраты на доставку в порт и из порта — при транспортировке груза морем не получится организовать его передачу «из рук в руки». Единственный вариант избежать этой проблемы — доставлять лес автотранспортом.

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Новости
AMF-Bruns

Успешный крупный проект: AMF-Bruns вводит в эксплуатацию новый завод по производству биотоплива

AMF-Bruns в настоящее время реализует масштабный проект для одной из ведущих энергетических компаний Европы, который...

Читать далее...

Понравилась статья?

Рынок

Выбор читателей

в начало
Лесной комплекс

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.