Лесной перевозчик | Лесной комплекс
Завод Meusburger Новтрак
Узнать больше Свернуть
Развернуть

Модельный ряд компании Meusburger Новтрак представлен широчайшей линейкой полуприцепов и прицепов , а также надстроек на шасси.
Новтрак специализируется на изготовлении нестандартных и инновационных моделей, разработанных специально под заказчика с учетом его требований и условий грузоперевозок.

Реклама. ЗАО «НОВТРАК», ИНН 5321035445
Erid: F7NfYUJCUneP4zKag9TA

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
Бревна в лесу

Лесной перевозчик

Лес мало заготовить — его нужно еще и транспортировать к месту переработки по весьма специфическим российским дорогам (а иногда по их полному отсутствию), и сортиментовоз — техника, способная справиться с этой задачей.

Неискушенному потребителю сложно разобраться в отличиях одной модели от другой. На первый взгляд все сортиментовозы выглядят одинаково: шасси грузового автомобиля с установленной на ней платформой полуприцепа. Причем бортов этот полуприцеп лишен начисто — вместо них груз поддерживают вертикальные опоры, так называемые коники. Из одного лишь описания понятно, что подобная конструкция не может быть настолько же технологически сложной, как харвестер или форвардер. Но не в этом ее главный конек: прежде всего от сортиментовоза требуется надежность. Ведь эксплуатируется эта машина в куда более жестких условиях, чем, например, строительная техника: пока та спокойно разъезжает по относительно ровной площадке, сортиментовозам приходится преодолевать уклоны, буераки, глубокие лужи и вообще работать там, где вместо дорог чаще встречаются лишь направления.

И лес, и трубы

Хотя и на стройке место сортиментовозам тоже найдется. Специфическая форма полуприцепа позволяет перевозить на нем не только бревна, но множество других длинномерных грузов, например, балки, трубы, а также грузы общестроительного назначения, такие как листовой и профильный прокат черных и цветных металлов, столбы и даже плиты. Только в этом случае полуприцеп с кониками, модифицированный под перевозку труб и других длинномеров, называется иначе — трубовоз. И трубовозов в ассортименте многих компаний–изготовителей порой бывает даже больше, чем собственно сортиментовозов. Например, в компании «Политранс» (Завод по производству прицепной техники марки «ТСП») на одну модель сортиментовоза в ассортиментной линейке приходится 18 моделей и модификаций трехосных и десять моделей двухосных трубовозов грузоподъемностью от 17,3 до 34,8 тонн.

Семейство полуприцепов–сортиментовозов другой популярной на рынке марки — ЧМЗАП — составляют машины с длиной от 12,5 до 18 м. Грузоподъемность этой прицепной техники варьируется от 18,5 до 35 тонн. Некоторые модели оснащены раздвижными кониками, увеличивающими погрузочное пространство до 3,3 метров и телескопическими кониками, которые выдвигаются в том числе вертикально. Усиленная ходовая часть и шины для условий бездорожья. В зависимости от условий эксплуатации и количества перевозимого груза потребителю можно подобрать подходящую модель полуприцепа. Например, полуприцепы со съемными бортами и телескопическими кониками ЧМЗАП 9906–038 БАК, ЧМЗАП 99065–038 БТК, ЧМЗАП 9906–038 Б или ЧМЗАП 99065–038 без бортов. Эти модели можно назвать универсальными. А если уж универсальности хочется еще больше, то вместо сортментовоза покупателю здесь готовы предложить другие полуприцепы–тяжеловозы с кониками. Например, модели ЧМЗАП 99064–081 КК2, ЧМЗАП 99064–081 КШ2. Благодаря наличию трапов и уширителей эти полуприцепы перевозят спецтехнику, а при демонтаже трапов эти же машины могут без проблем перевозить сортименты.

Картина выбора

Однако не груз подбирается к модели сортиментовоза, а наоборот. Ведь именно характеристики перевозимого всегда диктуют параметры инструмента для его перевозки. Помимо свойств груза при выборе полуприцепа–сортиментовоза стоит руководствоваться еще и условиями эксплуатации. Исходя из этого, выбирается длина платформы, грузоподъемность, тип подвески и шин. При тяжелых условиях эксплуатации стоит остановиться на двух– или трехосном исполнении, рессорной подвеске, односкатной ошиновке и типе шин КАМА–1260. При приемлемых условиях эксплуатации, например, для полуприцепов, задействованных только на магистральных перевозках, пневмоподвеска окажется более удачным выбором. Словом, вариантов масса, но только после того, как производитель или продавец получит от клиента всю информацию о фронте работ нужной машины, он сможет порекомендовать самую оптимальную модель полуприцепа.

«Резиновый» сортиментовоз

Российские производители часто делают свои машины с запасом прочности, потому что редкий лесозаготовитель после покупки техники будет беречь ее от перегрузок. Скорее наоборот — в сезон лесозаготовки любая машина, занятая в процессе, эксплуатируется по максимуму, позволяя заготовить и вывезти из леса как можно больше древесины. Не секрет, что иногда лесопромышленники пытаются расширить возможности своего сортиментовоза, наращивая коники и перегружая полуприцеп. Естественно, такое изменение конструкции негативно сказывается на долговечности машины. Но насколько можно увеличить грузоподъемность прицепа таким образом? И, если уж потребитель намерен сделать это, к каким рискам он должен быть готов?

Эксперты отвечают единогласно: поскольку грузоподъемность полуприцепа зависит от подвески, наращивая коники, потребитель рискует, в первую очередь, преждевременным износом и поломкой ходовой части. Ломаются рессоры, при длительном перегрузе из строя выходит ступичная группа деталей (подшипники, а затем ступица). Кроме того, слишком высокие коники ведут к повышению центра тяжести, что может привести к опрокидыванию автопоезда.

[blockquote cite=»Mr. WordPress» type=»left, center, right»]«Мы не рекомендуем превышать грузоподъемность, но если вы все–таки это делаете — как минимум, двигайтесь с минимальной скоростью», — советует коммерческий директор ЧМЗАП (ОАО «Уралавтоприцеп») Дмитрий Сотников.[/blockquote]

Импортные модели полуприцепов реагируют на такое вмешательство в конструкцию более чутко. А потому несмотря на то, что на рынке представлены как отечественные, так и зарубежные сортиментовозы, лидерство все–таки за российскими марками. Два главных преимущества отечественной спецтехники: во–первых, ее не надо «растамаживать», во–вторых, она ориентирована на российского потребителя, и только отечественный производитель на своем опыте знает и о качестве дорог, и об условиях эксплуатации полуприцепа в российской тайге. Впрочем, в последнее время на рынке сложно найти чистокровную российскую технику — едва ли не все производители оснащают свою продукцию комплектующими иностранного происхождения. Так, полуприцеп ТСП 9417–0000020–Л от компании «Политранс» имеет пневмопривод тормозов Wabco, опорное устройство JOST, противооткатные упоры и устройства для увязки груза Suer, причем все это — немецкого производства. От такого симбиоза выигрывают все: и производитель, и заказчик. Вот только немного обидно за российского инженера: неужели технологическое отставание российского машиностроения настолько сильно, что производители уже и не пытаются доверять создание ключевых узлов машины собственным специалистам?

Коммерческий директор ОАО «Уралавтоприцеп» (г. Челябинск) Дмитрий Сотников

Дмитрий Сотников, коммерческий директор ОАО «Уралавтоприцеп» (г. Челябинск):

Один из хитов полуприцепов–сортиментовозов — ЧМЗАП 9906-038 БАК — относится к семейству бортовых полуприцепов с ровной платформой со стальным настилом и раздвижными по ширине кониками для перевозки длинномерных грузов, а также грузов общестроительного назначения. На платформе установлены борта высотой 600 мм. Давно и успешно эксплуатируются на объектах наших постоянных партнеров — ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», группы компаний ФСК ЕЭС. Вездеходные качества этих тяжеловозов позволяют провозить грузы в условиях бездорожья. Двухосный бортовой полуприцеп ЧМЗАП 9906.038-БАК на односкатной ошиновке с длиной платформы 12 000 мм оснащен передним силовым бортом для обеспечения безопасности водителя тягача. Масса перевозимого груза — 18,5 тонн. Шины — 425/85R21 мод. КАМА-1260. Односкатная ошиновка и одинаковая колесная колея тягача и полуприцепа обеспечивают отличную проходимость. Полуприцеп оснащен раздвижными кониками и съемными бортами. Двухпроводное электрооборудование — в защитной пластиковой гофре. Шкворень Georg Fisher, опорное устройство JOST, противооткатные упоры, боковая защита Suer.

Текст: Юлия Ребрунова

Статья опубликована в журнале Лесной комплекс №8 2012

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Читать онлайн
Новости

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.