Изменения в лесное законодательство: позиция ассоциации лесопромышленников «Русский лес» | Лесной комплекс
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях

Изменения в лесное законодательство: позиция ассоциации лесопромышленников «Русский лес»

Спикер
Андрей Гончаров Вице-президент Национальной ассоциации лесопромышленников «Русский лес»

12 мая 2021 года в Госдуме РФ в первом чтении одобрены законопроекты о реформировании воспроизводства лесов, лесоустройства, а также об унификации понятийного аппарата Лесного кодекса РФ.

Нововведения прокомментировал вице-президент Национальной ассоциации лесопромышленников  «Русский лес» Андрей Гончаров.


Андрей Гончаров
Андрей Гончаров, вице-президент Национальной ассоциации лесопромышленников  «Русский лес»

— Для бизнеса — предприятий лесной отрасли — можно отметить несколько благоприятных изменений. Во-первых, законопроектом по воспроизводству лесов предусматривается увеличение сроков выполнения обязательств по «компенсационному» лесовосстановлению с одного года до трёх лет при условии проведения агротехнических уходов за лесными культурами в течение трёх лет после их посадки. Необходимость такой отсрочки обсуждалась с прошлого года в связи с неблагоприятной обстановкой, связанной с распространением коронавирусной инфекции, и сейчас нашла своё отражение в данном законопроекте.

Также важно, что не ограничена конкуренция в части проведения работ по «компенсационному» лесовосстановлению. Такие опасения высказывали участники отрасли, об этом мы говорили на площадке Национального лесного форума и обсуждали с бизнес-объединениями. Поэтому считаем правильным, что здесь остаются рыночные отношения.

Ещё одно нововведение предусматривает, что в случае отсутствия в субъекте РФ земель, нуждающихся в лесовосстановлении, оно должно осуществляться на территориях субъектов РФ, определённых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Ранее это был законодательный пробел, не было понимания, как проводить эти мероприятия там, где отсутствует фонд лесовосстановления, при этом соответствующую ответственность никто не отменял.

Также законопроект об унификации понятийного аппарата Лесного кодекса РФ вводит понятия «лесной комплекс», «древесина», «обработанные и необработанные лесоматериалы». В свете поручения Президента РФ о введении запрета на экспорт необработанной и грубо обработанной древесины существовали опасения в неоднозначной трактовке терминологии. В случае принятия законопроекта эти риски исключаются.

Согласно законопроекту, к необработанным лесоматериалам относятся хлысты (очищенные от сучьев срубленные, спиленные, срезанные стволы деревьев, не подверженные разделению на сортименты путём поперечного или продольного деления), необработанные сортименты (лесоматериалы, полученные путём поперечного деления стволов, подвергшихся первичной (грубой) обработке (удалению коры и заболони, обрезке сучьев, отделению верхушки и прикорневой части стволов деревьев, поперечному делению стволов деревьев на сортименты), в том числе брёвна, балансы, пиловочник), дрова и иная топливная древесина.

Однако мы отмечаем и ряд неблагоприятных для деятельности предприятий лесной отрасли изменений. Например, изменения в законопроект о реформировании системы лесоустройства, который передаёт на федеральный уровень функции по его осуществлению. Фактически это представляет собой монополизацию этих работ на землях лесного фонда.

Представляется абсолютно правильным, что проведение работ по лесоустройству должно осуществляться в соответствии с единым федеральным планом, но устранение в данном случае механизма рыночных отношений считаем нецелесообразным. Это может неблагоприятно сказаться на ценообразовании.

Кроме того, законопроектом установлено, что внеплановое лесоустройство должно будет осуществляться государственными учреждениями и за счёт средств лесопользователей. Существует вероятность нехватки ресурсов для выполнения таких работ. Соответственно, федеральным государственным бюджетным учреждением будут привлечены подрядные организации. Возникает вопрос, почему арендатор лесного участка не может по своему усмотрению заказать эти работы в условиях рыночных отношений, если оплачивает их из своих средств?

Справедливости ради необходимо отметить, что у частных лесоустроительных организаций остаётся возможность осуществлять работы на подряде у федерального государственного бюджетного учреждения, но всё зависит от ценообразования — насколько экономически целесообразно работать на условиях, которые будут установлены.


Экспертное сообщество активно обсуждает поправки в лесное законодательство. Ранее сенатор РФ Татьяна Гигель высказала мнение о роли арендаторов в решении задач по лесоустройству: по её мнению, законодатели должны стремиться к тому, чтобы защитить права лесопромышлеников, арендующих лесные участки.

С точки зрения Валерия Суханова, доктора технических наук, члена-корреспондента РАЕН, Заслуженного работника лесной промышленности РФ, чтобы успешно реализовать новые стратегические планы по развитию лесной отрасли необходим стратег, а его в настоящее время нет. Кроме того, по оценке эксперта, остро строит вопрос концентрации сил и средств, необходимых для реализации этих планов, со стороны как отраслевого сообщества, так и государства.

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Компания «КАМИ»: импортозамещение в тренде Ни одна выставка Woodex не обходится без масштабной...
Читать онлайн
Новости

LEUCO: деревообработка по принципу золотого сечения

На Woodex 2023 компания LEUCO представила инструмент с особой геометрией режущей кромки по принципу Фибоначчи. Заместитель генерального директора дочернего предприятия в России ООО «Лойко Рус» Фарид Акчурин рассказал о том, как инженеры компании...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.