GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.
Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.
GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.
Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU
На рубеже 2010-2020-х годов лесные отношения в Российской Федерации резко изменили вектор развития. Причиной послужил отказ от структурных и экономических реформ в пользу жёсткого административного регулирования.
Без представления лесному сообществу каких-либо причин неисполненным осталось поручение Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева от 22 февраля 2019 года, обязывавшее Минприроды, Минэкономразвития и Минфин России до 20 мая того же года представить предложения по подготовке новой редакции Лесного кодекса РФ.
Разработка и принятие нового лесного законодательства уступили место плану мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, утверждённому 1 октября 2020 года заместителем Председателя Правительства РФ Викторией Абрамченко, и Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ 11.02.2021 г. N° 312-р.
План декриминализации лесного комплекса объединил 50 мероприятий (действий и решений) со сроками исполнения от 15 ноября 2020 года до 1 апреля 2021 года. Все они разбиты на четыре раздела: нормативно-правовые, организационные, контрольные и технологические мероприятия.
В рамках названных сроков основные нормативно-правовые мероприятия получили законодательное обеспечение. Речь идёт в первую очередь о таких резонансных решениях, как:
• создание единой информационной системы управления лесным комплексом для обеспечения прослеживаемости оборота древесины от её заготовки и переработки до реализации готовой продукции на внутреннем и внешнем рынках;
• передача полномочий по федеральному государственному надзору на федеральный уровень с распространением на сферы транспортировки, хранения и обработки древесины;
• разграничение полномочий по федеральному надзору и государственной лесной охране,
включающей патрулирование лесов, а также распространение на работников государственной лесной охраны мер государственной защиты;
• реформирование системы лесоустройства как основы учёта, планирования, инвентаризации и оценки лесов с разграничением полномочий власти и с закреплением лесоустройства на землях лесного фонда на федеральном уровне.
Большие надежды в достижении победы над лесным криминалом авторы перечисленных документов возлагают на информатизацию и цифровизацию лесных отношений. Об этом свидетельствует тот факт, что в Стратегии одним из ключевых показателей развития лесного комплекса указано «число активных пользователей в ЛесЕГАИС, тыс. человек».
В продвижении мероприятий по декриминализации лесного сектора важная роль отведена Общероссийскому народному фронту и средствам массовой информации. При этом телевизионные новости и специальные лесные программы с показом лесных делянок, оккупированных «чёрными лесорубами», напоминают по тональности подачи информации сводки с военных фронтов.
Чтобы декриминализация лесного комплекса не ограничилась указанными мероприятиями, а стала долговременной основой государственной лесной политики, в этом процессе необходимо задействовать экономические и финансовые механизмы. Через них все участники лесных отношений должны прийти к устранению нелегальной и коррупционной деятельности как в сфере оборота древесины, так и при её заготовке.
Один из таких механизмов — лесной налог, призванный заменить существующий порядок установления платежей за древесину на корню, заимствованный из советской централизованно планируемой экономики, когда лесные ресурсы не были объектом купли-продажи, а директивно передавались в рубку лесозаготовителям в статусе сырьевых баз. Основу этого порядка составляла экономическая оценка лесных насаждений (древесины на корню) по таксационным показателям, документально подтверждённым лесорубочным билетом.
Лесорубочный билет обслуживал лесные отношения в советский и постсоветский периоды вплоть до принятия Лесного кодекса в 2006 году. Выданный лесхозом, он удостоверял легальность происхождения древесины на этапе её заготовки (у пня) без какого-либо подтверждения этой легальности на стадиях транспортировки, переработки и потребления древесины.
Ставки платежей, получивших название «попенной платы», утверждались на союзном уровне государственным прейскурантом с дифференциацией по району заготовки (с учётом степени лесистости территории), разрядам (расстоянию вывозки от пня до нижнего склада), породам и категориям крупности древесины.
По прошествии более 30 лет система установления платежей сохранила все основные элементы, за исключением порядка формирования ставок платежей. Сегодня размер платежа формируется из минимальной ставки, утверждаемой и корректируемой Правительством Российской Федерации, и бонуса к ней как результата конкурсного отбора лесопользователей.
Взимание платежей по результатам таксационной оценки растущих лесонасаждений успешно лоббирует частный лесной бизнес, что позволяет поддерживать их на низком уровне — в 2020 году показатель составил 165 рублей за кубометр. (Для справки: цена древесины на корню в скандинавских странах составляет 15–35 евро за м3 в зависимости от породы и сортимента.)
Аргументами для сохранения платежей на низком уровне являются как поддержание конкурентоспособности отечественной лесной продукции на внешних рынках, так и удовлетворение спроса населения внутри страны при его низкой покупательной способности.
В 2004 году существующую систему лесных платежей вывели из-под юрисдикции налоговых органов из-за трудностей их налогового администрирования. По инициативе Рослесхоза были предприняты попытки перевести систему на рыночные методы, которые не дали результатов.
И не только из-за отсутствия достоверных данных об обороте древесины, но и по причине скрытого лоббизма участниками лесных отношений условий для нелегальных и коррупционных сделок с целью получить доступ к лесным ресурсам.
Эти условия в виде коррупционных рисков проявляются при заключении договоров аренды лесных участков и договоров купли-продажи лесных насаждений через аукционы, где присутствует слишком много неопределённостей в оценке параметров лесных участков при их таксации.
Не освобождает от коррупционных рисков и даже усиливает их безаукционный доступ к использованию лесов, реализуемый в рамках приоритетных инвестиционных проектов. Устранить из системы лесных отношений нелегальные и коррупционные сделки, как в сфере оборота заготовленной древесины, так и при доступе юридических и физических лиц к использованию лесов, способен лесной налог.
В этом случае налогооблагаемой базой становится не таксационная оценка древостоев, а заготовленная учтённая древесина. Условия для этого создали федеральный закон от 28.12.2013 г. 415-ФЗ и последовавшие за ним многочисленные акты с внесением в этот базовый закон поправок.
Так, с 2014-го по 2021 годы были приняты законодательные и нормативные акты, которые ввели сортиментацию заготовленной древесины лесопользователями, Единую государственную автоматизированную информационную систему учёта древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС), где фиксируются декларации о сделках с древесиной, сопроводительные документы на её перевозку всеми видами транспорта, а также сведения, содержащиеся в договорах аренды лесных участков, договорах купли-продажи лесных насаждений, договорах о предоставлении лесных участков в бессрочное пользование, лесных декларациях и отчётах об использовании лесов.
Приведённые выше действия, подкреплённые масштабной цифровизацией документооборота, создают налогооблагаемую базу, представленную функционалом:
V0= ∑n1 Vi,
где V0 — объём учтённой заготовленной древесины в целом по стране,
1…i…n — сортименты круглого леса в номенклатуре, утверждаемой Правительством Российской Федерации,
Vi — документально подтверждённый объём заготовки i-го сортимента.
Следующим ответственным шагом за установлением налогооблагаемой базой в натуральном выражении (кубометрах круглого леса) должна стать её конвертация в доход с целевым назначением на развитие лесного хозяйства. Речь идёт о политическом решении: распределить полученную добавленную стоимость между лесным хозяйством и лесной промышленностью в соответствии с приоритетными целями их развития. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
где Р0 — цена базового сортимента франко-пункт учёта древесины,
Рi — цена i-го сортимента франко-пункт учёта древесины,
Кi — налоговый коэффициент для i-го сортимента.
При существующем обезличенном методе калькулирования затрат на заготовку древесины коэффициенты, установленные по соотношению цен и прибыли, будут одинаковыми.
где D0 — годовое суммарное значение лесного налога,
S0 — базовая налоговая ставка или ставка налога в расчёте
на кубометр учтённой заготовленной древесины базового сортимента.
Устанавливаем налоговые ставки для всего набора сортиментов:
Si= S0 · Ki,
где Si — налоговая ставка для i-го сортимента.
Сумма дохода, декларируемого юридическими или физическими лицами, обладающими правами на рубку леса, определяется по формуле:
где Dj — сумма дохода, декларируемого j-м юридическим или физическим лицом,
1…j…m — набор сортиментов, заготовленных j-м юридическим или физическим лицом.
Лесной налог, устанавливаемый в соответствии с предложенным алгоритмом действий, вводится в Налоговый кодекс специальным федеральным законом. Базовая налоговая ставка и сортиментные налоговые коэффициенты также утверждаются законом и подлежат пересмотру с учётом изменений, происходящих на внутреннем и внешнем лесных рынках.
Инициатива по их пересмотру может принадлежать как федеральным органам государственной власти, так и органам власти субъектов Российской Федерации.
Налоговый статус лесных платежей радикально поменяет администрирование в части их сбора, которое в настоящее время осуществляют органы государственной власти в сфере лесных отношений субъектов РФ. Происходит это вопреки требованиям статьи 83 Лесного кодекса, которая не относит администрирование платежей к полномочиям Российской Федерации, переданным на региональный уровень.
Министерства и департаменты лесного комплекса в субъектах РФ осуществляют одновременно управление лесной промышленностью и лесным хозяйством. Трудно представить, что они могут эффективно выполнять ещё и задачу по сбору платежей для федерального бюджета. Для выполнения этой работы у региональных властей нет ни профессионально подготовленных кадров, ни экономических интересов (наполнять деньгами федеральный бюджет в ущерб собственному).
В сложившейся ситуации налоговый статус лесных платежей без сомнения укрепит финансовую дисциплину в части ответственности лесопользователей вносить платежи в установленном размере в установленное время. При этом из системы лесных платежей уйдёт конфликт интересов двух властей (федеральной и региональной), возникающий при распределении лесного дохода и порождающий коррупционные риски.
Эффект от введения лесного налога в лесные отношения не ограничится достижением фискальных целей. В комплексе с другими финансовыми механизмами он способен через систему льгот и преференций оказывать стимулирующее воздействие на технологическую трансформацию лесного сектора с конечной целью создания в нём «зелёной» экономики.
Но при этом налоговые льготы должны быть привязаны не к сортиментам круглого леса, а к юридическим и физическим лицам, осуществляющим заготовку и переработку древесины при достижении ими высоких результатов в области инновационного развития лесного комплекса.
Лесной налог также предоставляет возможности решать общеэкономические и даже политические задачи, принимая на себя функции таможенной пошлины путём дифференциации ставок при использовании древесины на внутреннем и внешнем рынках.
Лесной налог становится регулятором экспорта круглого леса с возможным запретом вывоза из страны отдельных сортиментов и пород. В этой ситуации он принимает на себя функции пошлины и выводит экспорт круглого леса из-под юрисдикции ВТО.
Успех в замене существующих квазиналоговых платежей за древесину на корню лесным налогом гарантирован длительным отечественным опытом применения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в качестве инструмента государственного управления минерально-сырьевыми ресурсами.
Через изъятие природной ренты налог на добычу полезных ископаемых оказывает большое влияние на формирование энергетической политики на национальном и глобальном уровнях. Лесной налог может не только продолжить этот опыт, но и усовершенствовать его с учётом особенностей многоцелевого использования лесов как воспроизводимых ресурсов.
На начальном этапе введения лесного налога могут возникнуть негативные факторы, обусловленные неготовностью органов государственной власти и частного бизнеса принять новые условия в отношениях между ними.
Чтобы избежать этого, целесообразно подготовить и реализовать пилотный проект с обложением налогом юридических лиц, осуществляющих использование лесов на базе приоритетных инвестиционных проектов в двух-трёх субъектах в Сибири и на Дальнем Востоке.
Это может быть двухлетний эксперимент с установлением налоговых ставок, исходя из заявленного в договорах размера арендной платы. Такой механизм позволит отработать на практике порядок администрирования налоговых платежей, не ухудшая при этом экономические показатели арендаторов лесных участков.
При наличии политической воли у руководства страны и партнёрских отношений между хозяйственным и промышленным сегментами в ЛПК лесному налогу удастся выполнить главную миссию — победить в отрасли криминал и коррупцию, выведя его на путь устойчивого эффективного развития.
Удержаться на плаву: господдержка ЛПК в условиях санкций
Согласно последним данным Росстата, в январе — апреле производство пиломатериалов в стране увеличилось на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 9,7 млн кубометров. Производство фанеры при этом возросло на 14,5%, составив...
Читать далее...
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.