Запаковать кризис: как целлюлозно-бумажная отрасль справляется с вызовами 2023 года? | Лесной комплекс
Бензопилы серии GEOSMAX
Узнать больше Свернуть
Развернуть

GEOS — российское название бренда AL-KO, уже более 90 лет выпускающего садово-парковую технику по всему миру. За такой продолжительный срок разработан и выпускается широкий ассортимент надёжной техники как для частного, так и для профессионально применения.

Бензопилы серии GEOSMAX — это качество, надёжность и безотказность в любых условиях эксплуатации.

GEOS — это 20 лет работы в России, 455 дилеров и более 150 авторизованных сервисных центров по всей стране.

Реклама. ООО «ГЕОС», ИНН 7701190698
Erid: F7NfYUJCUneP2WMtPznU

Подробнее Свернуть
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
взгляд профессионалов отрасли на ситуацию в ЛПК
Подписывайтесь в социальных сетях
офисная бумага
Фото: pxhere.com

Запаковать кризис: как целлюлозно-бумажная отрасль справляется с вызовами 2023 года?

«Будем отталкиваться от дна», — так обозначил перспективы российской целлюлозно-бумажной промышленности в конце прошлого года член наблюдательного совета ассоциации «Лига переработчиков макулатуры», председатель комитета по госполитике и местному самоуправлению заксобрания Пермского края Александр Бойченко в интервью «Ъ-Прикамье».

Разумеется, не стоит вырывать одну фразу из контекста: на самом деле, 2022 год для бумажников прошёл, по словам эксперта, относительно неплохо. Отрасль смогла преодолеть брошенные ей вызовы, а кое-где даже преуспеть.

«В целом это был неплохой год, объём производства был ненамного меньше объёмов 2021 года, который у бумажников считается стабильным периодом.

Главное — в уходящем году российские бумажники не участвовали в разгоне инфляции по стране. Напомню, в этом году инфляция в России составит не менее 10%. Продукция российских бумажников не подорожала. Наоборот, она падала в цене, но потом возвращалась к показателям 2021 года», — отмечал Александр Бойченко в декабре 2022 года.

Вообще, в бумажной отрасли цены на продукцию регулярно сменяются от высоких к низким и наоборот. Объясняется это высокой цикличностью, которая, по словам эксперта, характерна как для российского, так и для мирового рынков ЦБП. В 2022 году в процесс вмешался политический кризис: санкции разрушили традиционные логистические потоки, из-за чего, например, цена на картон в ноябре 2022 года на мировом рынке снизилась на 20%. 

При этом российские бумажники смогли адаптироваться к новым условиям, из-за чего сокращений в отрасли удалось избежать. Логистику, разумеется, в изначальном виде спасти не удалось, но её получилось перестроить. Нашлась даже замена импортным европейским химикатам, хотя некоторые опасения у предприятий всё-таки были. 

Так, в апреле прошлого года в материале «Береста отменяется: как в России ищут замену белой офисной бумаге» «Лесной комплекс» писал о том, что поставки своей продукции в Россию прекратила финская компания Kemira, которая до известных событий 2022 года стабильно обеспечивала российские предприятия ЦБП химическим сырьём — хлоратом натрия, с помощью которого производители отбеливали целлюлозу. Отечественные производители, не имевшие под рукой аналога необходимого компонента, начали опасаться возможной остановки производств, однако вскоре на помощь им пришли расторопные азиатские партнёры. А кто-то и вовсе решил производить свои химикаты или небелёную целлюлозу и крафт-бумагу, как Архангельский ЦБК.

Необычное решение проблемы нехватки белёной целлюлозы предлагали в 2022 году и российские учёные. Её источником, по их мнению, может стать борщевик Сосновского — известный всем россиянам вредный сорняк, который когда-то в СССР хотели приспособить для производства кормов для скота. Подробности можно найти в приведённой выше статье. 

А ещё 2022 год показал, что в России есть и наши собственные производители необходимого отрасли химического сырья. Например, в Подмосковье молодая компания решила опробовать освободившуюся нишу и стала производить крахмал для предприятий ЦБП. А завод имени Свердлова из Нижегородской области ещё до санкций поставлял отечественным бумажникам химреактивы. 

Некоторые производители на фоне ухода западных конкурентов в прошлом году смогли, по словам Александра Бойченко, выйти в плюс: 

«Из выгодоприобретателей ситуации оказались комбинаты, у которых ушли западные конкуренты. Например, ЦБК «Кама» из Краснокамска производит картон для индивидуальной упаковки. До 24 февраля этот продукт импортировался в РФ, в год примерно 300 тыс. тонн. Импорт «встал» из-за санкций. Краснокамские бумажники заняли эту нишу и выходят на производство 200 тыс. тонн в год».

Другая проблема — закрытие европейского рынка, которое  доставило большие проблемы остальным сегментам российского ЛПК. В то время как пеллетчики или производители фанеры, лишившись основных путей сбыта, столкнулись с острым вопросом реализации своей продукции, предприятия ЦБП, которые реализовывали значительную часть производимых бумаги, картона и упаковки внутри страны, такого сильного удара не ощутили. Однако и здесь структура экспорта претерпела значительные изменения: были существенно увеличены поставки в Китай, несмотря на то, что логистика значительно подорожала. 

гофрокартон

«Китай — перспективный глобальный рынок, но большую часть объемов бумаги — около 10 млн тонн в год — экспортирует из Канады. Если бы на правительственном уровне провели переговоры и договорились с нашим соседом, чтобы он брал в РФ хотя бы десятую часть необходимого ему объёма — было бы замечательно», — отмечал в декабре 2022 года эксперт. 

Прогноз Александра Бойченко на 2023 год был прост: год должен был принести в отрасль, по его мнению, ещё больший кризис, который был бы аналогичен ситуации 2008–2009 годов. Ну а на вопрос: «А как там у них?», — эксперт мог бы ответить, что по Европе и Америке кризис ударит ещё сильнее, чем по России:

«2023 год будет годом более сильного кризиса. Практически полная аналогия с 2008–2009 годами. Только сейчас у западных экономик ситуация сложнее, прежде всего у американской. Им сложнее обеспечивать эмиссию доллара. Впервые мир переходит на оплату продукции без доллара. Российским бумажникам будет проще проходить этот кризис — объёмы и цены уже упали, будем отталкиваться от дна», — резюмировал в декабре 2022 года г-н Бойченко. 

А на рынке упаковки всё спокойно

В первом полугодии 2022-го предполагалось, что «отталкиваться от дна» придётся также и российскому рынку упаковки: из страны дружным маршем поспешили уйти такие гиганты отрасли, как Elopak и Tetra Pak, из-за чего пищевой промышленности в РФ начали пророчить скорый дефицит качественной импортной асептической упаковки.

Читайте также: «Ответ «тетрапакам»: чем живёт российский рынок упаковки в условиях санкций?». 

Панические настроения пришлось унимать Минпромторгу. Да, технология Tetra Pak уникальна, и уход именитого производителя успел пошатнуть уверенность некоторых россиян в завтрашнем дне, однако на территории нашей страны продолжила работу российская «дочка» компании, производящая те самые заветные «Тетрапаки», которые, к слову, очень не нравятся экологам. 

Отечественные предприятия ЦБП тоже не стали тянуть резину и активно подключились к производству упаковочной продукции (отметим: не только для пищевых товаров!). В этом начинании правительство их поддержало. Не так давно (в марте 2023 года) президент России Владимир Путин поручил увеличить долю использования населением страны одноразовой бумажной упаковки в целях отказа от пластиковых изделий. 

Также это поручение предусматривало развитие производства отдельных видов целлюлозы и продукции её переработки, в том числе для обеспечения нужд ОПК.

Потребление бумаги растёт

Но вернёмся к упаковке. Её, как оказалось, нужно будет много. И спрос на неё растёт сегодня не только в России.

К 2030 году, как сообщает «Российская газета» со ссылкой на The Environmental Paper Network, потребление бумаги в нашей стране и в мире составит около 482 миллиона тонн.

Согласно подсчётам экспертов, приблизительно 40% заготовленной древесины на сегодняшний день используется в качестве сырья для изготовления продукции ЦБП. Каждый год для этих целей на планете вырубают 7,6 млн га деревьев, из которых производят свыше 400 млн тонн бумаги и картона. Ну а в РФ, по данным Минприроды, ежегодно заготавливают около 120 тыс. га, 35% от этого объёма идёт на производство бумаги, картона и, конечно же, упаковки. Так, за последний год российские предприятия нарастили производство бумажной тары — пакетов и мешков из крафтовой бумаги. Объёмы их выпуска выросли на 10%. 

Высокий спрос на упаковку эксперты наблюдали ещё во время пандемии COVID-19: во всём мире люди стали активно пользоваться доставкой продуктов и готовой еды на дом. В то же время заметно «оживилась» строительная отрасль, а многие производители строительных смесей в качестве тары используют как раз промышленные бумажные мешки. 

Не обошлось, конечно же, и без экологической повестки, которая призывала и до сих пор призывает население всего мира отказаться от вредного пластика и заменить его безопасными аналогами, в частности бумажными. 

Вместо газет и журналов — коробки и пакеты

По оценке специалистов, спрос на бумажную упаковку в ближайшие годы будет расти. Россия исключением не станет. Потому сегодня в нашей стране появляются новые производства экологичной тары. При этом некоторые из них открываются на основе уже существующих. 

В Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) сообщили «Известиям», что российские типографии переориентировали свои производства на упаковочные цеха. Причина столь кардинальных перемен кроется в снижении спроса на периодическую продукцию. Это уже привело к закрытию части предприятий и переоснащению тех компаний, которые сегодня продолжают свою работу на рынке. Представители этого бизнеса отмечают, что упаковка по типу производства к типографиям ближе всего.

нехватка бумаги
Фото: https://pixabay.com

Например, компания «Красногорская типография» к настоящему моменту запустила производство плотной картонной упаковки, которая, по словам гендиректора Павла Мелихова, подойдет для обуви, настольных игр и лекарственных препаратов. 

Другая типография, «Шикодизайн», наладила аналогичное производство: изготовленные на предприятии коробки можно использовать для упаковки кондитерских изделий, косметики и канцелярских товаров.

В «Типографии А1», которая специализируется на изготовлении каталогов, журналов и другой печатной продукции, теперь тоже производят упаковочные коробки. А холдинг VMG-Group запустил производство самоклеящихся этикеток. 

«Упаковка — перспективное направление для типографии. Сейчас на все виды такой продукции довольно высокий спрос, и он растет. Это связано с тем, что ряд иностранных компаний по её производству остановили работу на российском рынке, поэтому заказчики стали искать изготовителей среди отечественных организаций», — цитируют гендиректора VMG-Group Дмитрия Ремизова «Известия».

Исполнительный директор ГИПП Павел Мирошниченко отметил, что компании, которые ранее размещали заказы на печатные изделия, такие как журналы, брошюры, листовки и прочие рекламные товары, российский рынок покинули. По его словам, российские типографии сегодня переходят на изготовление новых типов товаров, чтобы дозагрузить свои цеха.

В Минцифры, к слову, считают, что сокращение объёма рынка печатной продукции связано с развитием IT-сферы и ростом популярности цифровых носителей, а не с уходом зарубежных партнёров. При этом власти, как отметили в ведомстве, в настоящее время оказывают печатникам поддержку. Например, на ввоз полиграфических материалов, бумаги и оборудования установлены нулевые или минимальные ставки таможенных пошлин, а печатные издания получают от государства финансирование. 

Для запуска производства упаковочной продукции типографиям сегодня требуются инвестиции в оборудование в размере 10-15 млн рублей. Такую сумму называют сами представители бизнеса. В 2022 году из-за приостановки поставок и сервисного обслуживания импортной техники некоторые типографии столкнулись с угрозой прекращения работы и закрытия цехов. Замену европейским станкам нашли (кто бы мог подумать!) в Китае.


Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отрасль с напророченным кризисом пока справляется. Для многих «спасением» стало производство упаковочной продукции: «тетрапаков», этикеток, бумажных пакетов и картонных коробок. Другие в ходе экспериментов нашли свою нишу и стали производить небелёную целлюлозу и крафтовую бумагу. 

А некоторые, невзирая на непростую экономическую ситуацию, готовы вкладываться в реализацию масштабных инвестпроектов. Например, группа «Илим» сегодня строит целлюлозно-картонный комбинат (ЦКК) в Усть-Илимске Иркутской области. На сегодняшний день это один из крупнейших проектов в лесопромышленном комплексе: общий объём инвестиций в строительство ЦКК составляет более 1,3 млрд долларов. Завершить проект группа планирует уже в этом году. 

«Лесной комплекс» продолжает следить за ситуацией в отрасли. Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы ничего не пропустить!

Нашли ошибку?

Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации... Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на...
Читать онлайн
Новости
Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК

Оборудование NorthSaw поддерживает вектор автоматизации российских ЛПК

Тренд на механизацию и автоматизацию набирает обороты на предприятиях ЛПК нашей страны. Ещё недавно цель увеличения объёма производства при минимальном количестве персонала многим компаниям казалась недостижимой, особенно в условиях санкционных...

Читать далее...

Рынок

Выбор читателей

Подпишитесь на телеграм-канал "Лесной комплекс" Свернуть
в начало

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.